Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 385 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ИСТОРИЯ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ

Печать

 

 

  Личность Сталина до настоящего времени остается в России предметом обсуждений и горячих дискуссий в культурной и религиозной среде. При этом, мнения и оценки сами по себе могут становиться поводом для размышлений.

 

 

 

 

fr.Dm.Smirnovпрот. Дмитрий СМИРНОВ

"СОВЕТСКИЙ СТРОЙ ЭТО ЦАРСТВО ХАМОВО ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА"

"Появление этого человека было определенного рода наказанием Божиим, это — бич Божий в отношении нашего народа", - заявил в эфире радио "Радонеж" председатель Синодального отдела РПЦ МП по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, отвечая на вопрос о роли Сталина в истории России. Вместе с тем, о. Димитрий признал, что этот бич не принес пользы народу России, который "в массе своей не осознал свой грех перед Богом, не осознал свой отказ от веры, разрушение храмов, убийство священников".

Популярный московский пастырь видит "полную аналогию" между вавилонским пленением еврейского народа и советской властью, которые продолжались одинаковое количество лет. По словам о. Димитрия, "весь ХХ век - это есть просто разорение всего того, что создал наш народ на протяжении 900 лет своей письменной истории". Результатами советского периода стали "и наше пьянство, и полное разнузданное безбожие, и очень многие другие страшные вещи, от которых мы сейчас страдаем и, возможно, вымрем".

Людям, мечтающим о восстановлении СССР и почитающим Сталина, протоиерей предложил выбор: "Либо порядок лагерный, когда всем по куску хлеба, и все в одинаковых штанах, и все на одинаковой тяжелой работе, и все помирают. Либо другой порядок,  когда человек руководствуется голосом совести и разума". На Сталина возложил о. Димитрий Смирнов ответственность за то, что "мы из великого народа, владеющего шестой частью суши, превратились в самый ужасный народ на всей земле по количеству выпиваемого на душу населения, по уровню преступности, проституции, наркомании, абортов. И по коррупции мы впереди планеты всей, то есть все извращено".

"Нашим любителям Сталина" глава Синодального отдела посоветовал "побыть бы в лагере ни за что, хотя бы пару месяцев", а кичащимся "сталинской победой" - "не забывать…, что Сталин предал всех солдат Красной армии, когда сказал, что каждый сдавшийся в плен - это предатель". Описывая образ жизни Сталина, о. Димитрий заметил: "Он жрал и пил нормально, когда люди гибли без обмундирования, боеприпасов. Ему было абсолютно наплевать на людей, никакой жалости ни к кому никогда он не испытывал, даже собственного сына не пожалел, хотя мог его спокойно вызволить из плена. Но для этого злодея не было ничего святого. Абсолютно безжалостный, страшный человек".

Напомнив евангельскую заповедь судить по плодам, о. Димитрий указал на главный плод сталинизма: "Миллионы уничтоженных людей". Результатом советского эксперимента стало превращение России в "царство хамья, в котором возникло презрительное, ненавистное отношение к людям умственного труда, к интеллигенции", отметил протоиерей.

"Советский строй, - подытожил протоиерей Димитрий Смирнов, - это царство Хамово, от начала и до конца. Это в результате Хамова царства мы перешли с русского языка на матерщину. А потом уже и блатной язык стал общеупотребительным и на радио, и на телевидении, и в театре, и вся страна превратилась в такой бордель бессовестный. Это все благодаря Иосифу Виссарионовичу Сталину".

 

Источник: Портал-CREDO.Ru

 

 

 

 

V.Ilushenko историк Владимир ИЛЮШЕНКО

ПРИЧИНЫ ЖИВУЧЕСТИ СТАЛИНИЗМА

21 декабря исполнилось 130 лет со дня смерти Сталина. Нет надобности пояснять, что означает это имя для нашей страны. Важно другое: как изменяется отношение к этому персонажу с течением времени. Опросы общественного мнения показывают, что число сторонников Сталина в России в последние годы снижается. По данным Левада-центра, если в 2003 г. его роль в жизни страны оценивали положительно 53% россиян, то в 2009 г. – 39%. Лишь 3% хотят сегодня жить при Сталине.

О преступлениях тирана сказано всё или почти всё: опубликованы антисталинские книги Шаламова, Солженицына, Гроссмана, Евгении Гинзбург, по телевидению показаны многочисленные документальные и художественные фильмы, из которых явствует, что «вождь и учитель» был палачом России. Однако популярность Сталина по-прежнему высока. До 60% россиян симпатизируют ему, считают его великим государственным деятелем. И это не только откровенные апологеты некоронованного монарха – коммунисты и неонацисты, но и широкие слои населения. На телевизионном конкурсе «Имя России», где в голосовании участвовали миллионы людей, Сталин фактически стал абсолютным победителем, и только устроители шоу постарались сделать так, чтобы его отодвинули на второе место, поставив на первое Александра Невского.

В чём причины притягательности этой зловещей фигуры? Отчего Сталин популярней у нас, чем Сахаров? Почему так живуч сталинизм в нашей стране?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно, поскольку существующее положение обусловлено целым комплексом причин.

1. Россия жила при тиранических (авторитарных, тоталитарных) режимах сотни лет, со времён Ивана Грозного, а до того – при ордынском иге. На русской почве не укоренились идеи демократии, автономности личности, сознание необходимости гражданских свобод. Зато сформировалась психология патернализма, привычка к абсолютной зависимости от власти, к государственному деспотизму, к примату государства над обществом. Это породило не просто общественную пассивность, но постоянную потребность в «сильной руке».

2. Страна жила под Сталиным тридцать лет, а всего через «реальный социализм», т.е. через советский тоталитаризм, прошли три поколения. Сталин систематически проводил отрицательную селекцию, карал наиболее активных, умных, инициативных, поощрял доносительство, конформизм, раболепие. В результате десятки миллионов людей, целые социальные слои были уничтожены. Была создана система антиценностей – неофициальный кодекс бесчестья, обязательный для каждого лояльного гражданина. Патология стала нормой, норма преследовалась как проявление неблагонадежности и дерзкий вызов общественному мнению. Культ насилия, дискредитация общепринятых моральных ценностей привели к существенной деформации духовного мира советских людей.

3. Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века были отмечены одновременным и экстраординарным, спазматическим развитием гигантских социально-экономических, политических, духовных и идейных процессов. Крах коммунистического режима и коммунистической идеологии совпал с распадом советской сверхдержавы. Всё это сопровождалось ломкой сложившихся социальных структур, ухудшением условий существования большинства населения, но главное – сломом прежних ценностных ориентаций, создавшим серьезный духовный вакуум.

Достаточно широкие слои населения, испытавшие глубокий стресс и дискомфорт в результате разоблачения тоталитарного прошлого, с развалом Советского Союза получили ещё один, и не менее болезненный удар. Многие восприняли происшедшее как экзистенциальную катастрофу, как крушение первооснов и утрату своей идентичности. Конец тоталитарной сверхдержавы был принят ими за конец России. Под ногами оказалась не привычная почва, а нечто зыбкое и ускользающее. К тому же идеи демократии и гражданского общества, только начавшие прорастать, были успешно дискредитированы номенклатурно-бюрократическими силами, умело спекулирующими на естественных трудностях переходного периода.

Всё это привело многих людей к острой невротической реакции, в которой сплелись ностальгия по прошлому, поиск утраченной идентичности и психологическая защита. Этим немедленно воспользовались не только коммунисты, но и отечественные национал-радикалы, сделавшие ставку на этническую солидарность и консервативные, традиционалистские ценности, всегда оживающие в общественном сознании в кризисные эпохи. К числу таких ценностей в первую очередь принадлежали те, которые были связаны с именем Сталина.

4. С конца 90-х годов в России идёт отчасти стихийный, отчасти целенаправленный процесс реабилитации Сталина. Книги, фильмы и телепередачи, восхваляющие Сталина, имеют широкое распространение и оказывают растлевающее действие на сознание людей. Сталинизм не преодолён в сознании россиян. Несмотря на многочисленные разоблачения, они в большинстве своём не осознали, что Сталин был главарём преступного сообщества, вдохновителем и организатором массовых убийств. Этому способствовало то, что в постсоветской России не было проведено процесса декоммунизации, аналогичного процессу денацификации в послевоенной Германии. Мы не прошли через процесс государственного покаяния за преступления, совершённые в годы советской власти, прежде всего при Сталине.

5. Не способствуют оздоровлению общественного сознания и мифы о Сталине, усиленно пропагандируемые и частными лицами, и государством. В основном мы имеем дело с двумя мифами: «Сталин – создатель великой державы» и «Сталин – победитель в Великой Отечественной войне». Оба мифа основаны на лжи: великие державы не рушатся в одночасье (держава, построенная Сталиным, рухнула под грузом тех последствий, к которым привели его злодеяния), а войну выиграл народ неимоверным напряжением сил, вопреки Сталину, который своим некомпетентным руководством, без всякой необходимости, погубил миллионы советских солдат. Лжепатриотическая «ложь во спасение» сталинизма дорого обходится нашей стране. Она оборачивается возрождением культа силы и психологии «осаждённой крепости» (Россия якобы снова находится в кольце врагов, и мы должны быть готовы дать им сокрушительный отпор).

6. В России власть не отделена от собственности. Отсюда тотальная коррупция и тотальная безответственность власти, цинизм и апатия, столь распространённые в нашем обществе. Это тоже питательная почва для сталинизма. Потому и называет Сталина «эффективным менеджером» правящая бюрократия, что она тоже надеется на авторитарную модернизацию. Однако такая модернизация в нынешних условиях в принципе невозможна. На путях неосталинизма, лишающего граждан права участвовать в управлении страной, возможно лишь движение к социальной и политической катастрофе.

Сталин умер физически, но не духовно. Он до сих пор засоряет сознание миллионов людей. Надежды на силовой «твёрдый порядок», «крепкую руку» и «особый русский путь» – иллюзорны. Наше общество травмировано сталинизмом. «Сталин – это не имя России. Это её болезнь», – сказал недавно Юрий Афанасьев. Общество серьёзно больно, оно нуждается в реабилитации, а его всё время подстёгивают, ввергают во всевозможные стрессы, приучают к жестокости. Избавление от сталинизма – это императив.

Стране нужны перемены, и они произойдут раньше, чем мы можем себе представить.

Автор: Владимир Ильич Илюшенко, историк, политолог, член общественного совета Московского бюро по правам человека (МБПЧ)

 

 

 

 

Ilarion Alfeev Иларион (АЛФЕЕВ)

СТАЛИН ВПОЛНЕ СОПОСТАВИМ С ГИТЛЕРОМ

Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне.

Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. В 1937 году, когда была перепись населения, страна недосчиталась десятка миллионов людей. Куда делись эти миллионы? Их уничтожил Сталин. В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Иначе как чудом это назвать нельзя. Победа в войне — это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне — это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер.

Митрополит Иларион (Григорий Валериевич Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС РПЦ МП), постоянный член Священного Синода.

 

Источник: ЭКСПЕРТ

 

 

 

 

I.ZolotusskyИгорь ЗОЛОТУССКИЙ

"НА СМЕНУ СТАРОЙ ЛЖИ ПРИШЛА НОВАЯ ЛОЖЬ..." (интервью)

В одном из интервью владыка Иларион (Алфеев) приравнял сталинизм к нацизму. Патриарх Кирилл выражается более осторожно, но и то, что он говорит, идет вразрез с идеологией Кремля. Как Вы оцениваете позицию Церкви по поводу репрессий?

Игорь Золотусский: Я не знаю точно, что думает Русская Православная Церковь по этому поводу. Дед нынешнего Патриарха Кирилла был репрессирован. Мои родители – тоже. Поэтому мое отношение к сталинизму не требует комментариев. Однако эта тема сегодня очень часто связана с политической конъюнктурой. Вспомните историю Русской Православной Церкви, столь пострадавшей при Сталине и в конце войны ожившей, но все-таки не защитившей тех, кто был репрессирован.

– Но у Церкви не было механизма защиты!

– А механизм – это движение сердца. Конечно, у Церкви не было газет, радио, телевидения и т.д. Но в Церкви были сердца – и они молчали. В дореволюционной России ни о каком, может быть, сословии не было сложено столько анекдотов, столько срамных сказок, сколько о сословии духовном. И, вместе с тем, к кому шли на исповедь? К отцу духовному, к батюшке. Мне кажется, Лесков прав в своем описании жизни Церкви. С одной стороны – соборяне, святые священники. Настоятель собора протоиерей Савелий Туберозов, замечательный человек. Он живет душа в душу со своей женой Натальей Николаевной. Как "Старосветские помещики" Гоголя. И сейчас есть такие батюшки. Но есть и другая сторона. Есть политически заискивающие перед властью священники. Я видел это даже в поведении нового Патриарха Кирилла.

– Но дело в том, что его высказывания не совсем совпадают с тем, что хочет Кремль сегодня.

– Я думаю, Патриарх Кирилл не хочет того, что хочет Кремль. Конечно, он находится в сложном положении, безусловно. Потому что Кремль сам не знает, чего он хочет: нет ни стратегии, ни веры, ни видения пути.

– Но при этом начинается охота на историков, занимающихся преступлениями сталинизма.

– На смену старой лжи пришла новая ложь. Это наблюдается при смене эпох всегда. И новая ложь еще более противна, чем старая.

– А ваша рукопись про родителей, о которой стало известно в литературных кругах, она увидела свет?

– Только что я сдал ее в одно издательство и в журнал. Это страдательная и мучительная книга, потому что писать о репрессированных родителях, об отце, матери и о себе, очень тяжело. Книга написана давно, но я не мог ее выпустить раньше, потому что это очень личная книга. После того, как их забрали, я оказался в детском доме и чего только не видел.

Игорь Петрович Золотусский, писатель, критик, лауреат литературной премии Александра Солженицына. Беседовал Борис Колымагин

 

Источник: Портал-CREDO.Ru

 

 

 

 

KirillПатриарх КИРИЛЛ

НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ НА ОДНУ ДОСКУ НАЦИЗМ И СТАЛИНИЗМ

 

Выступление патриарха Кирилла в прямом эфире украинского телевидения в процессе пастырского визита в июле 2009 в эту страну

 

— Я плохо отношусь к таким попыткам, и постараюсь вам объяснить, почему. Попытки дать предвзятый исторический комментарий, исказить смысл исторических событий, к сожалению, являются достоянием не только сего дня. Давайте вспомним большевистскую историософию, ведь большинство людей, которые сегодня передо мной сидят, учились в советское время. История тогда начиналась с Октябрьской революции — все, что было до этого, изучалось быстро, мимолетно и через призму классового восприятия. Мы изучали восстания крестьян, восстание Болотникова, но мы не знали элементарных вещей, связанных с нашей историей, потому что был классовый, политический подход к историческим событиям, попытка дать политический комментарий на нашу историю. Но разве не то же самое было в нацистской Германии — та же самая попытка дать политический, идеологический комментарий на мировую историю?

Но вот простой вопрос: а к чему все это привело? К краху — и к краху этих исторических школ, и к краху режимов, потому что невозможно переписать историю.Всякие потуги сделать это или дать ложный комментарий на исторические события вызывает у людей просвещенных снисходительную улыбку, смысл которой можно выразить примерно в следующей фразе: «Ребята, да поучитесь вы получше, книжки почитайте». У людей менее просвещенных это вызывает крайне отрицательные ответные чувства, потому что с историей у многих связано нечто очень личное.

Наконец, ложь историческая порождает ложь в современной жизни. На лжи невозможно строить человеческое благополучие, на ней невозможно построить счастье. Если мы создаем ложные исторические концепции, мы диавольскую ложь — а диавол отец лжи (см. Ин. 8. 44) — закладываем в основу бытия народа. Такие эксперименты не проходят — они всегда рушатся, но крушение этих экспериментов влечет за собой человеческие жертвы в прямом и переносном смысле.

А теперь о Великой Отечественнной войне. Недавно Совет Европы принял постановление, котором ставится на один уровень нацизм и сталинизм. Я отнюдь не являюсь сторонником или защитником сталинской эпохи. Я уже имел возможность рассказать украинскому народу и не только ему, что мой дед почти тридцать лет просидел в тюрьмах и лагерях только потому, что был христианином. Мой отец сидел в тюрьме: накануне своей свадьбы он был посажен только потому, что, будучи студентом высшего учебного заведения, пел в хоре Киевского подворья в Санкт-Петербурге, где, кстати, он познакомился с моей мамой.

У меня свой критический взгляд и своя боль, связанная с этой историей. Но вот о чем нужно сейчас, может быть, подумать: и в нацизме, и в сталинизме были репрессии, и против собственного народа тоже — как и во многих других режимах, которые существовали. Но чем нацизм отличается от любой другой системы? Он отличается своим человеконенавистничеством. Сейчас все имеют доступ к документам той эпохи — известно, что говорил Гитлер, что говорил Гиммлер, считавший, что 30 миллионов славян нужно уничтожить просто для того, чтобы они не путались под ногами, что говорил Кох в отношении Украины, когда он предлагал высасывать из этой земли все, что только можно, а остальное, мол, шлак. Это политика и философия, которая оправдывала любую человеческую жестокость, которая ставила своей целью уничтожение людей.

И вот почему еще нельзя ставить все на один уровень: думаю, в Украине с уважением относятся к политическому выбору западных стран и к их приверженности демократии, свободе, правам человека, но ведь эти же страны вошли в коалицию со Сталиным против Гитлера, а не с Гитлером — против Сталина. Антигитлеровская коалиция со странами, которые провозглашали демократические принципы, является лучшим доказательством того, что нельзя ставить на одну доску нацизм и сталинизм.

Наш народ — когда я говорю «наш народ», я имею в виду и россиян, и украинцев, ведь мы жили тогда все в одном государстве — заплатил колоссальную жертву за освобождение Европы и всего мира. И поэтому оправдание гитлеризма и нацизма, под каким бы соусом это оправдание ни осуществлялось, — это оправдание зла, такого зла, которое в политической практике не встречалось на протяжении всей человеческой истории.

Я думаю, что не оправдывая, а осуждая репрессивные режимы, мы должны все-таки делать различие между режимом репрессивным и режимом человеконенавистническим. Для меня нацизм — это режим человеконенавистнический. Сталинизм — это репрессивный режим и в какой то степени режим преступный, потому что в результате действий этого режима погибали невинные люди. Но при этом именно Советский Союз более всего жертв положил на алтарь обсвобождения и своей страны, и всего мира от того, что несло угрозу всей человеческой цивилизаци.

Выступление патриарха Кирилла в прямом эфире украинского телевидения в процессе пастырского визита в июле 2009 в Украину

 

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР

Обсуждение закрыто

 Rambler's Top100