Регистрация / Вход



"ПРОПАСТЬ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ВЕРОЙ"

Печать

 

...

Вопрос о том, почему в развивающейся по законам абсурда истории вокруг протестной акции Pussy Riot  и всех сотальных скандалах молчат православные священнослужители, наверное, следует считать не слишком уместным. Во-первых, двое из таковых выступили с ясным обозначением своей позиции – это протоиерей Павел Адельгейм и протоиерей Вячеслав Винников. Их только двое, но таких "реликтов" на всю патриархию осталось и вообще не больше, чем пальцев на одной руке. Во-вторых, известно множество высказываний по этому вопросу людей, тоже считающихся православными священнослужителями – высказываний далеко не христианских, несущих в себе лицемерную, либо откровенно человеконенавистническую коннотацию, что продиктовано их служением интересам политического режима и намертво связанной с ним религиозно-политической корпорации.

В-третьих, немалое количество священников Московской патриархии, у которых есть семьи, дети,  напрямую зависят от этой организации буквально всей своей жизнью. Поэтому упрекать именно этот "церковно-подневольный" люд в отсутствии у него гражданской смелости или самоотверженности известных по церковному преданию мучеников было бы несправедливо: в аналогичной ситуации находятся миллионы других добропорядочных россиян. Однако о том, насколько ясно могут представлять себе существо происходящего православные священнослужители, можно судить по одной любопытной реплике из статьи Софьи Шайдуллиной "Беседы со священниками о православной вере", опубликованной сетевым ресурсом Slon.


"В Тверской епархии около 20 благочиний. В Максатихинском, с которого и начался мой поиск батюшек, готовых к разговору с журналистами, навстречу мне пошли всего несколько смелых священников", - поясняет автор статьи, прежде, чем предложить вниманию читателя несколько мнений. Первые из них не представляют особого интереса, так как состоят из штампов запуганных и малограмотных культовых персонажей в статусе настоятелей храмов и даже благочинного. Они более или менее экстатичны, чем выступления известных всем синодальных протоиереев Чаплина и Смирнова, придерживаются версии что причина происходящих вокруг РПЦ МП скандалов  – исключительно происки врагов, требующие отпора и наказания. Но, вот, в одном мнении анализ происходящего настолько твердо опирается на достоверность, что его следовало бы привести полностью.

 

"Последний священник был довольно откровенен, но предпочел сохранить анонимность:

– Любой здоровый человек понимает, что в религии есть такое расслоение между организацией и верой, которые должны существовать в положительной такой внутренней вибрации, которой сейчас нет. Когда пытаются авторитет Христа перевести в сторону авторитета организации, это бесполезное и странное занятие. Организация – это человеческое, и ничего вы не сделаете с ней, чтобы она вдруг стала небесным. Идеальную модель отношений Церкви с властью я вижу в учении Иоанна Мейендорфа – американского протопресвитера, глубокого христианского ученого довоенного парижского образования. Оно созрело в Свято-Владимирском соборе города Нью-Йорка. Он пытался реконструировать правильные византийские понятия о взаимоотношениях власти и Церкви. Эта светлая картинка в современном обществе невозможна. Невозможна при таком маниакальном желании построения «вертикали» власти, которое демонстрируется сейчас. Я думаю, что систему здесь нужно перезагрузить с самого начала – нажать снова кнопку «enter»». То, как верхушка Церкви ведет себя с властью сейчас, можно назвать не иначе, чем обезьянничеством. И нормальные отношения, не идеальные, а просто здоровые, можно построить только тогда, когда это обезьянничество прекратится. Отец Иоанн Мейендорф как раз говорил о том, что для православных невозможны компромиссы с совестью, на которые так часто идет власть, в этом была его демократическая и добрая идея. Теперешний президент очень любит говорить о понимании. Так вот знаете, это понимание станет возможным только тогда, когда мы услышим, хотя бы один раз, слова покаяния. Мы не слышали их ни разу, ни от одного из политиков. У нас в ряду святых Дмитрий Донской, Иоанн Калита, которые, вообще-то, виновны в нанесении ущерба своему, нашему, отечеству – рассказал он, посоветовав мне прочитать книгу «Введение в святоотеческое богословие».

Я спросила иерея о том, что это за заповедь такая – «какая бы власть не была, за нее нужно молиться»:

– Это беда наша. Вы могли такое услышать только от попа, который никогда и ничему не учился. Он может быть человеком прекрасных духовных качеств, но проповеди ему читать не должно. Мы, к сожалению, очень хорошо усвоили тот синодальный перевод священного писания, который используется сейчас. Хотя ни для кого не секрет, что павловская Библия – это перевод с французского, перевод, довольно расходящийся с традициями как русскими, так и с византийскими. Та фраза, которую переводят как «Всяка власть от Бога», в первоначальном варианте с греческого звучит так: «Всякий народ наследует ту власть, которой достоин». Я немного знаю греческий. В текстах, которые Церковь сейчас использует, очень много противоречий. Я, когда служил в сельском приходе, иногда сталкивался с тем, что бабушки показывали мне на книжки и говорили: «А почему вот здесь написано так, а здесь – так?», – и я не мог им ничего ответить. У нас много противоречий во всей организации. Есть некая сермяжность, и нет эстетики. У нас бывает даже так, что на оградах церквей надписан Синайский кодекс. Вот мне кажется, что как-то негоже десять главных заповедей божьих писать на заборе. Протопоп Аввакум когда-то сказал же, что «попы с амвонов дичь несут». Я думаю, что если наша администрация хотела строить какую-то «вертикаль», то она должна была лет пятнадцать назад заставить безграмотных батюшек учиться, несмотря на возгласы. А теперь получилось так, что вся наша Церковь вместо того, чтобы регламентировать свою жизнь теми канонами, которые давно были придуманы, живет такими частными богословскими мнениями. А это – абсурд. Абсурд, за которым стоит большинство. Но если сейчас начать ломать сложившееся сообщество, то у нас просто через несколько дней случится раскол – потому что время уже упущено, потому что страну мы, на самом деле, потеряли. Эти расколы у нас несколько раз чуть не случались. Вспомним случай с владыкой Диомидом, который же, в сущности, был очень неглупым и хорошим человеком, но потом просто сошел с ума. Самое главное сейчас – это прекратить обезьянничество первоиерархов с властью. Очевидно, что носить на себе золото, платину и всякие удивительные вещи Патриарх не должен. Насчет квартиры, опять-таки, я бы чуть-чуть постыдился на месте нашего Патриарха. Безмерность – это грех, и, может, с мирской точки зрения, она может завораживать, но находиться рядом с таким обвороженным невозможно… Что в миру, что в Церкви".


ReligioPolis

 

Комментарии  

#1 RE: "ПРОПАСТЬ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ВЕРОЙ"Зеленецкий Юрий Георгиевич 15.08.2012 18:57
Все пути, начало которых вера, ведут в пропасть. К сожалению, первой это докажет РФ.
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал