Регистрация / Вход



ПАРАДОКСЫ "БОГОУПОДОБЛЕНИЯ"

Печать

 

...Когда речь заходит о правах человека, представители Русской православной церкви Московского патриархата всегда говорят «да, но». Давайте приглядимся к тому, что стоит за этим «но» поподробней.

 

«Богоуподобленные» против просто людей

Ещё в 2006 году РПЦ МП представила собственную доктрину прав человека на очередном Всемирном русском народном соборе. Её автором был митрополит Кирилл (Гундяев), сегодня — патриарх московский. Согласно «Общей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году, правами человек обладает с рождения, уже просто потому, что он — человек. Все христианские Церкви обычно признают это фундаментальное положение, добавляя, что у каждого человека есть эти права, поскольку каждый — образ Бога, свободное и разумное живое существо. Права потому и называются природными, что они принадлежат каждому, кто является человеком по собственному существу, по своей природе.

В «Декларации о правах и достоинстве человека», принятого ВРНС, митрополит Кирилл вводит новое учение о человеке и его правах. Оказывается, в человеческой личности следует различать её ценность и достоинство: «Ценность — это то, что дано, достоинство — это то, что приобретается». Это очень важная оговорка, поскольку понятие о достоинстве человека, которое лежит в основании концепции прав человека, распространяет это достоинство на всех людей без исключения. Кирилл же намеренно сужает понятие о достоинстве человека, таким образом, часть людей его лишается. Права человека, по Кириллу, не изначально присущи ему, но должны быть направлены на реализацию «достоинства» личности. Потому-то «содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью». В противном случае это профанация, «ибо безнравственного достоинства не бывает».

Несмотря на казуистику (а как иначе?! Кирилл тогда ещё не стал патриархом, и до открытого человеконенавистничества не созрел), налицо схема: правами человека может обладать только «нравственный», «достойный» человек. Это уже явное выступление против Всеобщей декларации, где правами обладает любой человек.

В другом месте Кирилл соотносит свою «ценность» человека с с библейским понятием «образа Божия», а своё понятие «достоинства» с библейским «подобием» Божиим. Отсюда следует, что человек имеет права не потому, что является человеком, образом Божиим. Человек имеет права, поскольку и насколько он является подобием Божиим, то есть, насколько он стал праведным, святым. Различные меры «добродетелей», которые люди достигают лично, — это различные меры «богоуподобления». И люди имеют различную ценность и достоинство в зависимости от меры богоуподобления. Эта концепция на практике приводит к выводу, что «богоуподобленные» будут иметь больше прав, чем безнравственные.

Перенесение прав с человека вообще на человека достойного, явно имеет антигуманные последствия: согласно этой концепции, у одних людей — достойных — есть права, а у других — безнравственных — прав нет. Этот религиозно-расистский подход Кирилл пытается обосновать с помощью аскетического учения преп. Максима Исповедника. Тот однако учил о принципиальном природном равенстве всех людей независимо от национальности, вероисповедания, возраста, социального положения и морального «достоинства».



Гуманизм — враг РПЦ

Идеология гуманизма, для которого человек как таковой является мерилом общественных отношений вызывает у чиновников РПЦ отторжение. «Гуманизм — это культ человека», — годами повторяет протоиерей Димитрий Смирнов — мультифункционер Московской патриархии. В настоящий момент этот священник, известный человеконенавистническими и ксенофобскими высказываниями, занимает сразу несколько ключевых должностей в система РПЦ. Он является председателем отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, проректором Православного Свято-Тихоновского богословского института, деканом факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, сопредседателем церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского патриархата и т. д.

Продолжим цитирование о. Смирнова: «Гуманизм — это такая религия, в центре которой не Бог, а человек. А Бог — за рамками гуманизма. Это направление мыслей берет свое начало в эпоху Возрождения. Не все знают, эпохой возрождения чего она была. А это была эпоха возрождения язычества. Поэтому гуманизм — христоненавистническая религия. Ведь самый высокий идеал человека был достигнут во Христе, в котором Божество соединилось с человечеством. Поэтому Христос и стал образцом во всем: и в отношении к жизни, и в отношении к миру и к ближнему. А гуманизм — это отношение без эталона, где каждый волен объявить себя мерилом всех вещей, и часто так и делает. Конечно, в современной России гуманистическая идеология имеет право на существование, но она не должна навязываться как обязательная».



Конституция для РПЦ не обязательна

Не будем опровергать квазиправославную мифологию «языческого» характера Возрождения, в эпоху которого были созданы памятники христианской культуры, имеющие общемировую значимость (произведения Рафаэля и Микеланджело, например), а также появились предпосылки для просвещения, государственного здравоохранения и научного прогресса. Для РПЦ МП это ничего не значит, поскольку образованность, здоровье человека и наука не являются приоритетами этой организации по определению (о чём говорить, если руководящий кадровый состав РПЦ МП это епископы, которые, согласно канонам, не могут иметь детей, жить нормальной половой жизнью и т. д.?).

Обратим внимание на слова о том, что «Бог — за рамками гуманизма... гуманистическая идеология имеет право на существование, но она не должна навязываться как обязательная». А вот как звучит текст Конституции государства, гражданином коего является о. Смирнов: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Налицо явное — очень мягко говоря — игнорирование функционером РПЦ Основного закона Федерации. А если вспомнить, что Бог так же за рамками Конституции, как и за рамками гуманизма, то становится понятным наплевательское отношение клириков РПЦ МП к законам нашей страны.

С другой стороны, новейшая риторика РПЦ явно расходится и с основами христианского вероучения. В соответствии с ними человек свободен и имеет право творить как добро, так и зло, зная, что за свои поступки понесет полную ответственность. То есть автономия личности, являющаяся фактом жизни, для христианства, кроме того, является принципиальным положением вероучения. РПЦ почему-то хочет лишить человека природной для него свободы, о которой к тому же учит Библия.



Позиция других православных церквей

Эту позицию не поддерживают другие поместные православные церкви и, прежде всего, Вселенский патриархат. Так, патриарх константинопольский Варфоломей неоднократно заявлял о том, что учение о правах человека возникло под воздействием христианского и шире — религиозного учения о человеке. Он подчёркивает, что это учение не является враждебным религии, христианству, православию — несмотря на то, что определяющими для внедрения прав человека в жизнь явились усилия деятелей секулярного движения Просвещения. «Права человека», — пишет патриарх Варфоломей, — «не изобретение Просвещения: они принадлежат к самой сущности религии, неразрывной с понятиями религиозной свободы и толерантности». Относиться безразлично к фактам нарушения прав человека — это грех, сравнимый с Адамовым грехопадением. «Когда мы, верующие, не возвышаем свой голос перед лицом нетерпимости и жестокости — мы перестаем быть и верующими, и людьми».

Античеловеческая концепция РПЦ многократно подтверждалась различными документами и комментариями её иерархов после 2006 года. Это не только рецидив тоталитарного советского мышления, странным образом совмещенный с христианскими понятиями, содержание которых подменено религиозным расизмом. Антигуманизм РПЦ является идеологическим обоснованием господства бюрократии от имени «священного» государства над каждой личностью.



Католичество и МП-православие: почувствуйте разницу

Чувствуя необходимость как-то обосновать эти беспомощные с богословской точки зрения конструкции, РПЦ решила обратиться к опыту Римо-католической церкви, которая тоже постоянно подчеркивает расхождение между либеральным идеалом прав человека и социальным идеалом христианства. Однако для католиков права человека не могут быть отменены или подправлены. Права человека — фундамент общества, любое ограничение или отмена прав человека является противоестественной и антигуманной акцией. Права человека не могут быть ограничены на основании любых признаков — этнических, религиозных, моральных, метафизических, патриотических.

Со стороны Церкви права человека могут быть только дополнены. Чем именно? Тем, что является реализацией христианских ценностей — любовью и солидарностью, а не придуманными на скорую руку «традиционными ценностями», ярым защитником которых в последние годы стала РПЦ. Права человека и справедливость — фундамент гуманного общества, а солидарность и любовь могут делать общество более гуманным. Солидарность и любовь — это не исполнение долга, а порождение человеческого сердца, человеческой моральности. Не признак «достоинства» человека, а действие Бога, творящего любовь в сердцах людей. Это позиция католицизма отражена в «Компендиуме социального учения Церкви» 2004 года.

Католическая церковь добавила к либерализму социал-демократический солидаризм, чем попала в унисон с всемирным сближением либерализма и социал-демократии. РПЦ же обосновывает необходимость ограничения фундаментальных прав человека, замены либерализма на национал-фундаменталистский утопизм.



Ценности вместо прав

Если внутри страны квазигосударственная деология РПЦ покушается на Конституцию, то в международном плане пытается размыть само понятие прав человека. Эта квазиидеология используется теми в высшей администрации РФ, кто отстаивает политику изоляционизма и архаизации страны.

Так, 27 сентября Совет ООН по правам человека большинством голосов принял резолюцию «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества», внесенную Российской Федерацией. В резолюции подтвержден тезис о том, что понимание и уважение традиционных ценностей способствует поощрению и защите прав человека и основных свобод. Важную роль в утверждении этих ценностей играют семья, общество и образовательные учреждения. К государствам обращен призыв укреплять эту роль.

Единственная реальная цель этого документа состоит отнюдь не в утверждении права на семью или образование, которые давно уже отражены во Всеобщей декларации прав человека (стт. 16,26). Настоящая цель, которая преследовалась составителями резолюции: введение в область международного права императива, альтернативного гуманистическому, — «традиционных ценностей». Не случайно поэтому против проекта проголосовали страны, законодательство которых строится на принципах гуманизма без оговорок и дополнений, в частности, США и Евросоюз.

В Московском патриархате не скрывают, что этот дипломатический демарш был проведен МИД РФ с помощью идеологов РПЦ и других «традиционных российских религий», в соответствии с «Основами учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008).



Религиозный расизм, религиозный шовинизм

Таким образом, мы наблюдаем постепенную экспансию идеологии религиозного расизма, присущего РПЦ МП, в сферу международного права. Удивляться нечему. РПЦ МП не смотря на использование странного то ли этнонима, то ли культуронима «русский», является международной организацией, имеющей многочисленные приходы за рубежом. Ей есть что терять и в ближнем, и в дальнем зарубежье.

Системный кризис, который сегодня переживает бюрократическая машина Московского патриархата, толкает его к активным действиям. Причём, интересы РФ, государства, где базируется руководство РПЦ, и, тем более, других стран, интересуют церковников лишь как элементы для риторического жонглирования.

Территория Евросоюза, выступившего против покушения на права человека, рассматривается патриархом Кириллом (Гундяевым) как территория «западной цивилизации ненависти». На Третьей Ассамблее «Русского мира» Кирилл разделил существующие государства на три разряда. Высший — это святая Россия. Нижний — это греховный Запад, мировая цивилизация потребления. Средний — это страны, которые якобы тяготеют к «Русскому миру» (Украина, Беларусь, Молдова).



«Отжим» приходов в Западной Европе

Ассоциируя слово понятие «русскости» с «русским миром» и «Русской православной церковью», патриарх Кирилл посылает пастве, где бы та ни находилась, сигнал: «Православные Московского патриархата — вы принадлежите Русскому миру. Эта принадлежность важнее ваших национальных, языковых, культурных, государственных определений. Вы должны быть подчиненными в первую очередь моими как патриарха. Вы должны существовать в Русском мире». События последних лет показывают, что сигналы Кирилла (до патриаршества возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений) находят своих «богоуподобленных» среди людей, которые и в Европе продолжают считать себя частью «Русского мира».

Несмотря на то, что Запад объявлен территории ненависти и греха, РПЦ не собирается уходить оттуда. Более того, наращивает своё присутствие. В Европе РПЦ проводит планомерную политику по «отжиму» православных приходов у Русской архиепископии Западной Европы, подчинённой Константинопольскому патриарху. Архиепископия отвергла все предложения по воссоединению с РПЦ, чем предопределила рейдерскую стратегию «матери-церкви» (так именует себя РПЦ по отношению к Архиепископии). Достаточно упомянуть о «возвращении в лоно церкви-матери» Свято-Никольского римского прихода (2000), о судебном процессе вокруг православного собора Святого Николая г. Ниццы, который в 2010 г. был передан РФ (а та, естественно, передала собор РПЦ), о борьбе за храм Покрова Богородицы и Св. князя Александра Невского в Биаррице...

Демарш с подменой «традиционными ценностями» прав человека, на который Московская патриархия провоцирует дипломатов РФ, свидетельствует о далеко идущих планах Кирилла и его сотрудников. Приходы РПЦ в странах Европы, где царит «христоненавистническая религия» станут опорными точками в борьбе за расширение «русского мира».

 

Источник: Россия для всех

Комментарии  

#1 RE: ПАРАДОКСЫ "БОГОУПОДОБЛЕНИЯ"Зеленецкий Юрий Георгиевич 02.11.2012 15:53
Анекдот состоит в том, что поныне никто не может дать понимание, что есть человек. То есть у всех нынешних людей сознание людей 15-го века, неспособных понять слова Насими: "Благого лика естество, ты - свиток истины самой". Связи времен.
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал