Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 260 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СЛУШАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РФ 17.05.2010

Печать

 

Галина Андреева"Музеи и памятники религиозного искусства: международные нормы и опыт" – доклад лауреата Государственной премии РФ, члена Президиума Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) Галины АНДРЕЕВОЙ

 

Проблема, с которой столкнулись отечественные музеи, не только российская. В мире поднимаются в том или ином виде вопросы репатриации, реституции культурных ценностей, возвращения музейных предметов по месту их происхождения, в том числе, предметов, изначально имевших ритуальное, сакральное и религиозное назначение. С различными притязаниями по вопросам возвращения ценностей по месту их происхождения сталкиваются крупные культурные институции США (Музей Гетти), Великобритании (Британский музей), Франции (Лувр), Южно-Тихоокеанского региона, музеи стран, где есть малые коренные народы. Активно о своих правах заявляют этноменьшинства, малые народности и племена, а также целые страны, такие как Италия, Египет, Греция, пострадавшие от массовых археологических раскопок и вывоза ценностей.

Обратимся к зарубежной практике применительно к нашей теме. Сознательно будем привлекать примеры из опыта самых разных стран.

Прежде всего, позволю добавить в связи с предыдущими выступлениями моих коллег о необходимости совершенствовать действующее российское законодательство в сфере охраны памятников истории и культуры, в т.ч. в части усиления ответственности за нарушение законодательных норм. Такие шаги предпринимает Италия, особо жесткие законодательные нормы ответственности вводит Египет. Над этим стоит задуматься.

Что касается, международной практики при диалоге о местонахождении музейных предметов, имеющих в том числе сакральное значение (в силу их ценности и музейного статуса), вопрос не ставится об их возвращении в прямом смысле в обиход изначального функционального использования. При нахождении предмета в музее стороны при взаимных консультациях ищут варианты того, как в музейных условиях подчеркнуть и, по - возможности, «активировать» изначальное сакральное предназначение предмета. Один из показательных примеров взаимодействия музея и конфессионального сообщества - Смитсоновский институт в Вашингтоне, где музейные предметы были объединены в первоначальный комплекс буддистского алтаря для экспонирования которого в музее были созданы особые условия. Практические решения -различны: либо особым образом оформляется экспозиция, либо делаются особые разделы экспозиции с отдельным входом, либо выделяются определенные часы для доступа к предмету членов общин для отправления обряда, например в музеефицированных храмах. Это вопросы решаются индивидуально в каждом конкретном случае на основе переговоров музейных специалистов и представителей общин или сообществ.

Принятая в 2002 году 18 крупнейшими музеями мира (от России подписана Государственным Эрмитажем) Декларация о значении и важности универсальных музеев противостоит процессам перераспределения культурных ценностей, не отрицая диалога. Этический кодекс Международного совета музеев говорит о том же, но подчеркивает, что музеи обязаны идти навстречу и сотрудничать с народами, общинами, конфессиями, чьи предметы по изначальному происхождению они экспонируют, находить грамотные формы представления этих предметов публике, не игнорируя их изначального исторического контекста или сакрального предназначения.. К диалогу призывает и в таком направлении осуществляет свою деятельность Межправительственный комитет ЮНЕСКО.

Напомню, что Россия является участницей Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года. В рекомендациях ЮНЕСКО об охране в национальном плане культурного и природного наследия (того же 1972 года) подчеркивается, что главная цель национальной политики любого государства в этой сфере «состоит в координации и использовании всех научных, технических, культурных и иных возможностей для обеспечения эффективной охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия». Это наследие «является богатством, охрана, сохранение и популяризация которого возлагают на государства, на территории которых оно находится, обязательство перед своими гражданами и перед всем мировым сообществом». «Должна проводиться активная политика сохранения и интеграции культурного и природного наследия в общественную жизнь».

Сегодня в мире насчитывается свыше 60 000 музеев, из них около 2 500 - в России. Музеи во всем мире - в числе наиболее активно посещаемых культурных институций. За 2009 год Лувр посетило 8, 5 млн. человек, Британский музей - 5,6 млн., Эрмитаж - около 2, 5 млн. Являясь важным общественным достоянием, музейные коллекции имеют особое юридическое положение и защищены международным законодательством. Мы же в России сейчас, по сути, имеем дело с размузеефикацией ряда памятников, в которых находятся музеи, и стоим перед угрозой размузеефикации музейных предметов. Это наносит урон самому главному приоритетному принципу всех международных актов и конвенций — принципу обеспечения сохранности памятников для передачи их последующим поколениям.

Притязания религиозных организаций к музеям продолжаются и носят «программный» характер. Что же по этому поводу предлагает нам международный опыт и практика?

В Великобритания смена статуса памятников, находящихся в музеях, даже не подлежит обсуждению. Это связано и с тем, что власти и руководители музейного дела Великобритании понимают, что в том или ином виде ревизия тезиса о неделимости и неотчуждаемости музейных предметов и коллекций влечет за собой сложнейшие вопросы реституции ценностей, вывезенных из других стран (Греции, Египта, Италии) даже до вступления в силу соответствующих международных конвенций. Отмечу, что эти вопросы периодически поднимаются и странами СНГ (разъяснения по этому поводу приводились в моем выступлении на конференции ЮНЕСКО в апреле этого года в Минске). Кроме того, Кодекс музейной этики Международного совета музеев (ИКОМ, п.2.13) справедливо предупреждает, что отчуждение музейных предметов может привести к потере общественного доверия. В качестве решения используются временные и долговременные выдачи по срочным договорам.

В Голландии идет процесс, прямо противоположный тому, что мы наблюдаем в нашей стране. Численность приходов сокращается, т.к. церкви не под силу содержать все свое имущество. Судьбу примерно 150 тыс. предметов, высвободившихся из церковного оборота, предстоит определить специальной комиссии. Решается вопрос о привлечении наиболее эффективных собственников, в их числе рассматриваются и музеи.

Процесс активного выявления и перемещения или экспонирования в музеях наиболее ценных культовых, сакральных предметов происходит в странах различных доминирующих конфессий - Китае, Южной Корее, Объединенных арабских Эмиратах, которые за последние годы реализуют грандиозную программу музейного строительства и выстраивают долгосрочные стратегии сохранения и мирового продвижения своего культурного наследия. Так, в создаваемом Национальном музее шейха Зайеда для размещения памятников истории и культуры предназначена специальная Галерея Наследия.

В Греции все памятники старше середины XV века, то есть периода до распада Византийской империи, принадлежат государству. В Румынии закон о движимых объектах наследия позволяет требовать религиозным институциям возврата имущества, изъятого не ранее 6 сентября 1940 года (после падения демократического режима) и изъятого незаконно или под давлением (то и другое потребуется убедительно доказать в суде). Церковь делает попытки получить из музеев предметы, попавшие туда ранее осени 1940 года, но такие притязания отклоняются как незаконные.

В Германии, после того как в начале XIX века произошла секуляризация, большая часть движимого и недвижимого имущества церкви - собственность государства, отдельных земель. Ситуация кардинально не меняется, т.к. изменения приведут к ослаблению сложившийся системы сохранности и популяризации культурного наследия, а главное -необходимого уровня эффективного управления и контроля.

То, что сложности с контролем возникнут, видно хотя бы на примере Новодевичьего монастыря. Если монастырь передали церкви, то демонтировать иконостас и переносить его в музей — это нарушение целостности памятника (в документах ЮНЕСКО отмечается важность сохранения аутентичности, поддержания целостности и жизнедеятельности памятников истории и культуры). Значит, его нужно оставить на месте. Но как дальше будут функционировать памятники, бывшие общедоступными, как будет осуществляться контроль за их состоянием и за уже находящимися в них музейными предметами? Государство обязано следовать универсальным и незыблемым принципам охраны культурного наследия: осуществлять эффективное управление памятниками, обеспечивая сохранность, безопасность, доступ, изучение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия. Управление памятниками по всем названным направлениям должно осуществляться профессиональными кадрами, постоянно повышающими свою квалификацию в соответствии с мировыми стандартами. В случае с такими объектами, как Московский Кремль, Ансамбль Новодевичьего монастыря, Исторические памятники Великого Новгорода, Историко-культурный комплекс Соловецких островов, Белокаменные памятники Владимира и Суздаля и другими, включенными в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, эти требования должны особенно строго соблюдаться. Они являются основными позициями регулярных отчетов, направляемых в ЮНЕСКО о состоянии и управлении и функционировании памятников. Государства должны сообщать о любых изменениях статуса и системы управления памятников, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, предоставлять информацию о научных исследованиях, образовательных проектах, специальных программах для школ, о выставках и издательской деятельности, просветительской деятельности по широкой популяризации памятника, информацию о музеефикации памятника, сведения о сотрудниках и их профессиональной квалификации.

Следуя названным принципам, нормам и рекомендациям, страны прилагают усилия по музеефикации ценных памятников и произведений, в т.ч. по своему происхождению или значению, тесно связанных с деятельностью религиозных институций Хрестоматийный пример - фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», расположенная в музеефицированной части (изначально трапезной) комплекса церкви монастыря Санта Мария дела Грация в Милане. Музеефицированная часть находится в ведении Министерства культурного наследия и деятельности Италии, остальная часть комплекса передана в оперативное управление (концессию) церкви

В начале мая мне выпала честь выступать от России на Второй Мировой конференции по межрелигиозному и межцивилизационному диалогу в Македонии, в Охриде. Охрид и Охридское озеро включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе располагается ценнейшие памятники православной культуры, других конфессий, хранится более 800 византийских икон, датируемых XI-XIV вв. Эта коллекция - одна из самых богатых в мире. Древние иконы выводятся из религиозного пользования, переводятся из храмов в музеефицированные помещения. Так, иконы XII - XIX веков размещены в Галерее икон, находящейся в ведении Института защиты памятников культуры и Национального музея. Само здание Галереи икон примыкает к комплексу храма Богородицы-Перивлепты. Свечи в той части Охридских храмов, где располагаются фрески, практически не используются. В наиболее древних храмах службы проходят по особо важным церковным праздникам. Древние иконы заменяются работами современных иконописцев, многие из современных икон написаны на самом высоком художественном и техническом уровне. Одна из старейших иконописных школ монастыря Зрза переживает подъем. Т.об. обеспечивается наиболее благоприятный режим сохранности фресок и икон. Опыт Македонии, опыт Охрида, который часто называют «славянским Иерусалимом», представляется чрезвычайно интересным и полезным.

Если говорить о финансовом и имущественном аспекте участия государства в сохранении наследия, связанного с историей церкви, в том числе, которое остается в собственности религиозных организаций, то во многих странах действительно оказывается как бюджетная, так и спонсорская поддержка, а также методическая экспертная помощь церкви в содержании и восстановлении движимого и недвижимого имущества, имеющего, помимо религиозного, большое культурное или культурно-историческое значение. В ряде стран предусмотрены льготы для инвесторов и пользователей, вкладывающих средства в реставрацию и сохранение культурного наследия.

Так, частично бюджетные средства на реставрацию храмов выделяются в уже упомянутой в качестве примера Македонии, в Португалии. Доступ к памятникам, восстановленным с участием государства, максимально широкий. Государство совместно с церковью организует проведение различных профильных фестивалей, форумов и мероприятий.

Во Франции можно обязать собственника произвести реставрацию памятника (дотация государства не более 50 % затрат). В стране сложилась практика принятия парламентом программных законов сроком на пять лет. В рамках программ выделяются средства на реставрацию и обеспечение сохранности памятников и содержащегося в них имущества (включая религиозные здания и соборы). Существует национальная касса (в рамках Министерства культуры), которая аккумулирует и распоряжается средствами, предназначенными для охраны памятников культуры и искусства (помимо тех, которые ежегодно выделяются из государственного бюджета). Памятники истории и культуры или земля, на которой они расположены, могут быть принудительно выкуплены государством у недобросовестного пользователя.

Ватикан, являясь сугубо религиозным государством, обеспечивает художественным произведениям и предметам надлежащий уход со стороны группы профессионалов под эгидой Музея Ватикана. Если в церкви находятся уникальные памятники, их стараются отделить от того места, где проходит основная служба, обеспечивают им режим хранения и экспонирования в соответствии с музейными стандартами. При личном участии Папы Иоанна Павла II создана комиссия по культурному наследию церкви. Ее работу и взаимодействие на международном уровне с музеями, архивами и библиотеками было бы полезно изучить.

В Болгарии, Венгрии, Греции, Египте в случаях, когда артефактами владеет церковь, именно специалисты определяют способы оптимального хранения, экспонирования и обращения со стороны собственника. В Великобритании, Португалии, КНР и многих других странах музеифицируются сами храмы, наиболее ценные предметы выводятся в примыкающие музеефицированные здания комплексов. В числе интересных совместных проектов религиозных и культурных институций последних лет - Новые экспозиции сокровищницы собора в Сейнт Эдмундсберри (Великобритания, открыт для посещения между службами), Музей Пия XII в Браге (Португалия, модернизирован при поддержке Европейского Союза), Сокровищница-музей в церкви св. Доминика в Макао (КНР, в ведении Правительства Макао) и др.

Возвращаясь к ситуации в России, нужно давать себе отчет в том, что идущая и грядущая смена пользователей, активизация бытования культурных ценностей вне музейных условий так или иначе сопряжена с возрастанием рисков и ростом дополнительных затрат для предотвращения рисков и обеспечения безопасности. Минимизация рисков требует квалифицированного отношения, применения для их предупреждения передовых, но апробированных технологий, специальных профессиональных навыков и опыта. В «Рекомендациях об охране движимых культурных ценностей» ЮНЕСКО (1978 год) этой проблеме неслучайно уделено особое внимание. Для обеспечения должной охраны и сохранности от кражи и ограбления движимых ценностей, уже находящихся (добавим - или передаваемых — Г.А.) в культовых сооружениях, государствам рекомендовано создание специальных хранилищ и обеспечение должной охраны и условий экспонирования. Государствам рекомендовано «принимать необходимые меры с тем, чтобы все работы по сохранению культурных ценностей осуществлялись в соответствии с традиционными методами, наиболее подходящими для данного вида культурных ценностей, или наиболее передовыми научными методами и техникой: с этой целью с помощью соответствующей системы подготовки и проверки профессиональной квалификации нужно следить за тем, чтобы весь связанный с этим персонал обладал необходимым уровнем компетенции». Интересно, просчитывались ли эти затраты в связи с передачей имущества религиозного назначения религиозным организациям в России?

Итак, применительно к недвижимым объектам, имеющим культовое значение, международный опыт убеждает в том, что передавать церкви в собственность имеет смысл те храмовые и иные здания, которые может привести в надлежащее состояние и содержать церковная община. Мировая тенденция состоит в том, что для выявленных наиболее ценных недвижимых и движимых памятников применяются различные модели музеефикации или создания условий сохранности таких памятников в соответствии с музейными стандартами. За объекты, имеющие статус памятников истории и культуры, независимо от формы собственности, несет ответственность государство. Для памятников религиозного значения, которые уже музеефицированы, или должны быть оснащены по музейным стандартам, целесообразнее применять принципы и нормы музейного управления и апробированные формы сотрудничества и взаимодействия культурных и религиозных институций. Подчеркну, что участие профессионалов музейного дела и грамотная работа экспертов в данном направлении облегчает привлечение дополнительных средств, в том числе в рамках программ Евросоюза, Всемирного банка, ЮНЕСКО, других международных организаций и фондов.

Важнейшая миссия культуры и музеев, как одной из важнейших культурных институций, - служение делу мира, популяризация истории мировой цивилизации, всемирного и национального наследия без разделения его по конфессиональному признаку. Приветствуя участников Всемирного Форума в Охриде, Его Высокопреосвященство Архиепископ Охридский и Македонский отец Стефан напомнил, что «Древо узнается по плодам, а народ по его культуре». Можно было бы добавить: «... и по его отношению и взаимоотношению с культурой».

 

Основные тезисы выступления:

  1. Музеи во всем мире - в числе наиболее активно посещаемых культурных институций. Музеи сохраняют, истолковывают и популяризируют природное и культурное наследие человечества. Являясь важным общественным достоянием, музейные коллекции имеют особое юридическое положение и защищены международным законодательством.
  2. Кодекс музейной этики Международного совета музеев (ИКОМ, п.2.13) констатирует, что отчуждение музейных предметов может привести к потери общественного доверия.
  3. Кодекс музейной этики ИКОМ (п.6) отмечает: Музеи работают в тесном сотрудничестве с сообществами, из которых происходят музейные коллекции. Декларация мировых универсальных музеев, в свою очередь, подчеркивает, что Музеи, культурные институции противостоят процессам перераспределения культурных ценностей, но не отрицают диалога.
  4. Государства обязаны следовать универсальным и незыблемым принципам охраны культурного наследия: осуществлять эффективное управление памятниками, обеспечивая сохранность, безопасность, доступ, изучение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия. Управление памятниками по всем названным направлениям должно осуществляться профессиональными кадрами, постоянно повышающими свою квалификацию в соответствии с мировыми стандартами.
  5. Государства должны сообщать о любых изменениях статуса и системы управления памятников, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, предоставлять в регулярных отчетах информацию о научных исследованиях, образовательных проектах, специальных программах для школ, о выставках и изданиях, просветительской деятельности по широкой популяризации памятника, информацию о музеефикации памятника, сведения о сотрудниках и их профессиональной квалификации.
  6. Для обеспечения должной охраны и сохранности от кражи и ограбления движимых ценностей, уже находящихся в культовых сооружениях, государствам рекомендовано создание специальных хранилищ и обеспечение должной охраны и условий экспонирования - «Рекомендации об охране движимых культурных ценностей» ЮНЕСКО (1978).
  7. Религиозные и культурные институции призваны поддерживать диалог и использовать мировой положительный опыт в сфере сохранения, изучения, обеспечения доступа и популяризации культурного наследия, изначально имеющего религиозное, сакральное или ритуальное значение.
  8. Диалог о местонахождении музейных предметов (учитывая ценность и особый статус этих предметов), изначально имеющих религиозное, сакральное или ритуальное значение, как и диалог о местонахождении соответствующих профильных музеев не подразумевает демузеефикацию музеефицированных памятников истории и культуры, выведение из них профильных музеев, не подразумевает возвращение музейных предметов в прямом смысле в повседневный обиход изначального функционального использования.
  9. Положительный мировой опыт взаимодействия музеев и религиозных организаций связан с использованием и совершенствованием существующего международного и национального законодательства, с использованием и совершенствованием апробированных моделей музейного управления и поиском новых эффективных форм использования музейных стандартов сохранения, обеспечения безопасности, интерпретации, изучения и популяризации памятников и предметов, изначально имеющих религиозное, сакральное, ритуальное значение.

 

Источник; ИКОМ России

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100