Надежда БРУСКОВА
В День славянской письменности в Москве веру и волю людей проверили не очень гуманным способом
К сожалению, многие верующие и сочувствующие провели 24 мая по воле наших чиновников в пятичасовом ожидании на Пречистенке. Ждали, когда же поведут на встречу с патриархом Кириллом. Как это часто бывает в Москве во время народных праздников и гуляний, организовано всё было из рук вон плохо — бесчеловечно, необдуманно.
В 1991 году правительство постановило сделать этот день церковно-государственным праздником: Днём славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия). А раз государственный, значит по всем школам, университетам, государственным организациям вышло распоряжение — собрать население Москвы к 9:00 в трёх точках (каждой префектуре, округу и району было отведено своё место), на трёх улицах: площади Ногина, Москворецком мосту и Пречистенской набережной, которые ведут на площадь к храму Василия Блаженного. На них и собрали народ, как в старые добрые времена.
Собрались в основном студенты. Когда всех собрали в точке назначения, мы были такими уставшими, что ушли с самого праздника сразу после того, как выслушали речь Кирилла.
Пока Кирилл вёл службу в храме Христа Спасителя (День славянской письменности и культуры в этом году совпал с Духовым днём), многотысячные (около 40 тысяч человек) толпы студентов, служащих, гардеробщиц из школ (так как учителя были на уроках), дворников и чернорабочих, совсем не православных, из ближнего зарубежья (их, видимо, пригнали из ДЭЗов, чтобы создать видимость массового мероприятия), и немногие верующие тоскливо маялись в шеренгах. Население и не население Москвы — все, кто работает в гос. организациях — стонали от боли в ногах, студенты лежали на асфальте, мучимые тоской и жаждой (воду отобрали при досмотре). Хорошо, погода была относительно мягкой, без палящего солнца или дождя. Наконец, дождавшись двух часов, когда и колокола сообщили о конце службы, и свист прошёл, уже не похожие на стройные шеренги людей были в сотый раз построены и практически бегом отправлены на площадь.
Может, общественное шествие во главе с патриархом Кириллом от храма Христа Спасителя до Красной площади и прошло, но только уже с оставшимся на Пречистенке одним южным округом, да и то трудно было понять, кто ведёт эту самую красивую стройную шеренгу по 20 человек в ряду.
Впрочем, зрелище было очень вдохновенное.
Но когда Кирилл начал свою речь, и контроль над подопечными со стороны начальства организаций спал, да и само начальство куда-то вдруг делось, толпы стали растекаться, другого слова не подобрать.
Я слышала разговор солдат ОМОНа, держащих отцепление, чтоб никого не пускать во внутрь: «Разбегаются. Что делать? Велено не впускать, не выпускать велено не было?»
Жаль мне как верующему человеку, что всё так прошло — что мучили детей, студентов, женщин ни за что.
Ведь если б за веру стояли и ждали, то и не роптали бы тогда, но за веру собираются добровольно. Да и смысл построения шеренги за пять часов до самого торжества остался непонятен.
Источник: Частный корреспондент