Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 268 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



РЕФОРМА ИЗВНЕ НЕВОЗМОЖНА

Печать

Светлана СОЛОДОВНИК

 

...

Полемические тезисы к научно-практической конференции «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке», проведённой 16.09.2012 Фондом содействия национальному согласию «Россия для всех» и Фондом Станислава Белковского.


С чем можно поспорить:

1. Нельзя сказать, что «миссия» церкви сводится исключительно к «кампании по выбиванию из государства (власти) различных материальных ресурсов». Выбивание идет своим чередом, но и миссионерскую деятельность патриархия пытается расширить. Недаром каждый приход теперь должен иметь миссионера на зарплате. Да, это зачастую делается формально, но очевидно, что церковное руководство осознает это как проблему и пытается что-то делать в этой области. Об этом говорит и введенное совсем недавно правило не крестить без хотя бы минимальной катехизации.

2. Формулировка «размежевание между Церковью и гражданским обществом» тоже, на мой взгляд, неверна. Многие православные ощущают себя органичной частью гражданского общества, ходят на митинги, записываются наблюдателями на выборах, откровенно высказывают свои взгляды на противоправные действия власти — и продолжают оставаться членами церкви. Поэтому  точнее, в данном случае, было бы говорить об официальной политике патриархии, которая в конфликте власти и протестной части общества действительно склонна поддерживать власть, несмотря на периодические осторожные оговорки, что «нужно прислушиваться к голосу народа». Но такова позиция не только топ-менеджеров патриархии, но и огромного числа людей, от чиновников до простых смертных, так что было бы странно ожидать от церкви, организации консервативной и малоподвижной, что она будет впереди планеты всей.

Что касается реформы церкви. Невозможно реформировать церковь извне, этот процесс может идти только изнутри. Когда необходимость перемен почувствует большинство церковного народа, тогда реформы неизбежно будут происходить. По моему опыту, не так много у нас активных приходов, где люди бы ощущали потребность состоять в приходском совете, решать вопросы внутриприходской жизни (кроме дележки денег) — большинство вполне удовлетворяется ритуалом и ни в какой дополнительной «деятельности» не нуждается.

Перечисленные в релизе конкретные предложения по реформированию церкви в общем и целом сводятся к отстаиванию принципа светскости и отделения церкви от государства. Но пока церковь получает от власти одни лишь бонусы, а власть не чувствует особой нужды «отделить себя от церкви», напротив, скорее в ней нуждается, чтобы отсечь от протестного движения значительные слои населения, все рассуждения о необходимости разорвать эту связку представляются наивными и абсолютно невыполнимыми — это все равно, что настаивать на том, чтобы ваши соседи по лестничной площадке развелись: вам, дескать, кажется, что они живут неправильно. А они вполне довольны. И большинство церковного народа, пока, такая ситуация тоже вполне устраивает — повышает собственную значимость, придает вес и т. д. и т. п. На мой взгляд, у церкви появится потенциал для реформирования, только когда власть ее «разлюбит».

Это, однако, не значит, что люди, жаждущие перемен, должны смириться и сидеть сложа руки. Но на первых порах, как мне кажется, лучше не анонсировать «широкую программу реформ», а просто заняться распространением грамотности: считанные единицы верующих знакомы с основными церковными документами. Как люди могут протестовать против Устава (лишающего их всех прав), когда они этот Устав в глаза не видели? Подавляющее большинство священников не читало, не то что миряне. Межсоборное присутствие что ни месяц выдает какой-нибудь новый документ — многие ли их читают? Вот, кстати, одно из здравых начинаний патриархии — обсуждение этих документов на церковных сайтах. Но в процессе участвует опять же относительно узкий круг людей. Нужно расширять круг людей, сознательно относящихся к делу.

 

Источник: Россия для всех

 

Комментарий RP: Полемические тезисы журналиста к поднятым на конференции вопросам отличаются прежде всего профессиональной точностью в определении симптомов конкретных явлений. Так, указание на аморфность сообщества православных юрисдикции РПЦ МП, которые довольствуются  культовыми возможностями посещения храмов и удовлетворения обрядовых нужд, свидетельствует о вполне определенном уровне религиозности.

Замечание о восприятии принадлежности к православному вероисповеданию, как особого статуса в собственных глазах, позволяет предполагать в сообществе патриархийных православных в качестве основы не столько "религиозную веру", сколько "клерикальную идеологию". При этом, такая идеология и в самом деле могла бы оказаться совершенно ни к чему, если власть "разлюбит" РПЦ МП и действительно религиозные люди окажутся вынужденными искать опору в вере. 

Парадоксально, но полемические рассмотрения отдельных вопросов, касающихся социальных проявлений религиозных организаций оказываются оптимальным условием для анализа существующих внутри них самих и связанных с ними проблем. 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100