Очередной перл одного из наиболее говорливых из клерикальных функционеров – руководителя "силового" Синодального отдела протоиерея Дмитрия Смирнова, принес неожиданности. Вместо оскорблений кого-либо или угроз всему миру ядерной войной, популярный в околоцерковной среде священнослужитель сообщил, что большинству его соотечественников церковь совершенно ни к чему.
"К сожалению, для большинства людей Церковь, конечно, не нужна, как для большинства людей не нужно авокадо. Прекрасно 135 миллионов человек в России обходятся без авокадо и неплохо себя чувствуют. В каком-то смысле и Церкви они не нужны", - сказал священник в ходе лекции в Российском центре науки и культуры в Вене, как сообщает о том "Интерфакс".
Вынужденное признание клерикалами гораздо меньшей значимости их организации для россиян, уровень религиозности которых, тем не менее, не так и ничтожен, во многом продиктовано фактами, которые становятся все очевиднее по мере развития скандала вокруг РПЦ МП. Старая мифологема о некоей "особой роли" этой религиозной организации для перспектив развития российского общества оказалась разрушенной. Заметную роль в этом сыграли непомерные политические и административные амбиции клерикального руководства, удовлетворяемые руководством политического режима в качестве преференций за помощь Московской патриархии в его укреплении. Новые свойства информационного поля таковы, что любые декларации как светских, так и клерикальных политиков могут быстро проверяться на предмет их достоверности, в результате чего разоблачения в дезинформации следуют одно за другим.
Вероятно, опытными клерикальными функционерами, вроде Смирнова, результаты такого процесса прогнозируются вполне логичными. Поэтому, не считая нужным поддерживать уже развенчанные мифологемы, они приступают к поиску им замены. Но по причине резко возросшей степени "прозрачности" клерикально-политической структуры и ее политики выбор, разумеется, невелик.
Так, "силовой" протоиерей в своем выступлении в Вене обратился к таким испытанным приемам пропаганды, как "забалтывание" реальных проблем с переводом акцентов на актуальные для любого человека темы. Например, в ответ на резкое падение симпатии населения к РПЦ МП в связи с ее тотальной политизацией и неэтичностью отношения к людям в храмах, священник приводит в пример байку о магазине, в котором тоже могут обхамить, но куда все равно приходится ходить за хлебом. Приблизительно тот же метод использует он и рассуждая о естественном осознании людьми неизбежности смерти, указывая на причастность к своей религиозной организации, как на единственное средство примирения с этим неизбежным фактом.
Вывод, который делает клерикальный функционер из подобного рода софистических упражнений, соответствует достаточно высокому уровню профессионального пропагандиста. РПЦ МП нужна лишь тем людям, резюмирует он, которые ищут в жизни высокий смысл. Добавлять при этом, что такая церковь может не привлекать только совершенно никчемных сограждан, ему уже не требуется.
Можно предполагать, таким образом, что, по крайней мере, один из новых мифов, которые станут формироваться теперь вокруг Московской патриархии, будет тяготеть к приданию этой организации статуса своего рода "общедоступной элитарности". Расчет, как понятно, грамотный.
ReligioPolis
Комментарии