Субсидии, выделяемые религиозным организациям, являются вполне естественной практикой и определяются как в обиходе, так и в официальных документах пожертвованиями.
Религиозные организации всегда испытывают нужду в материальной помощи, так как их деятельность не может предполагать основной целью извлечение дохода. Одновременно, они обязательно несут существенные расходы, покрывать которые полагается из средств, жертвуемых верующими. Это приобретение или издание религиозной литературы, необходимых предметов для совершения богослужений и осуществления иных видов культовой практики, организация религиозного образования, приобретение оргтехники и обстановки для богослужебных интерьеров, эксплуатация и ремонт культовых зданий, оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы служителям и сотрудникам, осуществление разного рода проектов – социально-благотворительных, религиозно-образовательных и так далее.
Разумеется, пожертвованиями одних лишь простых верующих, посещающих храмы и иные молитвенные здания, все подобные расходы покрыть невозможно. Поэтому у религиозных организаций существуют и неординарные жертвователи, которыми могут оказываться разного рода общественные организации и фонды или союзы и братства. Достаточно часто пожертвования исходят и от международных организаций – религиозных и культурных ассоциаций, а также от физических лиц, которые в силу обладания немалым состоянием, могут позволить себе распорядиться, таким образом, весьма существенными для религиозных организаций суммами.
Так, например, российским мусульманам в качестве такой субсидии выделено в 2010 году 825 грантов на общую сумму, превышающую 148 миллионов рублей. Таким образом распорядился этими средствами Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, Попечительский совет которого возглавляет Евгений Примаков. Учредителями Фонда являются Совет муфтиев России, Международная исламская миссия, Центральное духовное управление мусульман России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа.
Понятно, что средства Фонда имеют заведомо целевое назначение, производимые им операции подконтрольны соответствующим организациям, а вынесение решений о субсидировании тех или иных соискателей грантов происходит в соответствии с уставными целями и не противоречит нормам действующего законодательства РФ.
Однако, аналогичное "пожертвование" 78,89 миллионов рублей 15-ти религиозным организациям Правительством Москвы, в отличие от акции Фонда вполне может вызвать у общественности вопросы. Финансовую помощь столичная власть ориентирует на ремонтно-реставрационные работы, однако направляет ее не организациям, которые такие работы осуществляют, а 11 православным храмам, двум женским монастырям, мечети и баптистской церкви. Перечень утвержден распоряжением правительства Москвы, средствами которого является городской бюджет.
Как известно, объекты недвижимости культового назначения, являются собственностью государства и предоставляются религиозным организациям на правах безвозмездного и бессрочного пользования. По условиям договоров обременения, пользователи несут ответственность за сохранность эксплуатируемого ими недвижимого имущества, однако не вправе производить какие-либо работы без согласования с целым рядом государственных организаций и ведомств. Тем не менее, ответственность за сохранность и поддержание таких объектов в должном состоянии лежит на государстве, которое обязано производить их плановые ремонты, а по необходимости реставрацию. Таким образом, причина, по которой столичному правительству потребовалось адресовать средства для проведения ремонтно-реставрационных работ не строительным или реставрационным, а непременно религиозным организациям, не очень понятна. Хотя, вполне объяснима.
Комментарии