Эдуард АБРАМОВ
Практически незамеченной осталась новость о награждении литературной премией патриарха Кирилла (Гундяева) супруги протоиерея Владимира Вигилянского (пресс-секретаря патриарха) Олеси Николаевой и военного писателя, священника Виктора Николаева. Люди, получившие эту премию - такие же незаметные, как сама премия и новость о ней, но мы приоткроем завесу секретности. Страна должна знать не только своих героев, но и тех, кого считает героями патриарх.
Поэтесса Олеся Николаева не очень-то известна широким слоям населения России своими стихами (впрочем, как и большинство современных поэтов за исключением разве что Дмитрия Быкова и Веры Полозковой), да и медиа-персоной её не назовёшь. Зато Олеся Николаева известна в Литературном институте имени Горького, преподавателем которого является. Ещё Олеся Николаева фигурирует как героиня рассказов Интернет-автора Бантики-в-слезах (к примеру, "Город в форме шарика"). Впрочем, эти фельетоны делают своими героями многих деятелей культуры (по всей видимости, самый известный персонаж этого сериала - музыкант Вячеслав Бутусов). Если не считать одного-двух совсем обделённых разумом персонажей, ещё никто не обижался на такую рекламу.
Увы, но награждение вызвало в Интернете реакцию, которая вряд ли понравится Николаевой. Показателен такой такой диалог. Поэтесса, художница Ирина Драгунская: "Мне очень стыдно за Олесю Николаеву. И она больше не кажется мне красивой". Писательница Елена Одинокова: "Да чего уж стыдно. Когда твой муж - руководитель пресс-службы московской патриархии (отметим это специально), не взять премию - значит навредить его карьере и обидеть друзей. Как это будет выглядеть со стороны - другое дело".
А вот Виктор Николаев - вертолётчик, ставший священником - тёмная лошадка на 100%. Конечно, о нём периодически проскальзывают хвалебные статьи, из которых мы можем узнать волнующую и грозную информацию, к примеру, о том, что "у каждого писателя наступит «час икс», когда он ответит за свои книги" (Православие.ру) или что "Николаев вновь окунулся в гущу жизни" (Сергей Шаргунов, "Живая литература"). Однако, несколько книг Николаева с типовыми названиями наподобие "Записки афганца" фигурирует на библиотеке Либрусек, и комментарии читателей там иной раз весьма язвительны:
"Нахожусь в процессе чтения книги. Пока не "айс". По мне, лишними являются проповеди, отповеди и запугивания. Так и не понял кто по военной специальности главный герой. Зачем этот туман? Закончил техническое училище. Т.е. авиационный техник. Как занесло в спасатели? Настолько плохой инженер? Бред какой-то. Жду ответа более прозорливых читателей. :) Продолжаю чтение. Приблизительно на 40% книги убрали сентиментальную даму, которая писала начало. Пошел рассказ о боевой работе. Не теряю надежды узнать как занесло техника из училища "г.Сибирск" (Иркутск, как я думаю) в спасатели. Закончил чтение. Кто ни когда не слышал про войну в Афганистане - не читать. В целом, произведение ОЧЕНЬ слабое. Полностью обманут в ожиданиях!"
"Книжка - бывает и хуже, конечно. Только напрягает этот постоянный религиозный бред. Если ты, автор - такой уж набожный христианин, то как можно писать, что дух, убивающий русского - зло, а русский офицер, сбрасывающий пленных духов пачками с вертолета - Святой Защитник Земли Русской. Это что - религиозный фанатизм??? Тогда чем ты лучше правоверных духов? И это при том, что кто к кому в дом пришел? Это русский офицер убивает на Афганской земле ее же защитников (и, кстати, не только, а и всех остальных), а никак наоборот. Поймите правильно, я никого из воевавших не осуждаю - это не их вина, это их БЕДА и БОЛЬ. И они с этим живут до си пор. Они хотели выжить, и это понятно. Но такая трактовка с дешевым религиозно-популистским душком - неуважение не только к читателю, на мой взгляд, но и к самим воевавшим."
"Плаксиво-истерическое восприятие военных тягот и жертв стало распространяться, кажется, лишь в конце 20-го века. Это ярко замечается, когда читаешь воспоминания даже об Отечественной войне, либо более ранние воспоминания офицеров 19-го века, 18-го о тогдашних войнах. Есть скорбь, переживания, сожаления, но нет этого в ужасе с криками хватания за голову обеими руками, нет причитаний, нет истерики, как в воспоминаниях многих современных офицеров о войне в Чечне-Афгане. Среди последних, неприятно поразивших назову книгу В. Николаева «Живый в помощи» и довольно известную книгу Миронова «Я был на этой войне». Мне кажется, такое отношение следствие открытости информации и возможностей электронных СМИ своими комментариями влиять и на оценки и на мозги самих солдат, истерики добавляют именно они. Тут как бы на обычное солдатское создание накладывается и давит оценочно-комментаторское людей, профессиональные интересы которых находятся в другой области, и цели прислледуются другие. Например, скандал, разоблачение, обвинения... и т. д. Вполне возможно даже, что это в целом благоприятный процесс для выработки у людей нетерпимого отношения к войне… Но во-первых, мне кажется, это неприятно поражает мозги военных, что просто опасно для государства. Кроме того, нынешний опыт показывает, что СМИ могут как по команде переключаться и на апологию войны и вполне в этом преуспеть." (см. подробности)
Как бы то ни было, выбор Московской патриархии представляется весьма взвешенным, убедительным, а главное логичным. Пожелаем обоим Николаевым творческих свершений, а патриарху - новых литературных открытий. Талантами полнится русская земля.
Источник: Контрабанда