Регистрация / Вход



ОПАЛЬНЫЙ ХРИСТОС

Печать

Анатолий ДЕНИСЕНКО

 

...

Мысли после прочтения книги Ганса Кюнга «Христианский вызов» (М.: ББИ, 2012. 465 с.)

 

Перед тем, как Вы начнете читать книгу

Сложно писать о книге, каждая страница которой буквально была исписана мною желтым маркером. Это не та литература, которую можно читать, сидя в тесной маршрутке или пожевывая гамбургер в Макдональдсе. Книга Ганса Кюнга — это океан мыслей и бескрайние просторы богословских идей, которые не оставят вас равнодушными. Так что данный текст — не столько рецензия, сколько (лишь) некоторые мысли, которые я почерпнул из этого глубокого труда.

Когда я начал читать книгу Кюнга, мне вдруг вспомнился урок, который нам, студентам первого курса философского факультета, преподал наш профессор на одной из первых лекций по античной философии. Именно это я хотел бы посоветовать всякому, кто решится взять в руки труды Кюнга. На той лекции мы, еще зеленые студенты, получили от профессора домашнее задание, которое состояло в том, чтобы в свободное время читать «Метафизику» Аристотеля. Казалось бы, ну читать так читать, однако совет опытного педагога заключался в том, что лучше читать эту книгу медленно и вдумчиво. Если надо, то даже по предложению в день. После чего размышлять над прочитанным и, в будущем, по мере чтения, обязательно возвращаться к предыдущим, уже прочитанным ранее, мыслям. Именно так стоит читать и книгу Ганса Кюнга — «католического» богослова и экумениста, идеи которого, как ни странно, вы найдете близкими именно к протестантскому богословию, чем к католической традиционной мысли.


Опальный католик

Читать Кюнга надо через жизненную призму самого Кюнга. Занимаясь богословием, автор еще в молодости, подобно Мартину Лютеру, пришел к мысли о том, что Католическая Церковь «не соответствует своей божественной сущности», а значит, нуждается в крайне радикальном обновлении [1, с. 9]. Необходимость такого обновления вылилась в выработку им программы реформы католицизма, которая просматривается на страницах многих его книг. Программа Кюнга, которая очерчена в его книгах, включает в себя: «расширение самостоятельности местных церквей, углубление и расширение прав епископата, упрощение и децентрализацию церковной администрации, изменение семейного права и отмену обязательного безбрачия духовенства, отказ от жесткой цензуры и обеспечение ведущей роли специалистов-теоретиков в выработке решений, связанных с определением курса церкви» [1, с. 9].

Такой радикализм привел к тому, что в 1979 году Ватиканская Конгрегация доктрины веры лишила Кюнга, на которого, кстати, уже давно было заведено специальное дело, права преподавать (missio canonica) от лица Римо-Католической Церкви. Это не было отлучением или потерей священнического сана, скорее он уже более не считался католическим богословом. Даже такой немецкий богослов, как Карл Ранер (1904–1984) задался вопросом о целесообразности и в дальнейшем считать Кюнга католическим богословом. Церковь также потребовала, чтобы Кюнга изгнали из университета с должности профессора католического богословия в Тюбингене, которое он занимал. Однако даже не согласные коллеги Кюнга по Тюбингенскому университету не разделяли такие сомнительные меры со стороны Церкви. В конце концов государство утвердило в университете специально для тридцатидвухлетнего Кюнга профессорскую должность на кафедре фундаментального богословия [2, с. 315]. Кстати — это не первый раз, когда Церковь пыталась заставить замолчать ведущих богословов. Так еще в 60-х годах XX ст. во время II Ватиканского собора, Католическая Церковь попыталась подавить новые идеи таких мыслителей, как Тьер де Шарден (1881–1955) и Анри де Любак (1896–1991).

Как известно, труды по экклезиологии принесли Кюнгу не только славу, но и вызвали сильнейшую критику. Здесь стоит упомянуть, что уже во время написания данного отзыва, я узнал, что Библейско-богословский институт святого апостола Андрея (ББИ) выпустил новую книгу Кюнга: Кюнг Ганс. Церковь. – М.: ББИ, 2012. – С. 677 с. Причиной критики Кюнга было то, что он требовал пересмотра всей церковной структуры, начиная с института папства [3, с. 109]. Однако именно «Христанский вызов» (сокращенная версия его монументального труда «Быть христианином»/«Christ sein»/«On Being a Christian» [4], впервые вышедшая на немецком языке в 1974) вызвала больше всего претензий к Кюнгу.

Неодобрение работ Кюнга Католической Церковью, тем не менее, способствовало их растущей популярности. Количество проданных книг резко возрастает, его престиж и положение еще более укрепляются, приглашения выступить с лекциями перед самыми разнообразными аудиториями не перестают раздаваться со всех сторон.

Одна из величайших заслуг автора, которого по праву можно назвать одним из самых плодотворных и популярных богословов XX века, заключается в том, что он умеет донести свое послание до обычного человека с улицы, откровенно и просто (не беря в счет его исследование по христологии Гегеля, конечно). Рассуждая о непогрешимости папы и Церкви, Кюнг указывает на устарелость традиционного представления об Иисусу Христе, постоянно пребывая в поиске новой терминологии в отношении Сына Божьего.


Опальный Христос

Именно христологию (учение об Иисусе Христе) Кюнг поставил во главу угла всего своего богословия. Книга «Христианский вызов» — это христологическая программа опального немецкого богослова. Более того — это программа по разворачиванию христологии «снизу». Поэтому свое исследование Кюнг начинает не с исповедания Символа веры, а со своеобразного поиска исторического Иисуса — постепенно, на протяжении книги, приходя к Иисусу веры.

Согласно Кюнгу, Христос не является мифом, но реальным Человеком, историю Которого можно датировать [4, с. 69], однако жизнеописания, которые у нас имеются, являются чем-то большим, чем просто биографиями Сына Человеческого [4, с. 72], поэтому воспринимающий записанное о Христе, как нечто похожее на стенографический протокол, глубоко ошибается [4, с. 76].

Иисус, по мнению Кюнга «не был человеком церковного или общественного истеблишмента» [4, с. 82]. «Иисус черпал свой материал чаще всего из повседневной, а не из сакральной области жизни» [4, с. 83]. Более того, Иисус никогда не был богословом, который бы занимался схоластической экзегезой Ветхого Завета или использовал отеческие авторитеты [4, с. 84]. Не будучи связанным с «формулами и догматами», Он строил свое учение на собственном истолковании Писания, которое было рождено не из теоретической рефлексии, а из необходимого практического решения вопросов, касающихся здесь и сейчас [4, с. 85]. Более того, Иисуса не заботило сохранение религиозного статус-кво. «Он мыслил, полностью исходя из лучшего будущего, из лучшего будущего мира и человека. Он критиковал словом и делом существующий порядок и радикально ставил под вопрос церковный истеблишмент» [4, с. 87]. Иисус также был революционером, если под революцией мы понимаем «принципиальное преобразование существующих условий или состояния» [4, с. 90], «не насильственную революцию» [4, с. 104]. Именно по этому в «Нем не было ничего от мудрого дипломата или церковного деятеля, готового на компромисс и стремящегося поддержать баланс» [4, с. 96]. Самое важное заключается в том, что он не был «человеком системы» [4, с. 97]. Своей жизнью, учением и особенно смертью, Христос «поставил под вопрос религиозно-общественную систему, существующий порядок иудейского закона и Храма, и поэтому его весть имела политические последствия» [4, с. 101]. «Иисус был более революционным, чем революционеры» [4, с. 104]. Иисус не был благочестивым законопослушным моралистом [4, с. 129], Его нельзя приписать ни к господствующим, ни к повстанцам, Он был Человеком, который разрушал все устоявшиеся схемы [4, с. 138]. «Он не философ, не политик, не священник и не социальный преобразователь. Гений, герой, святой? Или реформатор? Однако разве Он не радикальнее, чем реформатор, то есть человек который хочет преобразовать вещи? Пророк? Разве «последний“ пророк, который не может быть превзойден, все еще пророк? Обычная типология, очевидно, дает осечку. Вроде бы у Него есть нечто от различных типов (возможно, больше всего от пророка и реформатора), но Он не принадлежит ни к одному из них. Он находится на другой ступени: очевидно ближе к Богу, чем священники. Свободнее по отношению к миру, чем аскеты, моральнее, чем моралисты, революционнее, чем революционеры, тем самым у Него были глубина и широта, которых лишены другие» [4, с. 138].

Я думаю, что стоит остановиться на этом, так как мне потребовалось бы еще не менее десяти страниц, чтобы описать Христа, каким Его видит автор. По словам немецкого экзегета Эрнста Каземана «мы должны вновь ясно ответить на вопрос: Кто такой Иисус? Все остальное рассеивает внимание. Он — наша мера, а не церкви, догмы и благочестивые люди. Их ценность, полностью определяется тем, насколько они «направлены на отказ от самих себя и призывают следовать за Иисусом, как за Господом» [4, с. 78]. Иисус Ганса Кюнга это — «реформатор-индивидуалист, противопоставляющий себя религиозному истеблишменту своего времени, то есть — это подобие самого Кюнга» [5, с. 388]. Со страниц книги Кюнга сам Христос как бы обращается к нам с такими словами: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 15, 16). От качества нашего ответа будет зависеть не только наша личная ортодоксия, но и наша повседневная ортопраксия. Итак, для того, чтобы лучше понять этого Христа и самого Кюнга (что тоже немаловажно), полезно обратиться непосредственно к самой книге «Христианский вызов», которую лично я считаю не только уникальной в своем роде, но и гениальной.


Прогрессивная христианская мысль или самонадеянность ученого-мятежника?

Осталось сказать несколько слов о вызове, который бросает Кюнг. Действительно справедливо было замечено, что «мало, кто из знакомых с Кюнгом и его богословием, может остаться безразличным» [5, с. 406]. Его книги, и в частности та о которой мы говорили, написанные для «христиан и атеистов, гностиков и агностиков, пиетистов и позитивистов, индифферентных и ревностных католиков, протестантов и православных» [4, с. vii], не дадут спокойствия ни одному из перечисленных типов людей.

В его книге можно найти не только попытку реабилитировать марксизм [4, с. 26], но и откровенный разговор о будущем религии [4, с. 34–38] и насмешки над просчетами атеизма [4, с. 39–52]. Кюнг также говорит об особенности самого христианства, которая заключается в активизации (в теории и на практике) воспоминания о Христе (memoria Domini) [4, с. 53–56], а также содействии развития всего человека и всего человечества [4, с. 58]. Для Кюнга христианство — это радикальный гуманизм [4, с. 10]. «Почему необходимо быть христианином?», — спрашивает автор. И отвечает на вопрос так: «Что бы быть истинным человеком!» [4, с. 408].

Как и в Католической Церкви, к которой принадлежит Кюнг, так и в традициях, с которыми отождествляем себя мы, все сильнее и сильнее ощущается нужда в том, чтобы ликвидировать останки средневековья [4, с. 6]. Это значит, что богословие должно оставить свою «традиционалистическую ортодоксию и с научной добросовестностью более серьезно подойти к догматам и Библии» [4, с. 7]. Другими словами Кюнг выступает за открытость Церкви перед вызовами современности и прогрессом цивилизации. Например, это хорошо видно в его книге «Начало всех вещей» [6], в которой автор выступает за теснейший диалог богословия и науки. Христианские Церкви в целом и богословие в частности должны быть опять по-новому «человечными и со-человечными: современными, актуальными, просвещенными, эмансипированными, диалогичными, плюралистичными, солидарными, совершеннолетними, секулярными — короче говоря, гуманистичными» [4, с. 58].

Да будем мы, по наставлению автора, предостерегать Церковь от авторитарного стиля правления, современной инквизиции и использования общественных финансовых средств без общественного контроля [4, с. 9]. Нам с вами стоит опасаться: 1) быть в «арьергарде человечества», 2) испытывать страх перед новизной, 3) отказываться от собственной творческой мысли и 4) замалчивать разговоры о необходимости новейшого развития [4, с. 10].


Литература

1. Кюнг Ганс. Великие христианские мыслители. СПб.: Алетейя, 2000. 436 с.
2. Ханс Кюнг. Мятежный католик // Лейн Тони. Христианские мыслители. СПб.: Мирт, 1997. С. 313–315.
3. Кюнг // Александр Мень. Библиографический словарь. Том II. — М.: Фонд Александра Меня, 2002. С. 109–110.
4. Кюнг Ганс. Христианский вызов. М.: ББИ, 2012. 465 с.
5. Ганс Кюнг. В поисках равновесия // Гренц Стенли; Олсон Роджер. Богословие и богословы XX века. Черкассы: Коллоквиум. 2011. С. 384- 409.
6. Кюнг Ганс. Начало всех вещей. М.: ББИ, 2007. 250 с.


Автор: магистр теологии, преподаватель Украинской Евангельской Семинарии Богословия (Киев)


Источник: Baznica

Комментарии  

#10 Христос - мифический мудрец.Ручкин Сергей Викторович 30.04.2012 02:45
Психологический анализ учения Христа показывает, что Христос - это мифический мудрец, в уста которого вложена научно-материалистическая идея, завуалированная под религиозное откровение. В учении Христа в иносказательной форме проповедуется диктатура Закона (иносказательно: "Божье Царство") - самое справедливое и прогрессивное общественное устройство. Учение Христа имеет диалектическую основу: борьба добра и зла вечна, следовательно, "рай для праведников" возможен только при условии создания "ада для преступников", или другими словами, - чем суровее судебное наказание для преступников Закона, тем лучше жизнь для законопослушных граждан. Всё учение Христа можно объяснить рационально, с материалистической позиции.
Подробности: ruchkin5.narod.ru/diktatura.html
Цитировать
#9 На Полесов » 27.04.2012 23:45В. Белов 28.04.2012 13:10
Согласен с Вами. С религиозными культами связаны процессы маргинализации групп, приверженных к-то легенде "об истине".В то же время на глубине религий общее ядро, верующие же плавают на поверхности легенд и одержимого ими эмоционирующего ума. На этот предмет оставил несколько реплик (в т.ч. о практиках осознания) на теме:
www.religiopolis.org/publications/4316-vera-i-strah-smerti.html Вера и страх смерти

Если найдётся досуг, можете посмотреть ролики по ссылкам.
Цитировать
#8 на В.БеловПолесов 27.04.2012 23:45
Да, ув. В.Белов, sic! :) Причем, очень уместно на мой взгляд Ваше обращение в контексте темы именно к Померанцу. Кстати, помните у него есть одно постоянно используемое понятие - "однолинейность"? Вероятно, это та самая широко распространенная и общедоступная "беда", по причине которой род человеческий сортируется на две, как минимум, группы, между которыми в течением времени "трещина" все увеличивается и увеличивается, оборачиваясь пропастью.
Цитировать
#7 На Полесов: продолжениеВ. Белов 27.04.2012 19:16
Встретиться с Богом можно иначе. Совсем иначе. Только внутри. В той последней глубине своей, которая уже и не только твоя. Через себя самого человек может дойти до некоего центра мира. И не увидеть этот центр, а оказаться в нем
Дух плоти не имеет. Никакой. Наше призвание ВОПЛОТИТЬ ДУХ – наполнить нашу человеческую плоть Божественным Духом. Вне нас – Он только Дух, не воплощенный Бог. Воплощен Бог может быть только человеком.
Исус Христос – человек, воплотивший Бога. Бог на земле во плоти может быть только человеком. Бог присутствует во всем, он вездесущ, но только человек может и должен стать Богом, это его призвание...
Итак, Исус вполне человек и вполне Бог. Более того – только став вполне Богом, человек и становится вполне человеком. Исус ни в коем случае не должен оставаться единственным. Такое толкование – распятие Его Духа. Не верящие в Его божественность распинают Его тело. Не верящие в Его человечность распинают Его Дух.
Выдержки привёл из:
www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=90114
Г.С. Померанц. Дороги духа и зигзаги истории. В два голоса. Приложение. Зинаида Миркина. Верность себе. Часть 2.
Цитировать
#6 На Полесов » 27.04.2012 18:01В. Белов 27.04.2012 19:14
Вы правы, ув. г-н Полесов. Начну с последнего. Конечно есть и в нашем отечестве носители современного религиозного сознания. К примеру акцентуированные личности с неразделённым культами сознанием Г.С. Померанц и З. Миркина. Приведу несколько выдержек:
То, что хочется и что нужно, – вещи разные. Нас манит то, что вне нас. А то, что внутри… Там наше могущество. Мы знаем евангельские слова о Царствии Божьем, которое внутри нас. Но что они собственно значат?
...истинная верность себе, это верность себе целому, включающему ту последнюю глубину, где находится Царствие Божие, где чувствуется присутствие Бога.
...здесь мне хочется остановиться и задать вопрос, который задают по-настоящему, может быть, только дети. – А что такое Бог?
... взрослые решают вопрос, есть ли Бог или Его нет? А что Он такое, это кажется всем известным, само собой разумеющимся. Одна очень внимательная, постоянная наша слушательница как-то написала мне записку: "Я только в одном не согласна с Вами. Вы говорите, что Исус Христос – человек, а я уверена, что Он – Бог". Я могла бы ответить на это не моими словами, а словами Халкидонского собора: "Исус Христос вполне человек и вполне Бог". Это нам понять труднее всего. Как это – и то, и это? Человеческая логика предпочитает "или", а не "и". Или то, или другое. А тут вдруг и то и другое. Ничего не поделаешь. Вот так. "Божественный след", о котором говорит нам Антоний Сурожский, очень трудно понять, его внутренняя обоснованность не поддается нашему дробящему рассудку.
Цитировать
#5 RE: ОПАЛЬНЫЙ ХРИСТОСПолесов 27.04.2012 18:01
Почти все справедливые доводы, которые Вы приводите, ув. В. Белов, наверное, по большей части для сплошной аудитории непригодны. Вы же не могли не заметить, что приводимые Вами категории "прочитываются" в данной дискуссии очень условно:) Судя по реакции, понятие "исследователь реальности" может быть принято в лучшем случае за тождественность "внимательный читатель Ветхого завета". то же самое относится, мне кажется, и к утверждению о неразрешимости споров вокруг Христа (персонажа, личности, идеи и т.д.). Ведь, это понимается, как "неуверенность в цели веры", а значит "неверие", в то время, как способность других религиозных людей "и верить, и познавать одновременно" не может быть даже допущена к осмыслению. И тут не просто "ничего не поделаешь", но и делать-то, наверное, ничего не надо. Кто-то верит в конкретное лицо, которое "человек-и-Бог", живший когда-то в Палестине, или в то, что Бог - это некое "Высшее Существо", не задумываясь над понятиями "существо", "личность", "рупа", "арупа" и т.д. Но - таков тип религиозности. Тем более, Вы наверное и о нескольких других осведомлены:)
Цитировать
#4 На Александр » 27.04.2012 14:54В. Белов 27.04.2012 17:26
Ваши словеса настолько легковесны, что относятся не к серьёзному исследователю реальности как таковой, а к верующему в одну из многих легенд о евангельском Христе. Всякие общие фразы ложны, ибо истина, как известно, опять же трезвым, не чуждым просвещения людям,- конкретна, учитывает динамичные границы познания, не прибегает к мифическим "разным музеям по всему миру" и прочим конструкциям одержимого переводами и толкованиями ветхих текстов ума. И, кстати, чего там "написал И.Х."??
Последние времена- иллюзион, "основанный" на грёзах Иоанна. Их ожидали ещё в те самые времена...читайте внимательно тексты, кои принимаете за повествования о реальных событиях.
Документы Свидетеля Истории:
www.istorya.ru/book/amusin/index.php
Кумранские рукописи доставили в распоряжение науки одно из недостающих звеньев в сложной цепи истории зарождения христианства
Цитировать
#3 Мифы и реальностьАлександр 27.04.2012 14:54
Не там ищете господин Белов. Исторических документов о существовании Христа во много раз больше, чем о Диогене, Архимеде, Гиппократе и других великих людях древности, вместе взятых. Эти документы находятся в разных музеях по всему миру, но чтобы их отыскать и выбрать из множества лжедокументов, которые были "настряпаны" недобросовестными верующими, нужно приложить немало усилий. И, надо сказать, такие усилия некоторые люди прикладывают, особенно в наше время, когда исполняются пророчества о последних днях, кстати написанные все тем же И.Х.
Цитировать
#2 Иисус: мифы и реальностьВ. Белов 27.04.2012 00:55
Реалистичный взгляд на миссию Христа и его завет человечеству:
psylib.ukrweb.net/books/white01/txt10.htm
ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕО- ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДЦИЯ
А вот об историческом Христе сплошные пробелы:
www.istorya.ru/book/jesus/
Иисус Христос в документах истории
Споры округ евангельского Христа не разрешимы, т.к. отсутствуют достоверные исторические документы об историческом Христе.Известно несколько попыток отыскать реальные следы Христа в Истории. Артефактов же и преданий полно и они умножаются, порождая аффекты, а отнюдь не искомое умиротворение не малого числа сочиняющих свои предания воинств христовых. Опять, как и прежде благими намерениями устлана дорога не в ту степь?
При этом. Христос- весьма мощный. противоречивый архетип (как и тексты евангелий), и история христианства как института, продолжившая экспансию культа в отношении других народов и культур.
Цитировать
#1 RE: ОПАЛЬНЫЙ ХРИСТОСSincere hеart 26.04.2012 22:14
Цитата:
«Почему необходимо быть христианином?»«Что бы быть истинным человеком!»
Иисус был совершенным ,безгрешным человеком, Сыном Бога. Исследуя ,и следуя его примеру люди совершенствуют свою личность, не достаточно просто называться Христьянином.
1 Петра 21 А вы к тому и призваны, потому что сам Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы следовали точно по его стопам. 22 Он не совершил греха, и в его устах не найдено обмана. 23 Когда его злословили, он не злословил в ответ
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал