Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 184 гостей и 4 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



БОРЬБА С ЦЕРКОВНЫМИ ПРИВИЛЕГИЯМИ

Печать

Дмитрий НАЗАРОВ

 

одна из антиклерикальных акций в августе 2012

После агрессивных антицерковных акций и не менее агрессивных охранительных мероприятий православных активистов можно утверждать, что дискуссия между религией и ее критиками пошла по самому нежелательному, нецивилизованному пути. О том, что наука говорит о феномене антиклерикализма, журналист Дмитрий НАЗАРОВ узнал у доктора философских наук, профессора, координатора и научного руководителя проектов «Религиоведение. Энциклопедический словарь» и «Энциклопедия религий» Екатерины ЭЛБАКЯН.


 

  • Екатерина Сергеевна, что вы можете сказать об антицерковной волне после вынесения приговора участницам группы Pussy Riot?

Антиклерикальная тенденция в России, безусловно, усилилась, стала агрессивной. Ведь эта тенденция реактивна. Поскольку и арест, и сам процесс, и приговор над девушками из Pussy Riot были незаконными с точки зрения светского права и это стало очевидным всем, поскольку все это подтверждалось и оправдывалось позицией РПЦ, а следовательно, соответствовало клерикальной составляющей ее деятельности, которая в очередной раз вышла за рамки «церковной ограды», – последовало не только усиление, но, я бы сказала, ужесточение антиклерикальных настроений в обществе. Эти настроения привели даже к фактам прямого вандализма – спиливанию крестов в Челябинской и Архангельской областях представителями некой организации «народовольцев». Видимо, руководство РПЦ полагало, как и в случае со стоянием вокруг храма Христа Спасителя, что процесс над Pussy Riot сплотит народ вокруг Церкви. Ведь хорошо известно: ничто так не сближает, как противостояние общему врагу. Однако вышло наоборот – интеллектуалы, интеллигенция и даже отдельные священнослужители отходят от Церкви. Многие люди, которые до сих пор были индифферентны по отношению к религии, занимают антицерковные позиции, и общество, по существу, оказывается расколотым.


  • Это уличные проявления антицерковной позиции, но что понимается под антиклерикализмом в научном религиоведении?

Прежде чем понять, что такое антиклерикализм, нужно осмыслить его антитезу, то есть клерикализм. Потому что антиклерикализм возникает как реакция на клерикализм и, строго говоря, только в рамках этой дихотомии. Под клерикализмом обычно подразумевают те течения общественной мысли и практики, которые используют влияние религии практически на все сферы жизни общества. Если говорить о клерикализме в узком смысле слова, то он свойствен практически всем организационно оформленным религиям и религиозным направлениям. И это совершенно нормальный феномен в том случае, если его развитие происходит в рамках религиозной общины. Однако когда клерикализм переходит в стадию клерикализации (то есть становится, условно, клерикализмом в широком смысле слова), тогда происходит расширение «клерикального поприща», в которое включаются те сферы жизнедеятельности общества, которые или вообще не связаны с религией, или связаны с ней весьма опосредованным образом. Предельной формой клерикализма является правление в форме теократии, при которой лидер государства является одновременно и духовным лидером. В систему процесса клерикализации во многих странах входят религиозно ориентированные политические партии, а также организации – профсоюзные, женские, молодежные. Таким образом, религия оказывается включенной в социополитический контекст, более того, она нередко оказывается неким ядром и катализатором общественных процессов.

Cпецифика российского варианта клерикализации заключается в том, что в стране, где Министерством юстиции официально зарегистрировано свыше 60 религий, можно говорить о клерикализации, осуществляемой в основном одним религиозным направлением – Русской Православной Церковью и лишь отчасти, в мусульманских регионах, исламскими направлениями. То есть получается своего рода избирательная клерикализация.

Антиклерикализм – это здоровая реакция на клерикализацию. И в этом смысле он вторичен. Антиклерикализм – это существующая с давних времен попытка вырвать из власти клерикализма те сферы, которые не имеют отношения к религии, оставив за ними светский статус. Антиклерикализм как социальное движение против церковных привилегий в обществе может иметь в своей основе как секулярное, так и религиозное мировоззрение.


  • То есть это не то же самое, что атеизм?

Нет, конечно. Антиклерикализм – это одна из форм свободомыслия, так же как, например, скептицизм (сомнение) или индифферентизм (безразличие) в отношении к религии. Атеизм в данном ряду является наиболее радикальной формой, но знак равенства между, например, воинствующим атеистом и человеком верующим, но не считающим правильным засилье Церкви в светском, гражданском обществе, или с человеком, колеблющимся между верой или неверием, сомневающимся, ищущим, разумеется, поставить нельзя.

В Средние века антиклерикализм принимал форму отхода от господствующей Католической Церкви в форме различных еретических направлений: плебейско-крестьянских и бюргерских, пантеистических и дуалистических и прочих. Их представители критиковали социальную роль Церкви, общества и государства, функционировавших на основе церковных установлений. Хочу отметить, что критике в данном случае подвергали, как правило, внешние стороны религиозности – церковную организацию и культ. Само по себе религиозное сознание и центральный элемент – религиозная вера – антиклерикалами не затрагивались. Собственно антиклерикализм как таковой уже в Новое время лежал в основе борьбы за веротерпимость, за свободу – вначале вероисповеданий, а потом шире – и совести. Что остается весьма актуальным и в наши дни.

В России вся смеховая, карнавальная культура также несла в себе, имплицитно или явно, антиклерикальные элементы. Если говорить об отношении народа к Православной Церкви, то тут антиклерикальные черты проступают очень явственно. И причиной тому деятельность самой Церкви, которая представала перед народом по большей части в форме обрядов и суеверий. Библия была переведена на русский язык только в 1864 году. Но с учетом безграмотности населения читать ее, а тем более понимать народ не мог. Ему приходилось верить на слово священникам. Но, видя их образ жизни, мягко говоря, не соответствующий провозглашаемым народу нравственным ценностям, народ прямо и откровенно наделял попов нелицеприятными эпитетами. Именно это и рождало антиклерикальные настроения в среде «народа-богоносца». Именно эти настроения и были причиной той легкости, с которой поголовно верующий народ в одночасье вдруг стал неверующим в 1917 году. И, надо сказать, остается в своем сознании таковым по сей день, несмотря на позиционирование себя в качестве православных верующих.


  • С чем связаны антиклерикальные идеи сегодня?

Ясное дело, что чем явственнее будут навязываться общественному сознанию клерикальные идеи, тем сильнее будет их отторжение в форме антиклерикального мировоззрения – причем как верующих людей, так и неверующих. Антиклерикализм сегодня противостоит теократизму. Он тесно связан с идеей и практикой демократических свобод и идеалов гуманизма, до усвоения которых самые развитые общества нашей цивилизации уже доросли.


Источник: НГ-религии

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100