Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 378 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



РОССИЯ ИГРАЕТ "В БОЖЕНЬКУ"?

Печать

Александр БУЛГАКОВ

 

Александр Булгаков

«Всё смешалось в доме Облонских»…


Не знаю, какие слова подобрал бы Лев Толстой, если бы попробовал охарактеризовать обстановку в нынешней России. Как это бывает в истории, незначительное по сути своей событие может отражать «срез» культурных слоёв российской жизни. Так уж прямо - «в истории»? Да, как ни парадоксально, но судебный процесс над группой «Пусси райт» уже вошёл в историю, хотя я ещё не знаю окончательного приговора Хам.суда (он будет известен сегодня, 17 августа). Даже если произойдёт невозможное, и женщин, руководствуясь хотя бы остатками совести, оправдают с освобождением на свободу прямо из зала суда, - всё равно для российской Фемиды это уже исторический позор. Мне с самого начала не нравилась эта хулиганская выходка в Храме равно как и мировоззрение «пуссек», - но всё последующее сместило акценты. Самая обычная злобная мстительность вдруг обрядилась в христианские одежды. И вот уже всероссийское «молитвенное» стояние 22 апреля ( Ильич получил неплохой подарок ко дню своего земного рождения: говорил же он про «боженьку»), и вот уже агрессивность «святого» гнева с хоругвями наперевес..

А почитать мнения в интернете! Вот имярек высказал свой взгляд в спокойном и рассудительном тоне, - но в комментарии хоть не заглядывай: это же сплошная шариковщина! Такое ощущение, что это тебя, идущего по улице, со всех сторон облаивают ни за что - ни про что разного рода шавки. Прямо грязная метель мыслей:

 

«…Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают…».

 

Последние двадцать лет поп-культуры дают свои плоды, ибо воспитание вкусов в духе разного рода телевизионных ток-шоу сказывается налицо. Какую бы тему ни взялись там обсуждать: украли квартиру у инвалида Отечественной войны, бросили ребёнка на произвол судьбы, осудили невиновного и оправдали преступника, - всё превращается в сплошной ор, и уже не услышишь за ним слов о милосердии и сострадании. И это не случайно, такова продуманная режиссура: не правду отстоять, а прививать вкус к словесным (извините) помоям. И прививка произведена успешно.

Возвращаясь же к «Пусси райот», приходится отмечать, что каким-то странным и непонятным образом здесь столкнулись вера в Бога и безверие, какие-то заклинания про «святую Русь» с искажёнными от злобы лицами. Какого-то попа (прошу прощения, но после нижеследующих слов можно ли его называть священником?) спросили, что бы он сделал с теми женщинами, которым уже читают обвинительный приговор; ответ был знаком до боли: «Отдал бы казакам». Откуда ответ знаком и почему до боли? – Да так ли уж давно это было, когда не согласных с царским режимом отдавали казакам на изнасилование, надругательство и избиение нагайками? «Нагаечка, нагаечка, казаческая честь…», - с какой нежностью это изложено в песне «боголюбивого» воинства! Вот и губернатор Краснодарского края А.Ткачёв хочет вместо бесполезной полиции дать волюшку казакам, - и нынче это будет похлеще царского времени. Михаил Шолохов ведь был из казачества и хорошо помнил, как припевали славные защитники Отечества, пародируя на революционный лад: «Вставай, подымайся, рабочий народ, приехали казаки вам спины пороть». Это была опричнина.

Но мы отвлеклись.

Повторяю (а безмолвно «про себя» уже несчётное число раз) один и тот же вопрос, который, как заноза, сидит в сознании: при чём здесь Всевышний, которого каждая из сторон старается перетянуть на свою сторону? Что общего у Патриархии с Богом, если её представители совсем не знают новозаветных пастырских советов: «лучше уж вам быть обиженными», чтобы, таким образом, быть выше глумливой эпатажности бескультурных «пуссек»? - зато с жестокостью под лицемерной маской смирения натравливают люмпен-население на подсудимых, которые и так уже с лихвой отведали бесчеловечных условий предварительного заключения. Какое христианское мерило может быть у тех, которые в пику МП РПЦ на все лады пустились наделять подсудимых всеми праведными свойствами? – и с высшим-то они образованием, и с философским образом мыслей, и удивительную христианскую незлобивость проявляют перед неправдой «правосудия». Читаешь все эти разноликие высказывания и никак не отвяжешься от одного и того же: «Вся Россия – верующая. А Веры нет…».

Но кто я такой, чтобы быть экспертом духовного состояния российского общества? Разочарую сразу: просто верующий, определивший свой духовный вектор теперь уже в далёкие 70-е годы («Боже, какими мы были наивными, как же мы молоды были тогда»). Мне тяжело писать, потому что нет у меня за спиной ангельских крыльев, - значит хожу по той же земле, что и все, - и любой желающий найдёт во мне всякого разного, чтобы с удовольствием забросать камнями. Но вспоминая не всуе те годы, я хорошо помню, чего нам стоило тогда быть верующими в Бога. Можно навскид? На работе был обеденный перерыв, но директор сказала, что будет лекция, - так что обедать пришлось на скорую руку. Выступал лектор из общества «Знание», тема была антирелигиозная. Помимо всего прочего, я вместе с остальными узнал, что глупые и примитивные евреи в своём храме поклонялись ослиной голове; было и «научное» обоснование: «Послушайте сами, - предлагал лектор, - как звучит имя их бога – Яхве. Разве это не крик осла?». Звучало убедительно, слушатели снисходительно посмеивались над еврейской дремучестью. Когда же лектор в конце своего выступления предложил задавать вопросы, если таковые имеются, то я, тогда всего лишь 20-летний молодой человек, спросил представителя научного общества «Знание»: действительно ли он сам так думает или сознательно дезинформирует слушающих? Ответа не помню, так как громко и грозно прозвучал окрик директора: «Ты что, пьян?». И я был свободен от работы на все четыре стороны. Уточню: этот случай был вовсе не судьбоносный; с верующими обращались и похуже.

Смысл этого примера в том, что своё убеждение мы выстрадывали, это давалось трудно и с болью. Здесь даже дело не в примерах дискриминации; само всесоюзное атеистическое окружение предполагало, что быть верующим – это стыдно, это удел лишь отсталых умом и ущербных духом. Да, похвалиться широтой светского познания мы не могли. А откуда можно было взять это познание? – ведь нам закрыта была дорога к нему, в вузы нас не пускали и пресекали всякое стремление к любому знанию. Помнится, как в нашей христианской общине появились лекции по «Введению в Новый Завет», и молодёжь с интересом знакомилась с материалом. Но вскоре автору сих строк был поднесён к носу здоровенный кэгэбэшный кулак ( и это не в фигуральном смысле), - так что чтение лекций было закончено почти на том, на чём началось. Но Библию запретить нам не могли, - и библейский Бог был для нас мерилом, библейские наставления в Вере мы держали в разуме. «Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей», - так читали мы в Псалмах, этих жемчужинах еврейской мысли, - и для нас это было не начётничество, это было наше, родное. «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль» ( всё оттуда же). Среди нас и тогда не было идеальных людей, но мы сознательно, а не тупо по слепой вере, как любили это утверждать атеисты, старались жить соответственно наставлениям пророков и апостолов: «Слово Христово да вселяется в вас обильно со всякой премудростью».

Но на этом месте нужно притормозить.

Глядя, как вся Россия вдруг в одночасье стала верующей, поневоле думаешь, что все верующие сделали огромное одолжение Богу, всего лишь перестав Его отрицать. Если бы не мои библейские познания со стародавних времён, то можно было бы подумать, что Бог, про которого так усердно на все лады скандируют в молитвенных ли стояниях в защиту от поругания национальных святынь или в многочисленных интервью, этот Бог - ветхий днями дедушка, добрый, но уже по старчеству своему утративший здравомыслие, которому вполне достаточно в своей возрастной подслеповатости увидеть на чьей-нибудь шее крестик (а если золотой да весом грамм в двести, так это ещё надёжнее), - и всё, с дедушкой поладили. Такая вот игра в «боженьку», роль которого – быть у нас на посылках, как в сказке Пушкина о золотой рыбке. Причём, этот «боженька» стилизован под индивидуальные вкусы: «Я верю в Бога, но у меня своё понятие о Боге». Это такой интеллектуальный упреждающий ход, чтобы не знать библейского Бога. Конечно, можно при нынешнем Законе о клевете, принятом специально против любого инакомыслия, найти и в данных строках нечто криминальное, - но спросите любого, верит ли он в Бога, и тот с охотой похвалится, что уже покрестился, чем и была закреплена сделка с «боженькой». Если же российский президент снова станет воинствующим безбожником (как и положено было ему по штату), то и вся миллионная чиновничья рать вкупе с законопослушным электоратом снова станет доказывать, что Бога нет. Почему такие дерзкие предположения? - Да опять же всё это она, несговорчивая Библия: «По делам их узнаете их…». Не по заклинаниям о «святой» Руси, о священной традиции, а по делам.

Много дней решая, писать или нет данную статью, со всех сторон обдумывая её политкорректность, я постоянно чувствовал, что одна мысль, высказанная рабби Шаулем (он же апостол Павел), всё время напоминает о себе. Чтобы отвязаться от этой назойливости, нужно её процитировать, - благо, что это будет хорошим подспорьем для ленивого российского христианства, которое верит в Бога дюже сильно, так что и «пуссек» готово порвать на лоскуты, но вот до СЛОВА как-то руки не доходят. «Да, знаете ли, всё дела.., да и трудно там чего-либо понять…». Ну и мы сейчас не будем всю Библию перебирать, не в церкви чай находимся. Мы сейчас – самую малость (и то с сокращением, чтобы не измучить шибко верующих):

«Знание о Боге у них есть, Бог дал им о Себе знать. Потому что Его невидимые свойства – вечная сила и Божественная природа – со времени сотворения мира постигаются разумом через созерцание сотворённого. Так что нет им извинения! Зная о Боге, они не воздали Ему хвалу и благодарность как Богу, а вместо этого погрязли в пустых рассуждениях, и их неразумное сердце объяла тьма… Потому и отдал их Бог во власть нечистоты, чтобы, следуя похоти сердец, они бесчестили свои тела. Они променяли правду Божью на ложь, они поклоняются и служат творению вместо Творца, да будет Он всегда благословен, аминь. За это и отдал их Бог во власть позорных страстей: их женщины заменили естественные сношения на противоестественные; равно как и мужчины, отвергнув естественные сношения с женщинами, пылают похотью друг ко другу: мужчины с мужчинами творят постыдные дела, готовя тем себе возмездие, которые они заслужили, сбившись с пути. И как они не пожелали постичь Бога, Бог отдал их во власть развращённого ума, побуждающего делать то, чего делать нельзя: они исполнены всяческого зла, низости, жадности, испорчены до мозга костей; они завидуют, убивают, полны раздоров, коварства, злобы; они клеветники, сплетники, ненавидят Бога, наглы, горды, хвастливы, изобретательны на зло, не подчиняются родителям, неразумны, ненадёжны, бессердечны, безжалостны…» (цитировал из новейшего перевода Российского Библейского Общества, чтобы не было очередной отговорки на непонятность; смысл этой первой главы из письма ап. Павла Римлянам в точности повторяет традиционный Синодальный перевод).

Как было отмечено, мы не церкви и не собираемся выслушивать скучную проповедь. Нам бы, как с любовью к обычной православной практике пишет диакон Андрей Кураев, свечку бы какому-нибудь святому поставить да и идти дальше. Сделаем так и мы, - к чему нам эти апостольские нравоучения? Как это там у Сергея Есенина? –

 

«…ну, сестра, рассказывай. И вот сестра заводит,

Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,

Про Маркса, Ленина… Ни при какой погоде

Я этих книг, конечно, не читал»,

 

Российским православным тоже как-то не с руки читать СЛОВО, какая бы погода ни стояла на дворе, - но за православную веру постоять да если ещё и с казаками, - это мы с нашим удовольствием. Хотя ведь ещё Ф.Достоевский писал: «Гибель народу без Слова Божия…».

Однако, что это за мстительность Бога? – «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства…» (тот же текст в Синодальном переводе, который имеется сейчас, считай, в каждой квартире). Это что, опять про несвободу? Значит, если я не сгибаюсь в три погибели перед строгим Богом, то Он меня за это хвать за шиворот: «Ах ты так? Тогда отдаю тебя во власть всякой нечистоты, иди, делай непотребства» (далее – по тексту). Но если не увлекаться ерничанием, то обращаешь внимание на одну магистральную мысль в вышеприведённой пространной цитате: всё время упоминается разум, знание. Библейская мысль, высказанная хоть в Торе (в предшествующем Завете, который незаслуженно называют Ветхим), хоть в Новом Завете, согласна в одном: Бог не скрывает Себя, Он даёт нам познавать Себя через Своё творение (естественное мироздание, включая земную природу), и Откровение (Св.Писание). Но если созерцание изумительной закономерности в окружающем мире может нас привести к безотчётной экзальтации, как в добром семействе Лариных (читай Пушкина):

 

«…умильно на пучок зари

они роняли слёзки три…»,

 

то СЛОВО обращено к разуму. И здесь начинаются проблемы, последствия которых так подробно перечислял апостол. И ведь надо же, как в воду глядел: говорил-то он о язычниках античного времени, а оказалось, что эта закономерность всевременна. Можно и покреститься аж в самой иорданской воде (что успели сделать многие), и крестик освятить на том самом камне в храме Гроба Господня, на котором омывали тело, снятое с креста; возвратившись же в родные палестины можно наложить на себя строжайшую обязанность во время постов не стричь волос (грех! грех!), а мяса и молока.., да Боже ж нас упаси от этого! Чего только не сделаешь для святости! Но вот прошла Пасха, разговелись, выпили с традиционной прибауткой «Бог троицу любит» (а если и больше, то ведь опять же дело святое, - не пропадать же родимой); теперь можно и за святую веру постоять, раздавая анафемы, то бишь проклятия всяким там «пуськам» и прочей нечисти. Причём, если это организовать во всероссийском масштабе, то фимиам от такой святости воскурится обильно и дойдёт, куда надо.

А вообще-то, можно и не лететь к водам Иордана да и в своих пенатах ничем себя непотребным, т.е. греховным, не ограничивать. К чему вся эта тревого и забота во время поста о стриженных (т.е. нестриженных) волосах? Вот у меня есть добрый знакомый по бане; хороший мужчина, для которого есть только одно святое табу: нельзя материться в парилке хоть в пост, хоть не в пост. В остальных же местах он в полне мирном тоне признаётся любому собеседнику, что он вступал в половые сношения с его матерью, имея одновременно золотой крестик на шее, там же иконку да плюс к тому ладанку с чьими-то мощами. И не рекомендую никому сказать ему, что он не православный (во избежание возможных неприятностей). Так о чём мы? – Да, вспомнили: ни о чём не надо заботиться; ты помрёшь (крещённый или некрещеный – уже неважно), тебя, родимого, отвезут в храм или совершат это по месту твоего бывшего бренного жития, родные заплатят (заплатят хорошо) за многое там чего, над тобой отслужат службу, - и спи спокойно, дорогой товарищ. А по-современному сказать – «Царствие тебе Небесное». В России это не называется индульгенцией; это там на Западе, католические недоверки (по Гоголю). Наши же батюшки уверяют, что заупокойной службой они творят акт любви, воссылая к Престолу Благодати свои молитвы по усопшему.

За любовь же, вестимо, надо платить. Да нет же, напрасно вы так вульгарно подумали. Всё делается благолепно. Одна пожилая женщина, проезжая в автобусе мимо храма, на ходу провела «ликбез» о том, что гора обыкновенного строительного песка во дворе храма очень даже может превратиться в песок золотой. « Да посчитайте сами, - объясняла она: - горсточка, «освящённая» в храме» и ставшая уже освящённой землицей для обязательного посыпания во гроб, проданная для погребения, да помноженная.., сколько в этой куче горсточек?». А как закроешь крышку гроба без «святой землицы»? Нельзя. Ну и помимо «землицы» много чего ещё нужно купить для обязательного прохождения в небесные обители. Там ведь не слепые, просто так не проскочешь. А за сам молебен – по любви. По любви, чадо.

Но возвращаемся к Библии.

Так вот, апостол Павел (или рабби Шауль) говорит, что причина всех перечисленных непотребств, это - «не имели Бога в разуме». Это вовсе не про зоологически-родовые понятия о «святых» традициях, не о национальной вере, что вообще противоречит самому христианству, а про то, что вся наша разумная составляющая ( а не только эмоции от благолепного храмового пения и от благовония ладана) должна постоянно быть «включённой». Иметь Бога в разуме. Ну а теперь каждый «верующий», с вольтеровской страстностью отстаивающий право на свободу собственного мнения, пусть рассуждает о праве каждого быть геем, лесбиянкой т.д. по вышеуказанному тексту. Право, конечно же, есть, а Бога в разуме нет, - отсюда наши беды. Я вовсе не говорю, что всем этим сквернам учат в храмах. Но беспредельный разгул всех вышеперечисленных низких страстей «расцвёл» в постсоветское время, когда Россия стала играть «в боженьку», к Богу же не обратившись.

Как-то мы бестактно заподозрили в Боге мстительность, помните? Попробуем проиллюстрировать это на повседневном примере. Мы переходим светофор; можем дождаться зелёный свет, а можем сказать себе, что красный свет перед нами – не очень красный, и двинуться через дорогу. Результат может быть летальным, и это, можно сказать, в лучшем случае; хуже, когда всю оставшуюся жизнь придётся мучиться от полученных травм, и смерть будет желанной. Неужели в роковом исходе будет виноват неумолимый светофор? Обычно вопрос в данном случае обращают к человеку: «О чём ты думал?». Понимаю, что любое сравнение грешит неточностью, и в отличие от бездушного светофора Отец Небесный совсем не равнодушен к нам. Он даёт о Себе знать многоразличными способами. Перечислять их не будем, ибо это и невозможно. Но вот Иисус в последний раз в присутствии учеников молится Всевышнему: «Освяти их истиною Твоей; слово Твоё есть истина». Опять то же самое: аппеляция к СЛОВУ, к восприятию его разумом. Обращает на себя внимание то, что апостолы любили акцентировать на этом внимание. Вот Иоанн пишет: «Он дал нам свет и разум». И Пётр: «Пусть ваш разум будет трезв и всегда готов к действию… Ведь источник вашей новой жизни – не смертное семя, но бессмертное. Это живое и вечное Слово Бога» (новейший перевод РБО). А Павел – так тот вообще не переставал настаивать, чтобы верующие имели Бога в разуме: «Держись образца здравого учения…».

Впрочем, во всём нужна мера, и пора заканчивать. Остаётся обратить внимание на то, что везде есть свои правила. В футболе голы не забивают рукой. В светском государстве светский же суд не может руководствоваться решениями Трулльского Собора. Жизнь личная, жизнь духовная не получится, если не Бога иметь в разуме, а играть в «боженьку». Наверняка кто-то подумает, что его опять загоняют в угол, заставляя соответствовать чему-то. Вовсе нет, человек имеет природное право быть и атеистом. Мы не пытаемся кого-то убеждать верить в Бога. Мы о другом. Если кто-то причисляет себя к православным, то должен помнить, что православие – часть христианства, а христианство базируется на СЛОВЕ, которое есть своего рода Конституция Церкви, основной Закон. Все подзаконные Акты не должны вступать в противоречие с Конституцией. Несоблюдение этого правила приводит к плохим последствиям. К примеру, СССР ещё когда поставил свою подпись под Декларацией прав человека, а права эти попирались, - и империя долго не продержалась. Вот и для нынешней России есть прямое предупреждение: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает: что посеет человек, то и пожнёт» (письмо ап.Павла Галатам). В новейшем переводе РБО – «Бога не провести». Ещё в одном, в иерусалимском – «Никто не сможет поставить Бога в глупое положение». Ну вот, это всё то, о чём мы и размышляли совместно. Совсем Он не выживший из ума добренький старичок, которому достаточно только видеть, как старательно соблюдаются посты, при которых мы со спокойной совестью продолжаем губить окружающих себя. Что, неправда? Да вся Россия, смолящая смрадным ядом никотина в лица и лёгкие рядом живущих, - это что, не опосредованное ли убиение? Уж не говорю о самих курящих. Женщины, в которых во все века в родовом инстинкте жило сознание сохранения жизни, теперь в повальном своём большинстве наперегонки друг перед дружкой демонстрируют, что им и здоровье детей совершенно неважно. Ладно бы глупые молодые девчонки, которым важна мода и эпатаж, (которые будут немного времени спустя скитаться по больницам со своими рахитичными детьми)- но ведь и бабушки подают пример своим внучкам, как с раннего возраста губить свою жизнь. Почему мы обратили внимание именно на курево? – Да просто апостол не знал в своё время этой проблемы, равно как наркоманию и пр. А кому хочется увидеть картину объёмнее, - пожалуйста, читай снова вышеупомянутое.

И что самое важное для нашей темы: ведь почти все – православные. Все дотошно знают, как надо проводить в последний путь усопшего, какой набожный вид надо иметь при этом, когда в последний раз произносится троекратно «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный – помилуй нас». Но сохрани вас Боже при всей этой процедуре по незнанию сделать что-то не так: те же набожные лица вдруг обретают агрессивный лик. Как же покойник (т.е.усопшая его душа) достигнет блаженного упокоения, «где несть печали и воздыхания», если ему в хладные руки не вложить некую молитву, т.е.пропуск ТУДА? Там ведь на небесном КПП без пропуска ни-ни, - а вот с ним «no problems», хоть покойник и был криминальным авторитетом. Оно конечно, после такого вольнодумия можно и срок схлопотать по новому Закону, но я надеюсь, что не одни же сыровы в судах, и что будет же всё-таки возможность квалифицированно открыто защищаться перед тем, как пойти на зону. Ибо при нашем на весь мир прославившемся самом гуманном суде срок мотать всё равно придётся. Хотя возможно и по-другому: в интернете сообщается, что тамбовскому священнослужителю, публично пожелавшему снять с себя сан в знак протеста против позиции его высшего священноначалия в деле «Пусси Райт», из тамбовской же епархии ответили с открытой угрозой физической расправы. Вполне в духе крутых братков. И уже обращение есть к «товарищу Гундяеву»: воспользоваться своей влиятельностью и защитить беднягу от насилия.

Что-то и не статья получилась про честность и порядочность по отношению к Богу, а прямо-таки памфлет…

 

ReligioPolis

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100