Регистрация / Вход



ЯЗЫК ВРАЖДЫ

Печать

Борис ФАЛИКОВ

 

...

Известный галерист Марат Гельман затеял провести в городе Краснодаре выставку современного искусства под названием «Иконы». Не тут-то было. Подступы к выставочному залу перекрыла толпа возбужденных людей с иконами и без, кричавших, что скорее умрут, чем позволят землякам увидеть богохульство. Среди толпы выделялись персонажи в папахах и с газырями на груди. Видимо, это были кубанские казаки. Но, в отличие от героев одноименного фильма Ивана Пырьева, их лица не сияли улыбками. Напротив, дышали злобой. Когда на выставку решительно прошагал сам галерист, из толпы выскочил гражданин без папахи, но с бородой и смачно плюнул ему в лицо. Никто из этих людей на выставке не был. Их религиозное чувство еще не успело оскорбиться. Откуда же взялись такие злоба и ненависть?

Дело в том, что как только весть о планах Гельмана донеслась до Кубани, главы сразу двух епархий, Кубанской и Ставропольской, выступили с протестом. Ссылаясь на общественное мнение, они потребовали от губернатора Ткачева запретить галеристу бесчинствовать на родной земле.

Насчет общественного мнения епископы не лукавили. Именно на Кубани и в Ставрополье прошли первые и самые громкие митинги с осуждением дерзкой акции Pussy Riot. И когда Гельман, неоднократно выступавший в поддержку радикалок, замыслил коварный прорыв на юг, епископы встали грудью. И подняли боголюбивое казачество.

Казаки не стали дожидаться, пока матерый кощунник обидит их чувства, и атаковали первыми. Правда, не в конном, а в пешем строю.

Все это объясняет многое, но не главное. Успешно вызвать бурю негодования можно лишь в том случае, если оно уже тлеет. То есть градус ненависти в обществе достаточно высок. А на Кубани он, как известно, выше некуда. Именно здесь разыгралась трагедия в станице Кущевской, которая ясно показала, что

местные жители обитают в самых настоящих джунглях, где царит животная жестокость. Она-то и помогает выжить сильнейшим. Лечить такую запущенную болезнь трудно и долго. Гораздо проще найти козла отпущения и направить на него энергию ненависти. Авось народ отведет душу и притихнет.

Сделать это в атмосфере взаимного страха очень легко. Достаточно просто показать пальцем на что-то чужое и непонятное. Показали пальцем на соседей с Кавказа, и погром гарантирован. Обличили столичных девиц, которые непотребно резвились в храме, народ вознегодовал. А тут как раз Гельман пожаловал с кощунственными «иконами», будто в храмах настоящих не хватает. Прекрасная возможность возмутиться до глубины души.

Все эти нехитрые способы манипуляции массовым сознанием известны с давних пор. У нас в стране они успешно практиковались в советское время. Вспомним всенародные обличения писателей и поэтов, о которых народ отродясь не слышал, не то чтобы читал. Организацией подобных мероприятий занимался верный партаппарат. Аппарат канул в лету, а методы его – нет. И на наших глазах успешно применяются теми, на чье уничтожение аппаратчики тоже положили немало сил. «Двухминутки ненависти» теперь азартно проводят православные активисты. Автор термина Джордж Оруэлл хоть и иронизировал насчет тех и других («худшая реклама для христианства и социализма – их сторонники»), вряд ли предполагал, что ирония истории зайдет еще дальше. Зашла, однако. Объясняется это довольно просто.

Когда РПЦ под руководством энергичного патриарха принялась расширять свое влияние в обществе, она сделала это рука об руку с государством. И тем самым вольно или невольно вписалась в нишу, которую еще недавно занимал ее идеологический враг.

Главным в деятельности компартии был пафос единства с народом. Однако окончательно слиться с массами мешала гнилая интеллигенция. Поэтому партия всегда указывала народу на то, что интеллигенции доверять нельзя. И при любом удобном случае устраивала ей публичные выволочки. Нередко они были связаны как раз с искусством. Когда Никита Хрущев поносил на выставке в Манеже «абстракцистов и пидарасов», он ясно давал народу понять, что тот ему гораздо ближе, чем эти выродки. И, в общем, не грешил против истины. А заодно умело направлял народную ненависть на классово чуждые элементы. И вот когда патриарх Кирилл призвал церковь найти общий язык с народом, его подчиненные двинулись по проторенной дорожке. И легко этот язык нашли на почве совместной ненависти к вредному искусству.

В этом не было бы ничего удивительного, если бы не одно «но».

Христианское учение, которое исповедует церковь, ненависть как раз осуждает и призывает к согласию и любви. Которые как ничто другое пригодились бы обществу, где взаимные недоверие и злоба зашкаливают.

То, что происходит на Кубани, вряд ли является чем-то из ряда вон выходящим. Кто знает, сколько еще «станиц кущевских» поджидают нас на российских просторах. О высоком градусе ненависти свидетельствует не только разгул преступности, но и требования ужесточения наказаний, которые, как показывают опросы, раздаются со стороны подавляющего числа россиян. Тех же Pussy Riot хочет надолго оставить за решеткой практически половина страны.

И происходит парадоксальная вещь.

Когда церковь перестает заниматься тем, что ей на роду написано, нелегкий труд смягчения нравов берет на себя тот, кому это вроде бы несвойственно. Ироничная и избалованная городская молодежь и, страшно подумать, провокативное актуальное искусство.

Когда предъявленные авансом казачьи обиды улеглись и выставка «Иконы» все же открылась, выяснилось, что большинство ее экспонатов как раз о том, чего так не хватает нашему обществу. Над поднятыми к небу грустными лицами летают добродушные ангелы. За длинным столом собираются на трапезу дружные ребята апостолы. Святые выглядывают из нездешнего тумана. Переплетаются в причудливых комбинациях бесчисленные имена Божьи. Все говорит о вечных ценностях, хотя на новом и необычном языке. Но главное – это совсем не язык вражды, на котором сегодня предпочитает изъясняться церковное начальство.


Источник: Газета.Ru 

Комментарии  

#2 RE: ЯЗЫК ВРАЖДЫHTensai 23.05.2012 16:26
"бесчисленные имена Божьи"
Эммм... но ведь оно одно.
Исход 3:15: Затем Бог снова сказал Моисею: «Вот что ты скажешь сыновьям Израиля: „Иегова, Бог ваших предков, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам“. Это моё имя на века, и под этим именем меня будут помнить из поколения в поколение.

Какие имена имеются ввиду? Неужели все, которые есть на свете? Нехристианские
===========

- Кстати, а это правда, что бандюки с кущевской были VIP прихожанами церкви?
Цитировать
#1 RE: ЯЗЫК ВРАЖДЫHTensai 23.05.2012 16:26
"Напротив, дышали злобой"
"Откуда же взялись такие злоба и ненависть?"


Иакова 4:1-4: Откуда у вас войны и откуда распри? Не отсюда ли: от стремлений к плотским удовольствиям, воюющих в ваших телах? 2 Вы хотите, но не имеете. Убиваете и желаете чужого, но не можете получить. Вступаете в распри и воюете.
4 Прелюбодейки, разве вы не знаете, что дружба с миром — это вражда с Богом? Поэтому кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
Иоанна 8:44: Ваш отец — Дьявол, и вы хотите исполнять желания вашего отца. Он был убийцей от начала и не устоял в истине, потому что в нём нет истины. Когда он говорит ложь, говорит сообразно своей сущности, потому что он лжец и отец лжи.

"Все эти нехитрые способы манипуляции массовым сознанием известны с давних пор."
Кстати, это Дворкин сектам приписывает.

Цитата:
Христианское учение, которое исповедует церковь, ненависть как раз осуждает и призывает к согласию и любви. Которые как ничто другое пригодились бы обществу, где взаимные недоверие и злоба зашкаливают.
Вот оно! Истину глаголишь. Жаль, только это "общество" (кстати - православное) этого не понимает. Или не хочет понимать*.

_
* 2 Фес. 2:9-11: "А присутствие беззаконника будет сопровождаться действием Сатаны со всякими могущественными делами и ложными знамениями и предзнаменованиями 10 и со всяким неправедным обманом для погибающих — в возмездие за то, что они не приняли любви к истине для своего спасения. 11 Поэтому Бог позволяет действию заблуждения влиять на них, чтобы они верили лжи 12 и все были судимы за то, что не верили истине, а находили удовольствие в неправедности."
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал