Регистрация / Вход



МИФ О "ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ"

Печать

Юлия ЗАЙЦЕВА

 

Борис Дубин, фото Ю.Зайцевой

«Я с самого начала не верил в религиозное возрождение России и за 20 лет не стал в это верить. Гипотеза религиозного возрождения не подтвердилась», — так подытожил результаты многолетних социологических исследований руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра», заместитель главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» Борис Дубин. 8 июня он представил доклад «Образ православного верующего в современной России» на семинаре в Московском центре Карнеги.

В начале Б.Дубин отметил, что данные о религиозности в России систематически собираются с 1989 г., когда к неверующим себя относили 2/3 населения, а к православным — 30 %. За 20 лет «пирамида перевернулась»: сегодня называют себя православными около 70 %, а неверующими — 20%. При этом крещеными являются 88-90 % населения.

Главная проблема — в «качестве» явления, которое обычно принимают за религиозное возрождение. Среди тех, кто называет себя православными (далее придется ввести для них аббревиатуру — НСП) — крещены 68-70 %, около 40 % твердо верят в существование Бога и загробной жизни, а 1/3 НСП не верят в Бога вообще и не относят себя к религиозным людям, утверждает эксперт. У более чем половины НСП дома нет никакой религиозной литературы; 80 % из них не причащаются; 55 % - не посещают богослужения и только 15 % НСП непременно бывают в храме на Пасху, 10 % из них регулярно постятся и ежедневно молятся, 3-4 % знают 10 заповедей и Символ веры.

По частоте посещения церкви, по включенности в жизнь Церкви Россия занимает самое последнее, 15-е место из целого ряда исследованных стран. Так, в ФРГ, Словакии не включены в деятельность Церкви 20 % населения, в США — 30 %, во Франции — 40 %. Остальные, выходит, включены.

Для большинства российских НСП вера является моральным ориентиром, «механизмом коллективной идентификации», «заставляет задумываться о смысле жизни», «помогает переносить других…, адаптироваться к изменению обстоятельств». Однако если чуть видоизменить вопрос, НСП скажут, что вера нужна, «чтобы мне полегче стало», не связывая религиозную жизнь с проблемой ответственности, личной активности, продолжил докладчик. Для социологов очевиден демонстративный характер религиозности российского большинства: «словесное подтверждение своей принадлежности к православию — да, а включенность в деятельность Церкви — нет; креститься — да, а взять ответственность за свои действия, помогать людям — нет».

Такое отношение к Церкви очень напоминает специалистам отношение к государству. Эти два института в общественном сознании вообще неразрывно связаны, подчеркнул Б.Дубин: «Державность и православие воспринимаются как символы российской целостности». Причем большинство россиян воспринимает государство в «героическом, позитивном залоге», власть «выигрывает в общественном мнении из-за связки с Церковью». О том, как государство уничтожало Церковь, в этой парадигме никто не вспоминает.

Что касается доверия РПЦ, то Б.Дубин, в отличие от экспертов соцслужбы «Среда», не считает его абсолютным. По данным докладчика, резко отрицательно к критике священноначалия весной этого года отнеслись только 12-13 % всех респондентов и четверть НСП, считая критические публикации в СМИ происками врагов национального возрождения. В то же время, 16 % россиян заявили, что «верхушка РПЦ не свободна от мздоимства», а 25 % — что это связано со «слишком большой втянутостью Церкви в политику». При этом большинство опрошенных не видит в РПЦ «предстателя за свои собственные интересы», но требовательность как по отношению к РПЦ, так и по отношению к государству в общественном мнении отсутствует. И надежды, которые связываются как с РПЦ, так и со светской властью, из года в год повторяют тот же рисунок: «Никогда не сбываются, но все время возобновляются», отметил социолог.

В полемику с Б.Дубиным вступила известный социолог Елена Башкирова, руководитель исследовательской компании «Башкирова и партнеры». По ее словам, период, когда социологам важно было посчитать количество НСП или «практикующих» православных, прошел; сейчас важнее ставить новые вопросы. В частности, ее коллеги решили «замерить» взаимосвязь религиозности и социального поведения. Оказалось, что никакой корреляции нет: между верующими (те 14 %, которые молятся каждый день) и неверующими почти нет никакой разницы в отношении к семье, к деторождению, к абортам, к смертной казни, к власти и лидерам. Именно это должно стать предметом исследования для ученых и беспокойства — для религиозных лидеров. Однако последние, по словам Б.Дубина, выказывают незаинтересованность в подлинном воцерковлении, «не находят нужного языка».

В исламе — «все наоборот», утверждает социолог Энвер Кисриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН. По его словам, «вхождение в ислам» не может быть номинальным, оно предполагает «серьезную трансформацию образа жизни», в которой появляются не привилегии, а «огромное обременение». В отличие от православия, мусульмане не связывают свой успех с державностью, с укреплением государства. Напротив, обращение к исламу «обрубает социальные связи», ставит человека в положение «контргосударственное». Поэтому можно говорить о реальном возрождении ислама в России, считает Э.Кисриев. Модератор семинара, исламовед Алексей Малашенко, со своей стороны, подтвердил, что можно говорить о «бурном» и даже «наглом местами» возрождении ислама.

В ходе дискуссии своими соображениями поделились социологи, историки, религиоведы. Речь шла о проявлениях политизированности, ксенофобии, которые фиксируют социологи и которые «заложены в системе» нынешнего православия в России, о стремлении к унификации и подавлении опытов самоорганизации внутри РПЦ. Резюмируя, Борис Дубин отметил, что РПЦ является частью общества, прожившего 20 постсоветских лет и «неинтересного самому себе», подверженного «серьезному травматическому синдрому индивидуального и коллективного сознания».


Источник: Благовест-инфо

Комментарии  

#6 RE: МИФ О "ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ"Полесов 16.06.2012 15:44
Но, собственно, к этому выводу Дугин и пришел. Вся болтовня о "возрождении" неизвестно чего опиралась на миф о "Святой Руси", из которого благополучно исключались реки крови, обман, церковное сервильничество и истребление аутогенных народов. Но, что можно выстроить на лжи? Только ложь. Плюс эта хроническая профанация с установлением тождества между "духовностью" и "церковностью". В то время, как из нее и идея-то Бога уже, по сути, исключена. Сотни лет клерикальный институт занят исключительно тем, чтобы рулить оскопляемыми культурами и находить оптимальные способы сосуществования с властями, основанными на принципе насилия и паразитирования на населении.
Цитировать
#5 о каком возрождении речь, пан профессор?В. Белов 16.06.2012 00:30
Чтобы причитать о возрождении, надобно постичь, а было ли рождение и, если было,- то что уродилось??
Никакого возрождения на основе религиозных,- особенно авраамических культов,- быть не может, поскольку их глобальная экспансия разделила народы (наш род) и подавляла их дух в угоду догматам культов, которых от одного бога Авраама наплодилось тьма, которая принесла на алтарь своим культам тьму тьмущую жертв людей, народов и культур, и до сих пор не уняли распри даже промеж собой. Надобно говорить о рождении, становлении гражданского общества как института самодержавие народов. Возрождать надо родовые культуры народов, попранные авраамитами во времена дикости и позднее комиссарами в красных бантах. Все культы должны быть отделены от государства.
Цитировать
#4 RE: МИФ ООльга 15.06.2012 23:19
"Я с самого начала не верил в религиозное возрождение в России", - сказал учёный. Потом, правда, опомнился и добавил: "Гипотеза не подтвердилась". Но оговорка примечательная. Напоминает анекдот о ламе, который объясняет ученику, что его на самом деле нет. "А кому тогда Вы это говорите?"
Цитировать
#3 RE: МИФ О "ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ"Зеленецкий Юрий Георгиевич 14.06.2012 20:59
Быстрее бы вера возродилась в РФ до уровня 1917 года. Глядишь, и революция быстрее грянет.
Цитировать
#2 RE: МИФ О "ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ"Олег 14.06.2012 13:59
Некоторые верующие текут по течению и делают ,как все ,чтобы не быть белыми воронами.Вот от сюда и исходит "вера" людей и её возрождение.Может количеством и есть верующие,но не чем другим!
Цитировать
#1 МИФ О "ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ"Кушнир Евгений Богданович 14.06.2012 12:13
Духовное возрождение России - миф, напоминающий мне обещания скорого выздоровления у постели больного, умирающего от рака.Православное возрождение - то же самое под аккомпанемент отходной молитвы.
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал