Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 176 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ "ПАДЕНИЕ"

Печать

 

...

Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало майский рейтинг ведущих политиков России. Как сказано в обзоре этого рейтинга, «существенно ослабли за последние несколько месяцев позиции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (12-е место), однако резкий спад произошел лишь теперь: он покинул топ-10. За все время исследования ни Алексий II, ни Кирилл (будучи Патриархом) не покидали первой десятки рейтинга. Вероятнее всего, это случилось вследствие того, что общее влияние Русской Православной Церкви как традиционного института снижается, а Патриархия не смогла дать адекватный ответ на негативные информационные кампании, направленные против РПЦ».

Хотя аргументация АПЭК звучит вроде бы убедительно, данные последних соцопросов говорят об обратном: усиленно раздувавшиеся скандалы с «панк-феминистками», «часами патриарха», «квартирой патриарха» и проч. – не сказались на доверии народа к Церкви и патриарху Кириллу.

Поскольку рейтинг сформирован по итогам опроса небольшой группы экспертов, он в значительной степени может зависеть от метода исследования: сама постановка вопросов в анкете, подборка экспертов, равно как и отсылка к авторитетному источнику легко может исказить итоговую оценку. Учитывая расхождения в экспертном и общественном мнении, остается только гадать, что же именно показывает опубликованный НГ рейтинг: личные пристрастия и интересы политических элит или же персональную ангажированность АПЭК в вышеупомянутой информационной кампании против РПЦ?

«Спадает ли, по вашему ощущению, волна антицерковной кампании? Считаете ли вы ее спланированной? Если да – то кому она, на ваш взгляд, понадобилась?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

 

  • Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского (председатель Синодального отдела РПЦ МП)

Что эта кампания была спланирована, не вызывает никаких сомнений. Кто конкретно ее организовал, я не скажу. Может быть, это была такая своеобразная месть патриарху за такую косвенную поддержку Путину. Но я вообще-то далек от всей этой политики. Это нужно у политологов спрашивать.

И мне кажется, совершенно неправильно включать Патриарха в такие вот рейтинги политических деятелей. Он не политический лидер. Он, конечно, очень заметная фигура, но не политическая.

Пошла ли на спад эта кампания, сказать сложно, потому что подобные кампании имеют свои закономерности. Так просто, как мне кажется, этим дело сразу не закончится.


  • Протоиерей Артемий Скрипкин , руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге

Безусловно, волна антицерковной компании спланирована. Медиапространство всегда контролируется, и если возникают информационные войны, то явно за этим стоит чей-то интерес. Кому это выгодно? Совершенно очевидно - врагам России. Потому что усиление Русской Православной Церкви ведет к идеологическому и духовному укреплению государства.

Что касается самого патриарха Кирилла, то, разумеется, его публичный рейтинг в значительной степени зависит от СМИ, этого нельзя отрицать. И информационная война, создавшая такие медиа-скандалы вокруг его личности, подорвала его имиджевый светский рейтинг. Но этот рейтинг, зависимый от СМИ, отражает восприятие тех групп, которые сами далеки от Церкви и получают ее образ из тех же СМИ.

Но среди тех, кто близок к церкви, тоже заметно понижение рейтинга Патриарха, независимо от скандалов и прочей чепухи. Возможно, это связано с тем, что сам образ Патриарха изменился. В лице Алексия II народ видел такой культурный тип патриарха-отца, а в лице Святейшего Кирилла мы видим новый культурный тип: патриарха – активного деятеля, или, как он сам говорил, «менеджера». Это далеко не всем по душе. И дело не в том, что патриарх должен быть пассивным или оторванным от реальности, многим важно видеть в нем, прежде всего, олицетворение такого отцовского начала, совести народа.

Возможно, патриарх Кирилл очень резко выдвинул такой тезис «амбициозной Церкви», действующей в новом формате. Вопрос чем придется пожертвовать, чем придется заплатить за этот новый образ. И это мы видим в новой информационной кампании. Церковь стала активным и даже агрессивным игроком в политическом пространстве. Вот мы и столкнулись с такой мощной организованной оппозицией, нас уже воспринимают как серьезного игрока и начинают с нами бороться как с конкурентом.

История покажет, какие плоды реально будут иметь новый исторический период для Русской Православной Церкви, сейчас об этом трудно судить. Но если мы потерпим, и хаос уляжется, то через какое-то время будет понятно, кто настоящий герой, а кто заблуждался в этих разных оценках и методиках.


  • Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

Я думаю, у нас все еще впереди. Антицерковная кампания, которая сейчас развивается, для ее инициаторов по-своему успешна, поэтому мы видим только ее начало.

Мы привыкли думать, что антицерковность связана каким-то образом с коммунизмом, например. А на самом деле мы должны понимать, что та антицерковность, которую мы видим, она является естественным процессом развития именно западной цивилизации, действию которой подвержена наша политическая элита.

Закончилось время сочувствия религиозному миру. Когда религиозность была нужна, чтобы свергнуть коммунистические идеи, она поддерживалась Западом, а когда религиозность начала становиться самодовлеющим фактором в развитии России, она стала фактором, который элите уже невыгодно поддерживать.

А эти рейтинги зависят в значительной степени не от истинного влияния Церкви, а подвержены влиянию политических элит, которые не заинтересованы в развитии авторитета Церкви в нашей стране.


  • Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине

Волна истерии, конечно, спадает. И о «Pussy Riot», и о часах, и о квартире уже подзабыли, эта тема, в общем, уже ушла.

По моим ощущениям, в народе отношение к Патриарху и к Церкви не стало хуже, чем, например, год или два назад. Я не замечаю, чтобы люди стали меньше ходить в церковь или хуже относиться к Церкви. Скорее наоборот: эта кампания привлекла к Церкви внимание, люди стали обращать больше внимания на вопросы духовной жизни, и никакого разочарования в Церкви у них нет.

С другой стороны, ситуация все-таки меняется. Потому что тот ресурс сочувствия Церкви как гонимой, конечно, уже исчерпан. И Церковь призвана уже созидать себя как социальную силу, направленную на помощь бедным, неимущим. Это то главное, что, на мой взгляд, будет поднимать авторитет Церкви.


  • Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря

Конечно, это была спланированная кампания. И все, что касается рейтингов, все это такая политическая кухня, которая на самом деле далеко не всегда выражает истинное положение вещей, но в угоду политическому моменту фабрикует политическое мнение.

Конечно, среди верующих людей доверие к Церкви не упало – оно остается таким же. Но что идет целенаправленная кампания против Церкви, это совершенно очевидно. Есть люди, напрямую в этом заинтересованные - тем более, после того, как патриарх поддержал нынешнего президента.

Есть силы, заинтересованные в ослаблении государственной власти, проводящие антипутинскую политику, выступающие за изменение политического режима в нашей стране. Эти же силы заинтересованы в ослаблении позиций Церкви и роли патриарха в жизни общества. По крайней мере, они пытаются создать видимость, что роль Церкви в обществе уменьшается. Это делается, безусловно, в политических целях. И ничего удивительного в этом нет.


  • Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

Наши политические деятели так воспитаны: если ты не со мной, то ты мой враг. Поэтому протест против самой Церкви подогревается теми политическими заказчикам, которым выгодны протестные настроения в России. И это понятно: пока есть политическая страсть и желание выплеснуть ее на улицу, Церковь поддерживать такие силы не будет.

Церковь - сила консервативная, она всегда выступает против необдуманных и революционных событий. И пока позиция будет разогревать уличные страсти, Церковь их поддерживать не будет. Потому что лидеры той же Болотной площади за образец берут украинский «майдан» и площадь Тахрир, но если на Украине, слава Богу, крови удалось избежать, то на площади Тахрир в Каире погибло более 800 человек. Конечно, Церковь выступает за соблюдение законодательства и относится настороженно к инициативам оппозиции.

Что касается рейтинга, то надо знать, каким способом и механизмом пользуется агентство, составляя рейтинг общественных лидеров. Исходя из этого можно решать, насколько эти средства корректны, потому что какие-то упоминания в интернете – это одно, реальные настроения людей – это другое.


  • Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине

У нас в храмах своя статистика. Мы отмечаем, сколько людей приходит в храм, сколько причащается. Это важно для истории.

И вот в этом году мы зафиксировали, что на Пасху и на все пасхальные праздники к нам пришло гораздо больше народа, чем, например, в прошлом году. Если уж говорить о рейтингах, то вот этот «рейтинг» для верующих гораздо важнее, и он значительно поднялся. Не думаю, что человек, утративший доверие к Православной Церкви, пойдет в храм на праздник. Он, скорее, пойдет куда-нибудь на Болотную площадь или на митинг Единой России. Но наш мониторинг показывает, что людей стало приходить больше именно в храм.

Что на Церковь пытаются оказывать давление, что это спланированные действия - это безусловно так. И все эти рейтинги и опросы – все это звенья одной цепи. Но они почему-то не отмечают, что с каждым годом людей в храмы приходит все больше и больше. На праздники храмы уже давно не вмещают всех желающих.


  • Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии

Все подобные рейтинги влиятельности разных лиц, они же составляются по известной поговорке: «кто платит, тот и заказывают музыку». Это не удивительно и совершено естественно. Любой студент второго курса соцфака провинциального вуза знает, как составить подобный «объективный» рейтинг, чтобы получить результат, который нужен заказчику.

Есть и беспристрастные наблюдатели, но всегда найдется тот, кто оспорит любой объективный факт, чтобы подать материал определенном образом, прислуживая на информационном поле тем лицам, которые в этом заинтересованы.

Меня беспокоит только одно: русские по-прежнему имеют некоторую долю доверия к этим антицерковным и антироссийским силам. Надо отучаться от такого доверия. Как только мы перестанем им доверять, эти силы немного успокоятся. Конечно, они будут продолжать лаять, но ветер будет носить, а караван будет идти дальше.


Источник: Regions

 

Комментарий RP: Ничего неожиданного в том, что подавляющее количество опрошенных клириков РПЦ МП выражают критическое отношение к факту падения рейтинга популярности руководителя своей религиозной организации, нет. Не удивляет и их ироничное отношение к соответствию этого факта действительности или умаления значимости общественного мнения, вполне предсказуемы высказывания отдельных клерикальных функционеров в духе мифа о "врагах церкви" или "пятой колонне". При этом, доминирование в комментариях того положения, что в стране идет не естественное пробуждение гражданского самосознания, а некая "антиправославная" кампания, достигается в опросе засчет мнений широко известных сторонников клерикализации светской страны.

Гораздо более интересно иное – а именно, упоминание информагентства о  формировании рейтинга " по итогам опроса небольшой группы экспертов", что в ситуации с повышенным интересом к действительной роли РПЦ МП в политике, экономике и общекультурных процессах выглядит недостаточно серьезным. Вероятно, для того, чтобы судить о действительных изменениях в обществе к религиозной структуре, "подвиги" членов и организаций которая сегодня у всех на слуху, целесообразно проведение отдельным социальных исследований, организованных неангажированными группами ученых, которых нельзя было бы заподозрить в той или иной степени заинтересованности в результатах.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100