РЕЛИГИЯ В АТМОСФЕРЕ ПРАВА

Печать

Евгений ВАСИЛЬЕВ

 

...

Сегодня, как никогда, актуальным вопросом на территории СНГ становится соблюдение прав и свобод. Наибольшим резонансом в этой области за последний год[i] стали свобода совести и вероисповедания. Данная свобода имеет основанием международное соглашение и ряд законодательных документов. Например, во Всеобщей декларации прав человека, подписанной 10 декабря 1948 года, читаем следующее:

«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»[ii].

В правовом корпусе стран членов ООН существуют документы, раскрывающие статью Декларации в непротиворечии и в соответствии со всеми международными соглашениями. В Российской Федерации, помимо утверждения данной свободы в Конституции РФ[iii], имеется исторический опыт осмысления. 17 апреля 1905 года Николай II подписал Указ Об Укреплении Начал Веротерпимости. Например, этот документ примечателен тем, что, помимо либерализации свободы вероисповедания, политкорректно избавляется от таких понятий как «раскольники», «идолопоклонники» и «язычники»[iv].

Сфера соотнесения религии и права открывает широкие просторы для научной работы, прежде всего, юристов, религиоведов и иных, заинтересованных исследователей. Нормы международного права и интегрированных в него национальных законодательных систем являются неотъемлемой частью культуры современного мира, призванные упорядочить деятельность религиозных объединений.

Регламентация деятельности религиозных объединений в государстве, а так же права и свободы членов таковых, подлежат изучению, дополняя общую картину исследования о религии. С другой стороны, знание вышеуказанных правовых норм в перспективе может стать этической конвенцией в исследовательской работе. этики.

Страх перед вышестоящими инстанциями, идеологически ориентированным политическим курсом и иными мифами псевдонаучного религиоведческого интереса заставляют остановиться перед необходимым для Российской Федерации научным исследованием в сфере религии и права. Именно сегодня, когда уверенная и четкая позиция российских религиоведов так необходима для урегулирования катастрофической ситуации со свободой совести и вероисповедания, ее высказывают исключительно в коридорах, оглядываясь по сторонам.

В следующем году, совместно с немецкими коллегами, мною будет издана книга «Наука о религии: перспективы развития в XXI веке», в которой я изложу теоретическое основание моей концепции в области современного религиоведения. К тому же, я дам четко понять, какие плюсы для российского религиоведения представляет данная область (религии и права). Подводя итоги, замечу, что международное право дает уникальную возможность проектирования метаязыка, имеющего основанием и подтверждаемого логическими исследованиями, способствующего формированию Науки о религии, объединяющей религиоведов в международное сообщество.

Подчеркну, что вышеприведенный тезис - вывод моей научной работы и не является результатом эксклюзивной концепции или реализацией ее проекта. Более того, я не страдаю манией величия и писать утопии не моя стезя.

В целом, именно так я представляю основную перспективу развития религиоведения в XXI веке на территории СНГ и за ее пределами. Данный курс характеризуется не только научным интересом, но и практическими действиями по укреплению Конституционного строя страны с привлечением спонсорской поддержки и грантов от лиц и организаций, заинтересованных в стабильном развитии государства. Что касается российского религиоведения, то это означает выход из пыльного кабинета и возможность диалога современных религиоведов не только между коллегами в кружках по интересу.

Итак, буду рад представить в 2013 году мою книгу «Наука о религии: перспективы развития в XXI веке» российскому сообществу религиоведов, а так же всем заинтересованным исследователям. С помощью книги, минимум, я бы хотел обратить внимание российских ученых на перспективную область исследования, способную укрепить статус российского религиоведения в Мировом Сообществе и иметь практические результаты научной работы в области государственной безопасности.


Автор  - член Студенческого научного общества (СНО) при Русской христианской гуманитарной академии (РХГА), Санкт-Петербург 

[i] На момент написания статьи, 13 мая 2012 года.

[ii] Всеобщая декларация прав человека, ст. 18.

[iii] Конституция РФ, ч. 1, ст. 14, п. 1-2.

[iv] Указ Об Укреплении Начал Веротерпимости, п. 7, 16.

 

(публикуется в авторской редакции)

ReligioPolis