Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 186 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"ВЕРУЮЩИЕ" БЕЗ ВЕРЫ

Печать

Виктор ХАМРАЕВ

 

фото Коммерсант

Подавляющее большинство россиян считают себя верующими, связывая веру с православием или иной религией, но российское общество целом остается нерелигиозным. К таким выводам по итогам опросов приходят эксперты ведущих социологических служб.


По данным ВЦИОМа, россияне признают влияние церкви на внутреннюю и международную политику, на духовно-нравственное состояние общества. Но менее всего, судя по опросам, церковь влияет на личную жизнь граждан (см. график). Влияние церкви на внутреннюю политику в разной степени ощущают порядка 50% опрошенных. 75% уверены, что церковь должна оставаться вне политики. И лишь 16-17% допускают активное участие религиозных институтов в общественной и политической жизни.

диаграммаКогда граждан спрашивают о религиозной принадлежности, то порядка 80% называют себя православными. Но воцерквлены, как выяснил "Левада-центр", 14-15%. Тех, кто ходит в церковь каждую неделю,— 7%. А таких, кто регулярно, хотя бы раз месяц, принимает причастие,— не более 5%. Причем, среди тех, кто ходит в церковь, немало таких, которых сами церковные служители называют "захожане". "Люди приходят не на службу или литургию, а только затем, чтобы поставить свечку",— пояснила "Ъ" ведущий научный сотрудник "Левада-центра" Наталья Зоркая. За последние 20 лет, по ее словам, никак не изменилась, оставаясь на уровне 10-15%, доля тех, в сознании которых проросли бы "главные религиозные представления о вечной жизни, спасении души, о царстве небесном". Да и по части соблюдения обрядов общество не проявляет особого энтузиазма: "Среди тех, кто состоит в браке, венчаны лишь 9%".

Подобное отношение к церкви и к религии связаны не с клерикализацией общества, считает госпожа Зоркая. Это лишь подчеркивает "дефицит национальной идентичности в современном позитивном смысле слова". Дефицит восполняется "этнорелигиозной традиционной идентификацией: русский — значит, православный". Кроме того, "для части граждан чувство принадлежности к православной церкви заменяет чувства гражданина, особенно когда им приходится противостоять государству, попирающему их права". Плюс "власть заигрывает с церковью, используя ее для дополнительной легитимации".

В результате приверженцев религии — подавляющее большинство населения, но "общество остается безрелигиозным". На самом деле в этом проявляется "постсоветский кризис ценностей", на фоне которого возникают вполне серьезные основания для беспокойства за судьбу светского государства. К примеру, общество без особых возражений приняло введение курса религиозной этики в школах. И не потому, что оно религиозно, считает Наталья Зоркая, а по "советской привычке перекладывать с семьи на школу проблемы любого воспитания — хоть духовного, хоть сексуального". Лишь малая группа людей осознает, что "это движение в сторону клерикализации".

 

Источник: Коммерсант

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100