Надежда АЖГИХИНА
Майские праздники, слегка притушили, но отнюдь не закрыли всплывшую накануне горячую тему: использование религиозной символики и связанных с ними ассоциаций в политических дискуссиях.
Репортажи о посещении лидерами государства монастырей и соборов в дни престольных праздников уже стали частью протокола, встречи с предстоятелем РПЦ и лидерами других конфессий – рутиной. Но нынешняя зима-весна оказались в этом смысле поистине беспрецедентными. Вспомнить хотя бы парализовавшее на несколько дней движение в центре Москвы поклонение поясу Богородицы в Храме Христа Спасителя, умело организованное и грамотно пропиаренное как раз в преддверии парламентских выборов. Люди сутками мерзли в очереди, чтобы помолиться не только за себя, но и за здоровье близких, а заодно – и за патриарха и единственно верный курс власти, организовавшей прибытие святыни из Афона.
И мало кто из паломников внимал в те дни сообщениям СМИ о том, что в шаговой доступности от пафосной толкучки, в старой московской церкви вот уже больше стал лет хранится наш собственный фрагмент того самого пояса Богородицы. Никакой очереди там, естественно, не наблюдалось.
Не думаю, что в последние годы истинно глубоко и чисто верующих в стране стало намного больше, чем в дни моей юности, когда религия была, прямо скажем, не в моде. Хорошо помню, как комсомольские активисты тогда отслеживали посещающих храмы или синагоги сокурсников – многие из тех «контролеров» сегодня стоят в первых рядах и целуются с духовными отцами под вспышки фотокамер.
Вообще-то трудно представить истинно верующего человека, неважно, какой конфессии, брызжущего слюной от ярости в ожидания крови ближнего, пусть самого страшного преступника. Об этом в блогах довольно много писали православные и не православные современники, комментируя невиданную со времен, наверное, борьбы с космополитами или диссидентами кампанию, развернувшуюся вокруг малоизвестной феминистской панк-группы Pussy Riot, выступившей в Храме Христа Спасителя со скандальной молитвой.
И никто уже не сомневается в том, что немедленный арест и чрезмерно жестокое наказание– результат упоминания в этой молитве двух конкретных (и широко известных) имен.
Действительно, месседж был прост и понятен каждому. Но результат оказался неожиданным: параллельно массовым акциям возмущения действиями «кощунниц» и требованиям расправы над ними, росло возмущение действиями властей и церкви, и ответные акции протеста.
Все чаще верующие - а за ними даже и некоторые деятели церкви - задавали в сети и в печатных СМИ нелицеприятные вопросы, демонстрируя отсутствие единства в собственных рядах. Кстати, мнения деятелей РПЦ относительно судьбы панк-группы также разделились, далеко не все были согласны с жесткой оценкой патриарха… Противостоять этой «информационной атаке» Pussy Riot и их сторонников, да и просто козням дьявола против РПЦ, призван был амбициозный молебен в защиту веры и поруганных святынь все в том же Храме Христа Спасителя. 65 тысяч веруюших, привезенных со всей России, охраняли полторы тысячи омоновцев. В интервью руководители и участники акции, не стесняясь в выражениях, проклинали как отдельно взятых панк-артисток, так и всех людей, осмелившихся хулить церковь и власть.
То, что с «молитвенным стоянием» в Москве и пропагандой «православия-самодержавия», мягко говоря, переборщили, стало ясно на следующий же день. В блогах писали о том, что враги веры- не артисты и атеисты, а сами церковники, стремящиеся занять пустующее пока официальное место идеологического отдела ЦК КПСС. Православные публицисты открыто осуждают разжигание вражды в стране.
Но процесс уже пошел. Если помните, в интервью телекомпании «РЕН ТВ» московский адвокат чеченского происхождения Дагир Хасавов заявил о необходимости введения шариатского суда для мусульман в столице - в противном случае,«они зальют город кровью».
Интернет взорвался, традиционные СМИ немедленно разместили комментарии духовного лидера мусульман России и пресс-секретаря лидера Чечни Ахмада Кадырова, назвавших заявление провокацией. Прокуратура вынесла телеканалу предупреждение за разжигание экстремизма. При этом председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин (известный поборник введения дресс-кода и прочих средневековых практик) выступил в поддержку Хасавова, за что немедленно сам был окрещен в сети экстремистом.
Не будет преувеличением сказать, что попытка сплотить общество вокруг традиционной модели тоталитарно-теократической окраски не удалась. Скорее она обнажила растущую поляризацию населения, а также беспомощность идеологов власти сформулировать реально привлекательную для всех концепцию. Не хочется думать о том, что опасная игра на поле конфессиональных и национальных сюжетов может создать реальную угрозу нашему общему будущему.Тем временем Хасавов спешно покинул страну. А участницы Pussy Riot Мария
Алехина, Екатерина Самуцевич и Надежда Толоконникова продолжают пребывать в заточении, из которого их освободят в лучшем случае в конце июня…
Автор – секретарь СЖ РФ, член гендерного Совета МОЖ
Источник: Новый вторник
Комментарии
Цитата: А так же:
Цитата: И конец уже предрешен:
Скоро ООН наложит запрет на все религии. Власти разорят и уничтожат храмы, церкви и мечети. Это будет судом Бога над ложной религией.
Софония 2:10, 11: Это то, что они получат за свою гордость, потому что они злословили народ Иеговы воинств и превозносились над ним. 11 Иегова будет страшен, когда начнёт действовать против них. Он обратит всех богов земли в ничто