Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 128 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ПОЧЕМ ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ САМАРСКИХ ?

Печать

...Владимир КЛИМЕНКО

 

ПОЧЕМ ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ САМАРСКИХ?

 

Воцерковление властей, государственных чиновников – дело непростое и даже не всякому верующему понятное. Может, благодаря этой самой непонятности оно и протекает до поры по очень удобному для церковников сценарию.

Удобство это заключается в том, что, несмотря на конституционное отделение церкви от государства, по другим законам и подзаконным актам так называемая Русская Православная (христианская) церковь (РПЦ) получила весьма большие права, позволяющие ей почти беспрепятственно заниматься распространением христианского вероучения, образовательной, издательской, коммерческой и иной деятельностью. Государство безвозмездно передало церкви культовые здания и сооружения, земли, одарило всякого рода льготами, благодаря чему дела церковных коммерсантов заметно пошли в гору.

Центральными властями, властями субъектов федерации, муниципалитетами допущен сознательный законодательный и правоприменительный перекос, в результате которого христианские (религиозные) общественные организации, входящие в структуру РПЦ, стали получать постоянную финансовую подпитку из бюджетов всех уровней, тогда как множество других общественных организаций – светских – не получают никакой финансовой поддержки.

На наших глазах бывшие атеисты-коммунисты превращались в «верующих», власти предержащие получали церковные ордена и медали за рвение по части строительства храмов, выделения немалых денег из бюджетов всех уровней на многочисленные церковные нужды, зачастую нарушая законы Российской Федерации. Мало того, в среде церковников довольно широко распространено убеждение, что «христианство не помещается в рамки закона, поэтому закон вторичен». Или такое: «…если власти и делают что-то для православной церкви, то это лишь ничтожная доля того, что она должна делать», потому что «именно власть уничтожила и изуродовала» в годы советской власти тысячи православных храмов.

Попробуем же спокойно и здраво во всём этом разобраться.

Напомним воцерковляющимся однако о том, что «религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретённое или созданное ими за счёт собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретённое иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации». Это цитата из 21-й статьи действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятого Государственной думой 19 сентября 1997 года.

Как показало время, самарскими законодательными и исполнительными органами власти, а также органами надзора за исполнением законов Российской Федерации (прокуратурой) этот закон был воспринят как «прикладной», не обязательный для исполнения в полной мере по букве и по духу. Иначе как объяснить безнаказанные нарушения основных положений упомянутого закона самарскими церковниками и теми же депутатами городской думы, чиновниками администрации г. Самары?

Пункт 3 статьи 4 закона, например, гласит: «Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в РЕСТАВРАЦИИ, СОДЕРЖАНИИ И ОХРАНЕ ЗДАНИЙ И ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПАМЯТНИКАМИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ…»

Закон, как известно, нельзя нарушать либо толковать его содержание как-то иначе. Что же происходит на самом деле? Власти Самары и руководители местной христианской общины открыто и цинично нарушают требования закона. Городские власти выделяют из дефицитного бюджета немалые средства не только на реставрацию культовых объектов, являющихся памятниками истории и культуры, но и на строительство новых культовых зданий и сооружений со всеми инженерными сетями, «подрезая» статьи бюджета, предусматривающие поддержку сфер образования, культуры, здравоохранения, коммунальных и социальных служб, транспортников, дорожников и т.д.

По данным департамента финансов администрации Самары, в 2001 году законодательной и исполнительной властью областного центра было выделено 3 600 000 рублей Епархиальному управлению Русской Православной церкви  НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ, то есть на возведение новых культовых зданий и сооружений, не являющихся памятниками истории и культуры, что является нарушением закона! Церковники берут эти деньги и используют по своему усмотрению. Что это – искушение? Или наплевательское отношение к законам светского государства? Специально для правоохранителей напоминаю номера постановлений главы администрации г. Самары, на основании которых бюджетные деньги незаконно переводились через управление по вопросам культуры и организации досуга населения администрации Самары на счет Епархиального управления РПЦ, использовавшего их на строительство новых культовых зданий и сооружений:№203-р от 30.05. 2001 г., №278-р от 03.07.2001 г., №247-р от 15.06.2001 г., №320-р от 31.07.2001 г., №346-р от 22.08.2001 г., №500-р от 05.12.2001 г. Подозреваю, что сумма незаконно выделенных из городского бюджета средств на строительство новых христианских церквей и прочих объектов за годы мэрства господина Лиманского больше на несколько порядков. Но установить этот факт можно только оперативно-следственным путем в рамках возбужденного уголовного дела по признакам ст. 160 УК РФ – нецелевое использование бюджетных средств. На что я лично очень надеюсь, несмотря на все конъюнктурные изъяны в политических, правоохранительных и иных кругах…

Ежегодная совокупная финансовая помощь Епархиальному управлению РПЦ со стороны городской администрации составляет более 8 000 000 рублей. Деньги эти берутся, подчеркну, не из карманов чиновников, а из бюджета, иными словами – из карманов налогоплательщиков.

Объективности ради следует отметить, что Самарская епархия РПЦ одаривается большими денежными вливаниями и со стороны областных властей. И здесь не обходится без нарушений. В 2000 году, помнится, Счетная палата Самарской губернской Думы проверила расходование областных бюджетных средств, выделяемых Епархиальному управлению в 1997-1999 годах. Проверяющие беспристрастно отметили следующее: «Строительство объектов осуществлялось в основном без наличия утвержденной сметной документации. Самарская епархия осуществляла функции заказчика-застройщика без лицензии на осуществление технадзора за строительством. Расчёты с подрядчиком за выполненные работы по строительству духовной семинарии велись по договорным ценам без их надлежащего оформления. Епархиальным управлением не осуществлялся раздельный учет бюджетных средств». Вот она – мутная среда, созданная светскими и церковными чиновниками для «откатов», хищений, приписок и махинаций. Вы думаете, кто-то понес заслуженное наказание за нарушение закона? Никто. Светские и церковные чиновники, похоже, договорились с чиновниками из правоохранительных органов о том, что эта зона смычки церкви и государства контролю с их стороны не подлежит, потому, мол, что все под Богом ходим. А как же «не укради»?!..

В областном бюджете 2004 года в разделе «Строительство, архитектура» имеется подраздел «Реставрация культовых зданий». Само название подраздела законотворцами записано неверно, поскольку деньги из бюджета могут выделяться только на реставрацию культовых зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры. Органы законодательной и исполнительной власти сознательно пошли на нарушение федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», выделив под предлогом «реставрации культовых зданий» 2 500 000 рублей Самарской православной духовной семинарии (что там реставрировать?), а также «приходу Кирилло-Мефодиевского собора» 5 256 000 рублей.

Кирилло-Мефодиевский собор, как известно, построен недавно, не является памятником истории и культуры. Как мне объяснили специалисты бюджетного комитета Самарской губернской Думы, «деньги приходу выделены на оплату работ по внутренней отделке собора». Подобные работы, замечу, по всем церковным и светским канонам должны осуществляться, в данном случае, за счёт средств, поступающих в приход от прихожан, но никак не за счёт дефицитного областного бюджета! И где же тут око прокуророво? Где принципиальность избранных самарским народом законодателей-депутатов и чиновников от исполнительной власти?

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» должностным лицам органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления запрещается использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. Относительно корректно в данном аспекте ведёт себя губернатор К. Титов, большинство глав муниципальных образований, депутаты законодательных собраний, а вот самый злостный нарушитель названной статьи закона из всего чиновничьего сословия губернии, на мой взгляд, - глава Самары Георгий Лиманский.

Один из обслуживающих мэра журналистов (он, кстати, бывший коммунист, армейский политработник, а ныне верующий-фанатик) прямо так и написал: «Открытая, твердая религиозная… позиция Георгия Лиманского оказывает сильное воздействие на неверующих граждан всех социальных слоев населения».

В искренности религиозных убеждений и чувств экс-мэра Самары я лично глубоко сомневаюсь, а вот в том, что он нарушитель закона – не сомневаюсь нисколько.

«За прошедшие пять лет, - продолжает тот же «летописец» Лиманского, - не было, пожалуй, и дня, чтобы глава губернского центра не решал те или иные проблемы Самарской епархии. Георгий Сергеевич, по сути, открыл двери школ, ПТУ, техникумов для православных священников».

В этом и заключается нарушение закона Лиманским – главой муниципалитета. Не положено ему выказывать своё отношение к религии, поскольку живём мы в светском государстве. Кажется мне всё это грязным, пропитанным лицемерием и ложью политических замыслов и умыслов, далеких от чистого родника веры… Если в голове Лиманского укладываются одновременно убеждения «коммуниста»-зюгановца, «демократа»-грызловца, «центриста»-путинца, а также православного христианина, то это плохой диагноз…

Для подкрепления моих выводов приведу здравые рассуждения архиепископа Иоанна (Шаховского). В своей работе «Церковь и государство» он предупреждает: «…если государство по неразумию и неверию своих правителей и идеологов хочет смешать всю кристальную воду Церкви с землёю государства, то церковные люди (а если они и государственные – то особенно) должны всё сделать, чтобы не допустить этого смешения, ибо оно есть – грязь».

Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию (Виктору Палеткину), принимающему «дары данайцев», я бы пожелал воспринять и глубоко осмыслить слова архиепископа Иоанна о том, что «общая греховность мира влияет на снижение церковной культуры в церквах. Они заражаются «государственностью» и, «оставляя первую любовь» (Откр. 2,4), живут лишь отражением, бледным духом Церкви… Это одна из опасных болезней их земной истории».

А церковным и светским чиновникам – как вчерашним, так и сегодняшним – напомню слова известного религиоведа, руководителя учебно-научного центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Николая Шабурова: «Церковь второй раз наступает на те же грабли. Когда-то она настолько слилась с самодержавием, что, круша опостылевший царизм, российские мужики с тем же остервенением крушили церкви и убивали священников».

Не доводите до греха, обойдите грабли, пока не поздно, живите по совести и по закону, господа. А уж мы, простые люди, сами решим, во что и кому нам верить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: Информационно-аналитическое обозрение ПОЛИТСАМАРА

 

Обсуждение закрыто

 Rambler's Top100