Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 134 гостей и 4 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ЦЕРКОВЬ И АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Печать

Борис КОЛЫМАГИН

 

граффити православных активистов на стене выставочного зала

В постсоветской России представители актуального искусства и духовенства не соизволили сделать ни одного сколько-нибудь существенного шага навстречу друг другу. И сейчас они активно продвигают в общество язык вражды, борясь за свои мелкие правды.

Да, конечно, с формальной стороны нечего было делать православным активистам на выставке «Духовная брань» на «Винзаводе». Но откуда они узнали о сем мелкотравчатом мероприятии? Что, евразийцы и казаки такие знатоки живописи и в курсе всего происходящего?

Определенно, устроители позаботились о том, чтобы нужная информация дошла до кого следует. И начались, прежде всего в медийной сфере, коммерческо-политические игры.

Если открытие экспозиции, о котором читателям «ЕЖа» рассказала Светлана Солодовник, прошло под знаком карнавала, то в дальнейшем тишину зала тревожили разве что стайки молодых людей и полицейских. В прошедшую субботу автор этих строк наблюдал, как дежурившие перед галереей Гельмана служители порядка почти всем составом зашли посмотреть на изображения лиц в масках-балаклавах и другие пафосные работы Евгении Мальцевой. Свободу девушкам-феминисткам! Согласен. Хотя произведения так себе. И никакие это, конечно, не иконы.

Печалит другое. В соседней галерее экспонируются интересные акварели Татьяны Глебовой, ученицы Павла Филонова. И ни одного зрителя. Неужели чтобы привлечь внимание к классике авангарда, нужен скандал? А что? У Гончаровой с Ларионовым найдется немало подходящих картин. Если добавить к ним Шагала с Малевичем, да снабдить соответствующими комментариями, да православных активистов позвать… Словом, можно. Только кому это надо? Вот в чем вопрос.

Следом за «Духовной бранью» грядет выставка «Иконы», из-за которой уже скандалили в Краснодаре. Теперь Марат Гельман организует ее в Санкт-Петербурге. И снова знакомый сценарий с некоторыми, правда, нюансами. Задолго до открытия, намеченного на 15 ноября, православные, на этот раз совместно с мусульманами, выступили с громкими заявлениями.

Кураторы выставки и иже с ними не устают напоминать о мракобесах и воинствующих ортодоксах. Их слова передаются в эфир, тиражируются. Похоже, и те, и другие работают на определенную целевую аудиторию. Одни канализируют благородное негодование тех, кто недоволен зажравшимися попами в мерсах, другие — тех, кто шагает под лозунгом «православие, самодержавие, народность». И над всей этой риторикой вырастает фигура нового обер-прокурора Владислава Суркова.

С панк-молебном ситуация явно вышла из-под контроля. Теперь сурковские политтехнологи «работают» с проверенными людьми. И все, как поется в шлягере, идет по плану.

Жалко. Ведь можно было бы собрать экспозицию, работающую на диалог, на склеивание разных слоев общества. Однажды такая попытка была сделана — вспомним выставку «Двоесловие/Диалог», состоявшуюся пару лет назад в притворе университетского Татьяниного храма в Москве. Да, на нее пришлось потратить немало усилий — экспозицию, работающую на раздрай, устроить куда легче. И медийные волны куда выше.

Вот и получается. С одной стороны — православный ислам, ужесточение наказаний за оскорбление чувств и прочая религиозная фигня, которой в последнее время так озаботились депутаты Госдумы, а с другой — игры на расслоение, на уничтожение в самом зародыше всякой возможности диалога между разными группами населения, между разными мировоззренческими группами.

При этом актуальное искусство не ограничивается художественными акциями и идет на чужую территорию, занимается богословским перформансом.

Именно так можно оценить конференцию «Реформация: судьба Русской церкви в XXI веке», подготовленную фондом содействия национальному согласию «Россия для всех» при участии некоммерческой организации «Фонд Станислава Белковского». «Россию для всех», для справки, учредил бизнесмен и коллекционер Виктор Бондаренко. Тот самый, кто курирует «Духовную брань» на «Винзаводе».

Организаторы конференции распространили пресс-релиз, в котором перемешали все и вся: разумные слова о необходимости внутрицерковных реформ, секулярные требования к государству, проекты модернизации русского православия.

Пресс-релиз означенного мероприятия звучит как богословская комедия. К нему нельзя относиться серьезно. Для продвижения каких-то позитивных идей внутри церковной ограды он — ничто. А вот вред делает огромный. Благодаря ему сужается сама возможность внутрицерковного диалога, он дает дополнительное оружие в руки фундаменталистов.

Собственно, они им уже пользуются. Например, сотрудник фундаменталистского общества «Радонеж» Сергей Худиев, комментируя на «Правмире» мероприятие Белковского-Бондаренко, высказался против самой возможности обновления Русской церкви.

Конечно, Церковь не может обновляться под напором внешних сил — это будет уже не обновление, а обновленчество, сергианство, если угодно. И все нормальные христиане это понимают. Но культура – современная культура, к чему стремится она? Неужели к войне с верующими до победного конца, то есть до полной атомизации общества?

Или в среде кураторов современного искусства все-таки найдется достаточное число социально вменяемых людей, которые будут работать не на Кремль, а собственно на искусство?

Да, современное искусство живет скандальными жестами и масками. Но за маской всегда стоит человек. Мы слышим его дыхание, чувствуем биение его сердца. Человек есть.

 

Источник: Ежедневный журнал 

 

Комментарий RP: Упоминаемая в статье "атомизация", которую корректней было бы именовать процессом дальнейшего "дифференцирования представлений" о действительности, в самом деле является одной из серьезных проблем современной России. Но будучи неизбежной и уже необратимой без унификации не только понятий, но и степени социальной и культурной значимости различных аспектов одних и тех же явлений, такая "атомизация" приближает развязку. Далеко не всем доступно понимание того, что "идеологическое православие", противопоставленной клерикальной структурой христианству, проявляется не только в формах "религиозного фундаментализма", политического "симфонизма" с властями или усугубляющейся аморальности отдельных персонажей, но и преподнесении себя в качестве церкви в расчете на отсутствие в стране сравнимых с нею социальных ниш. Тем не менее, расчет не оправдывается, так как такую нишу в действительности и представляет собой искусство, касающееся в своем духовном аспекте и религиозной сферы, для которой клерикальной пространство давно стало тесным. Проповедь и продвижение каких-либо позитивных идей "внутри церковной ограды", поэтому, являлось бы заведомо бессмысленным занятием, похожим на создание российскому православному клерикализму помех в "похоронах своих мертвецов".

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100