Регистрация / Вход



АТЕИСТЫ ЧЕЛОВЕЧНЕЙ?

Печать

Дмитрий МАЛЯНОВ

 

Атеисты, агностики и ненабожные люди чаще руководствуются чувством сострадания, помогая незнакомцам, чем верующие, несмотря на то что призыв возлюбить своего ближнего является для христианства основополагающим и регулярно звучит с амвонов и церковных кафедр. Таковы результаты социологического исследования американских ученых.


В трех экспериментах, поставленных социологами из Калифорнийского университета в Беркли, было установлено, что чем менее религиозен человек, тем больше его щедрость и бескорыстные поступки по отношению к другим диктуются чувством сострадания. И наоборот: чем более он набожен, тем меньше они продиктованы сочувствием.

Статья с описанием экспериментов принята к публикации в июльском номере Social Psychological and Personality Science (импакт фактор 2,52, что весьма неплохо для издания по социальной психологии) и доступна онлайн.

Религия не мораль

Ученые, известные по всему миру своей склонностью к атеизму, решили научными методами подорвать последний оплот религии – ее постулированную монополию на моральность.

«Не бог создал мораль», –...

 

Из результатов экспериментов отнюдь не следует, что религиозные люди менее щедры и милосердны или менее сострадательны, но они опровергают общераспространенное убеждение, что щедрость и милосердие обусловлены чувством сострадания и жалости, а также набожностью, отмечают авторы.

Как показал эксперимент, связь между состраданием и щедростью сильней выражена у тех, кто считает себя нерелигиозным или не очень религиозным человеком.

«Для менее религиозных сила эмоциональной связи с другим человеком критически важна при принятии решения, помогать этому человеку или нет. В свою очередь, более религиозные люди свою щедрость меньше основывают на эмоциях и больше на таких факторах, как религиозная доктрина, идентификация себя в качестве представителя церковной общины и соображениях репутации», — комментирует результаты исследования один из авторов статьи социолог Роб Уиллер.


«За советскую власть, за шариат!»

Исламский мир для современного западного человечества представляет проблему, которую оно не может ни понять, ни осмыслить, ни освоить. О том, почему так исторически сложилось, в своей лекции на «Газете.Ru»...

 

Авторы статьи изучили связь между религиозностью, состраданием и щедростью, но результаты экспериментов пока не объясняют, почему, помогая другим, набожные люди в меньшей степени руководствуются состраданием. Социологи в качестве гипотезы предполагают, что

для глубоко верующих поведенческий код, связанный с усвоенным моральным обязательством («надо помогать ближним»), играет большую роль, чем эмоции.

«Мы предполагаем, что религия изменяет фактор, движущий щедрым поведением», — считает ведущий автор статьи Лора Сэслоу.

Первая часть статьи посвящена анализу социоопроса, в котором приняли участие 1300 взрослых американцев, из которых сначала была выделена группа людей, склонных проявлять милосердие по отношению к тем, кто оказался в менее выгодном, чем окружающие, положении. Дальнейшее изучение этой группы показало, что большую часть тех, кто готов предоставить свой кров бездомным и дать им денег именно из чувства сострадания, составляют малорелигиозные или неверующие люди.

«Это показывает, что, хотя сострадание ассоциируется с просоциальным поведением как у менее религиозных, так и более религиозных индивидов, эта связь сильней всего выражена в случае менее религиозных», — пишут авторы.


Моральное мышление оказалось левым
Непреклонный судья, осуждающий аморальный образ жизни, «живет» в левом полушарии нашего мозга, установили в серии экспериментов американские нейрофизиологи. Мир свободных чувств и рискованных...

 

Во втором эксперименте принимала участие группа из 101 взрослого. Каждому из них по отдельности было показано два видеоролика — один контрольный, с изображением нейтральных сцен, и один душераздирающий, с изображением страдающих нищих детей. После каждого просмотра участники получали от организаторов по 10 долларов с предложением вручить любую часть от этой суммы нуждающемуся незнакомцу.

В результате менее религиозные участники эксперимента оказались более щедрыми.

«Видео, пробуждающее сострадание, активно стимулировало их альтруизм, но не оказало заметного влияния на щедрость более религиозных членов группы», — констатирует Уиллер.


Здания влияют на голосование
Люди разных возрастов, рас, социального происхождения и с разным отношением к религии, отвечая на вопросы социологов в непосредственной близости от христианских храмов, демонстрируют более консервативные...

 

Наконец, в третьем эксперименте 200 студентов, сначала ответивших на вопрос анкеты «насколько вам присуще сострадание?», сыграли в классическую игру «поделись с ближним». Сначала всем участникам раздали деньги, которыми они по желанию могли делиться с незнакомцем. Далее им объявляли, что другой игрок поделился с ними частью денег и они, в свою очередь, могут пожертвовать часть полученной суммы другому незнакомцу. В конце игры участники ответили на вопрос анкеты «насколько вы религиозны?».

Как выяснилось, более сострадательные, но менее религиозные оказались и более щедрыми.

«Как видим, несмотря на то что в США менее набожные люди вызывают меньше доверия, они более склонны помогать своим согражданам из чувства сострадания, чем набожные»,

— резюмирует Роб Уиллер.

Раз более набожные люди руководствуются в своем альтруизме более «доктриной», чем эмоциями, то понятно, почему ортодоксы демонстрируют подчас удивительную жестокость и бесчеловечность в ситуациях, когда они считают, что их религии — поведенческому коду, с которым они себя идентифицируют, — что-то угрожает. Если принцип правила оказывается сильней простого человеческого чувства, того же сострадания, то смена одного правила (скажем, «возлюби ближнего») на диаметрально противоположное (скажем, «пришел я не с миром, а с мечом») для религиозного ортодокса является дежурной процедурой: религия не была бы религией, если бы у нее на все вопросы не находились тут же нужные ответы


Источник: Газета.Ru

Комментарии  

#5 RE: АТЕИСТЫ ЧЕЛОВЕЧНЕЙ?Антон 17.05.2012 15:00
Htensai, а Свидетели Иеговы - верующие?
Цитировать
#4 RE: АТЕИСТЫ ЧЕЛОВЕЧНЕЙ?HTensai 16.05.2012 14:26
Вот политики и обратят внимание, что больше в религии - добра или зла, объединяет она людей или разделяет. Атеисты зачастую поступают гораздо лучше верующих и терпимее относятся к вере других людей, в отличие от верующих. Для верующих иноверец - враг, а не ближний.
Цитировать
#3 ---! РПЦ МП - ОПАСНОСТЬ !---Valeriy Bondarik 16.05.2012 11:43
Здравствуйте !

Плохо дело - РПЦ МП стала ГЛАВНОВИТСЯ ОПАСНОСТЬЮ для
Обычной - Светской Жизни в России (и СНГ) ! 100% так !
Она становится ГЛАВНОЮ УГРОЗОЮ в стране (а ведь ею -
иезуитски УМЕЛО манипулируют/курируют из ВНЕ...) !

~~~ Р П Ц МП - ОПАСНОСТЬ ! ~~~

Страшная опасность -
В Москве зарождается !?...
РПЦ МП - к сожалению -
В ИНКВИЗИЦИОННУЮ орду -
ХХI Века превращается !...

Костры религиозные -
Заменят тюрьмы и зоны ?
Под вопли молений (проклятий) -
И - колоколов перезвоны !?...

Потянуло отчётливо -
Спедневековья смрадом !
Тень ИНКВИЗИЦИОННАЯ встаёт -
Над Москвою-градом !?...

Опомнитесь - Гундяевцы !
Вы - Жить Руси (СНГ) мешаете !
В концлагерь религиозный -
Вы Жизнь(страну) превращаете !

Неужто Вы не слышите,
Что со В С Е Х сторон,
ВСЕ кричат попам (религии) -
Да пошл(а)и вы В О Н !

Жизнь Светскую - Нормальную -
Церковники ломают !
"Принимать" опиум религиозный -
Насильно заставляют !

Поэтому - чтобы ЧЁРНАЯ -
Религиозная ОРДА - не мешала Жить,
Церковь (религии) от государства,
НУЖНО - ОТДЕЛИТЬ !!! \28.69\.

(АРГУМЕНТИРУЙТЕ - если не согласны.) Спасибо.

С уважением - Валерий Бондарик, г.Эдмонтон. Канада.
16.05.12.
Цитировать
#2 RE: АТЕИСТЫ ЧЕЛОВЕЧНЕЙ?Зеленецкий Юрий Георгиевич 15.05.2012 20:44
Наполеон однажды кого-то там прижал:
"Атаку почему, подлец, стрельбой не поддержал?"
Тот начал пальцы загибать, виляя задом:
"Во-первых, сир, не подвезли снаряды..."
Но в этом месте сразу, десницы мановением
Наполеон прервал с причин перечислением.
И христиане тоже, когда их спросишь так:
"С чего все ближних любят, кошки как собак?" -
Тотчас, с чего бы ни был их почин,
Найдут аж сотни, даже тысячи причин.
А первая причина, что в глаз им, а не в бровь:
«Не подвезли» понятье им, что же есть любовь.
И им втолковывать - бесплодное занятие,
Что дать им нужно, кратко, общее понятие.
Чтоб без изъятий и неточностей, неясностей
Все множество в нем отразилось частностей.
Но раз любви не могут дать определения,
Причин других кому нужны перечисления.
И хоть в словах таких полно занудства, скуки,
В них только знанье жизни есть и ее науки.
И раз у христиан всех в головах - окрошки,
Все с ближними живут, собаки как и кошки.
Сейчас же, в общем, про любовь я ведаю один.
Но шиш про то узнает какой христианин.
Поймут то люди лишь с сознаньем ясным, чистым,
А потому пишу о ней я только атеистам.
Цитировать
#1 RE: АТЕИСТЫ ЧЕЛОВЕЧНЕЙ?Ручкин Сергей Викторович 15.05.2012 20:22
Несколько отличительных моральных особенностей атеистов и теистов.

1. Одним из столпов нравственности является ответственность _ человека за свои слова и поступки. Нравственность (совесть) атеиста диктует ему, что он обязан нести ответственность _ перед людьми, поэтому выстраивает своё поведение так, чтобы никто из людей не смог бы его обвинить в аморальном поведении. Совсем другая нравственность (совесть) у теиста. Теист несёт ответственность _ только перед богом в отдалённой перспективе, поэтому ему наплевать на обвинения людей. А если наплевать, то и своё поведение теист будет выстраивать так, чтобы быть угодным богу, а не людям. А чтобы быть угодным богу, нужно в первую очередь в него верить, а мораль у теиста находится не на первом месте. Вывод: вера в бога вытесняет мораль на задний план, поэтому теисты менее нравственны, чем атеисты.

2. Если человек тонет, то атеист примет меры к спасению этого человека, - такое поведение, с точки зрения атеиста, является моральным. Совсем другая мораль у теиста. Теист, при виде тонущего человека, может начать молиться, прося бога о спасении, но при этом не примет никаких мер сам. Вывод: человеколюбие атеиста проявляется на деле, человеколюбие теиста - на словах. Поэтому атеист нравственнее теиста.

3. Для атеиста жизнь представляет собой величайшую ценность, ибо атеист знает, что жизнь одна. Для теиста жизнь не имеет особой ценности, ибо он верит в то, что основная жизнь будет после смерти. Обесценивание реальной жизни теистом ведёт к тому, что он перестаёт ценить жизнь и других людей. А это ведёт к аморальному поведению теиста. Пример: уничтожение безвинных людей фанатично-религиозным террористом-смертником.
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал