Регистрация / Вход



ПРОИЗВОДНОЕ КОСНОСТИ

Печать

Платон ПРОХОРОВ

 

...

Очередное публичное выступление клерикального политика и руководителя РПЦ МП патриарха Кирилла состоялось в спортивном комплексе "Измайлово" в минувшую субботу. Объектом то ли проповеди, то ли доверительного деления наболевшим для талантливого оратора была определена, в основном, молодежь. Увы, но в обычае большинства сформировавшихся в советский период чиновников, под наигранным панибратством с молодим поколением скрывается, как правило, склонность к недооценке его зрелости. Может быть, это обстоятельство в какой-то степени и могло оказаться причиной достаточно свободного обращения Кирилла с отдельными общеизвестными фактами и явлениями и не менее свободных трактовок.

В результате, выступление добавило немало любопытных деталей к формирующемуся сегодня образу этого публичного деятеля, к впечатлением от "живого святейшего", в отличие от мифологизированного персонажа клерикальной и государственной номенклатуры.

Так например, обнаружилось, что представления патриарха о природе человека заметно отличаются не только от общепринятых стереотипов, но и от доктринальных представлений о творении Божием во всех традициях христианства. "Человек состоит из духа и тела, и сила человека не зависит только от физической составляющей. В этом смысле женщины - это сильный пол", - приводит цитату из умозаключений Кирилла РИА-Новости. Маловероятно, конечно, что какая-то значимая часть собравшихся молодых людей и девушек была настолько хорошо знакома с вероучениями христианских конфессий, чтобы удивиться существенному урезыванию главой церкви "троичной" природы человека, каковой является она в представлениях христиан. Но, в контексте восхваления патриархом женщин, как "сильного пола", это было несущественно. Правда, вопрос о том, при чем здесь молодежь, так и остался висеть в воздухе. Особенно, когда в повествовании Кирилла, по его словам много путешествовавшего по деревням, исключительно женщины – непьющие, работающие, поющие и приносящие "наибольшее количество медалей в спорте в нашей стране" и населяют Россию, так как мужчин давно "сломали катаклизмы" 90-х годов.

Как известно, именно женщины старшего и пожилого возраста составляют не только наиболее многочисленную долю паствы, но и наиболее активную ее часть. Поэтому, странный на первый взгляд акцент в выступлении главы РПЦ МП можно легко объяснить необходимостью для церкви завоевывать сегодня симпатии подавляющего большинства своих формальных последователей.

Отвечая на вопрос о том, советуется ли руководство страны с патриархом, Кирилл вполне разумно упомянул о том, что "есть государственные вопросы, в которые не вмешивается церковь, как и церковные вопросы, в которые не вмешивается государство". Но зачем-то тут же подчеркнул, что "нынешний уровень развития церковно-государственных отношений в России обеспечивает несомненно и развитие сотрудничества церкви и государства, и формирование общих подходов к решению важных проблем, существующих в обществе". То есть, фактически продекларировал то самое сотрудничество церкви с политической властью, которое является сегодня одним из наиболее существенных пунктов претензий общества к РПЦ МП. Хотя, и эту "неосторожность" можно отнести на счет вероятной уверенности руководителя религиозной организации, что кроме молодежи, созванной на встречу "Всемирным русским народным собором", это услышат только те, кто не видит в том антиконституционности.

Сообщая аудитории, что "в самом обозримом будущем" завершатся некие "переговоры" о внедрении в светскую школу Основ православной культуры, уклончиво названных им "преподаванием знаний о религии", патриарх, по существу, дал понять о своем нежелании говорить на эту тему. Высказавшись так, что эти неизвестные никому "переговоры" завершатся "во благовремение, в самом обозримом будущем - и можно будет говорить уже о конкретной модели преподавания знаний о религии в школе", Кирилл не упомянул ни о фактическом провале эксперимента, ни о претензиях экспертов к изданным заранее нормативам, ни о правовой недопустимости участия священнослужителей в светском учебном процессе, ни о ширящемся протесте против обязательного обучения школьников религии. Зато его оговорку насчет того, что обсуждение этой темы проходит "в контексте диалога церкви и государства" можно было воспринимать как угодно. То ли "церковь" пытается договориться с "государством", как продавить нарушение Конституции РФ в жизнь, то ли "государство" стремится уговорить "церковь", что делать этого, по крайней мере при нынешних обстоятельствах, все же не стоит. А может быть, судя по обнаружению Кириллом понимания того, что "в России живут последователи разных религий, а также и не верующие люди", в школах и в самом деле введут нормальное и вполне научное религиоведение. В таком случае, Кириллу и впрямь пора готовиться это дело "благословить"…

Но самое занимательное в выступлении патриарха касалось, все же, специфики его мировосприятия - точнее, представлений о религии во всем многообразии ее проявлений. Ну и, соответственно, отношения на основе такого мировосприятия к своим соотечественникам. Запланированный, вероятно, вопрос из аудитории был об отношении патриарха к таким распространенным направлениям духовного поиска, как практики йоги и медитации. Если бы Кирилл ограничился в своих комментариях подобающей ему в данной ситуации фразой "как патриарх всея Руси я не рекомендую экспериментировать с такого рода медитацией" и чем-то в том же духе, то более сведущие в религиях люди не узнали бы много нового.

В частности, не услышали бы откровения о том, что при обращении к древней духовной практике "через такого рода медитацию может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность". Но, даже не заметив, что по такой логике православные последователи христианской секты от религии древних евреев тоже попадают в "зону риска", Кирилл продолжил развитие мысли. Вспоминая о своем посещении религиозных организаций в Индии, патриарх не скрыл, насколько был поражен, встречая там своих соотечественников. При этом, тот факт, что они были не православными, а индуистами настолько потряс церковного политика, что он "сам себе сказал, что это не наши люди, не россияне - они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение".

Нет, это все, конечно, не о "любви к ближнему" и не о "культурной адекватности". Просто, когда ученые спорят о ксенофобии, называя ее истоками не социально-экономические, этнокультурные или религиозные причины, а банальный неосознаваемый "животный страх", они, наверное, могут быть очень близки к истине. Страх перед непонятным, неизвестным, а значит и неподвластным – естественен для человека. Однако, полностью овладевает он лишь безнадежно косными людьми, то есть теми, кто мнят себя и свои воззрения "окончательными" и обязательными для всех"...

 

ReligioPolis

Комментарии  

#9 ПРОИЗВОДНЫЕ ОСОЗНАНИЯВ. Белов 26.05.2012 13:00
"Чистый, не знающий пределов Разум есть само Божество. В соответствии с Разумом упорядочен план мироздания; Разум раскрывает перед человеком его назначение, непреложную цель жизни; он часто меркнул, но никогда полностью не угасал, даже во мраке всегда сохранялось слабое его мерцание...."
(Г. В. Ф Гегель. Философия религии в 2 т. Т.1, М, 1976)
"Только вера в разум позволяет человеку выполнить свое высокое назначение. Разум не осуждает природные инстинкты, но направляет и облагораживает их. Лишь тот, кто не повинуется разуму, сам осуждает себя, ибо он не осознал его света, не хранил его в своей душе и таким образом своими делами засвидетельствовал, какой дух его породил. Он скрывается вдали от сияния разума, повелевающего видеть в нравственности свой долг, ибо злые дела его боятся света, который преисполнит его стыдом, презрением к самому себе и раскаянием. Тот же, кто искренне хочет исправиться, охотно идет на суд разума, не боится его порицаний, не пытается уклониться от самопознания, к которому разум ведет его"
(ФР. т. 1, стр. 39)
Нравственность — единственный масштаб богоугодности. С каждого спросится по его делам. Превыше всего человек. Люби каждого человека, как самого себя. "Человек больше, чем храм, человек освящает действие или лишает его святости... Суббота установлена для человека, а не человек создан для субботы"(т. 1, стр. 50). Между человеком и богом нет опосредующих звеньев. Промысел божий "не ограничен каким-либо одним народом или одной верой, но охватывает с одинаковой любовью весь род человеческий" (т. 1, стр. 85).
...
у традиционно враждующих авраамитов вменяется в праведность не нравственность, а вера (каждым воинством в свой фантом)... Аврам готов был принести сына в жертву своему богу и это ему его бог вменил в праведность... Вот и корень, из которого растут ветви враждующих авраамических религий... И Кирилл ещё причитает о неких "ценностях" некого "русского мира".
Цитировать
#8 RE: ПРОИЗВОДНОЕ КОСНОСТИВ. Белов 26.05.2012 12:12
Так, всё же, что есьм первородный грех?
Открыл нам век сей: то комиссаров культов брех.
Иллюзион стучит у них в виске:
храмина культа их в поросшем мхом песке;
с амвона ль поп вещают, старейшина ли башни,
вер всяких воинства с лукавым водят шашни...

Так в чём реалии в любом фантике веры?
То не рассудка ль одержимого химеры?
История Свидетель подскажет нам и тут:
Преданием ветхим освященный блуд- не шутка:
веками в нем лишаются рассудка,
веками проливая реки крови
и одержимо причитая о любови
с высоко закинутою головой
беснуются, довольные собой,
не зрят слепой обуянные верой,
что одержимы ветхости химерой,
коей принесены такие жертвы,
что им не ужаснётся только мертвый...
и всякого, кто с ними не согласный,
чужды: бо он их идолам опасный.
А осознавшему дана свобода свыше,
ему не надобны религий ветхих крыши...
...
Итак, спасёт планиду от маразма-
отнюдь не вера: всех спасает разум.
Дабы постичь границы мироздания-
посмотрим в сердце и возлюбим знания,
сверим с Историей весь ветхих мифов хлам:
тогда войдём в Предвечный Жизни Храм.
Цитировать
#7 RE: ПРОИЗВОДНОЕ КОСНОСТИПолесов 26.05.2012 10:23
Да, наворотил тут Кирюха немало, судя по всему. Надо бы всю речь поискать-почитать :D Его, как патриарха "залипухи" можно для истории собирать
Цитировать
#6 RE: ПРОИЗВОДНОЕ КОСНОСТИДавид 26.05.2012 10:12
Евгений Кушнир » 26.05.2012 03:06
Верно подмечено - не земное у него происхождение.http://religiopolis.org/components/c om_jcomments/images/smiles/smile.gif Его, наверно, инопланетяне подкинули :-) http://religiopolis.org/components/com_jcomments/images/smiles/wink.gif
Цитировать
#5 ПРОИЗВОДНОЕ КОСНОСТИЕвгений Кушнир 26.05.2012 03:06
Косность и тошнотворность гундяевских проповедей - не самое яркое их качество.Понятно, что человек развращен властью и богатством вплоть до отупения, и речи у него соответствующие.Я всегда обращал внимание на его механический голос и монотонность речи, как у гипнотизера.Гундяев вводит слушателей в транс.Да и в лице у него нет ничего живого, никаких человеческих чувств и эмоций.Это машина, а не человек.
Цитировать
#4 RE: ПРОИЗВОДНОЕ КОСНОСТИHTensai 24.05.2012 18:00
Лучше бы в школах изучали БИБЛИЮ, а не религию...
Цитировать
#3 RE: ПРОИЗВОДНОЕ КОСНОСТИHTensai 24.05.2012 17:58
Цитата:
"Человек состоит из духа и тела, и сила человека не зависит только от физической составляющей. В этом смысле женщины - это сильный пол"
А вот библия все эти заявление опровергает. :-?
Цитировать
#2 RE: ПРОИЗВОДНОЕ КОСНОСТИHTensai 24.05.2012 17:56
"Объектом беседы для талантливого оратора была определена, в основном, молодежь…"

Ай-яй-яй! А кто ж это обвиняет "секты" в этом?

"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!" - как сказал бы Иисус.
Цитировать
#1 RE: ПРОИЗВОДНОЕ КОСНОСТИЗеленецкий Юрий Георгиевич 24.05.2012 15:54
КАКУЮ ИСТИНУ, ПОЗНАЛ ЛИ ГДЕ, КТО ИЗ ХРИСТИАН?

Я восхищен словами Христоса благородными:
"Познайте истину, и будете свободными".
И так я понимаю смысл глубоких этих слов:
Познавшим истину не нужно больше пастухов.
Познавших истину - иное может ль быть -
Ничем и никому с ее пути не сбить.
Познавший истину - не может быть другого -
Любого пустомелю отошьет и демагога.
Истину познавших - возможно ли иное -
Никто не подстрекнет на что-нибудь дурное.
Познавший истину - ее вот в чем есть гвоздь -
Любого человека познает насквозь.
Познавший истину - словами вот так между -
Мгновенно глупого узнает и невежду.
Познавший истину - то вековое знание -
Ее своих всех мыслей ложит в основание.
Познавший истину - давно я убежден -
Увидит в ней главнейший жизни всей закон.
Познавший истину - то четко надо видеть -
Способность получает будет что предвидеть.
Познавший истину – и это не вопрос –
Ее любому в мире сунул бы под нос.
Но вот вопрос тогда, ответ кем может дан:
Какую истину, познал ли где, кто их христиан?
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал