Ряд российских и зарубежных информационных агентств опубликовал 3 апреля сообщение о заявлениях, сделанных руководителем религиозной организации "Русская православная церковь Московского патриархата", сделанных им на заседании недавно сформированного коллегиального органа конфессиональной власти в церкви – Высшего церковного совета. В заголовках сообщений преобладает обвинительная позиция патриарха Кирилла, открыто заявляющего о том, что он считает критические выступления в отношении неприемлемых для общества фактов "клеветой".
"Мы все сегодня являемся свидетелями мощной антицерковной риторики, к сожалению, совпавшей по времени с Великим постом, - цитирует слова Кирилла РИА-Новости. - Мы слышим много нападок на Церковь, начиная с небезызвестного случая в храме Христа Спасителя. Затем последовало три ужасающих осквернения храмов - все это было сконцентрировано по времени почти что в течение недели - десяти дней, затем после этого, как вы знаете, моя скромная персона подверглась информационным атакам. (…) Мы не должны уподобляться тем, кто лжет, клевещет, исходит злобой. Мы не должны отвечать аналогично, иначе теряется уникальность нашего послания миру... С другой стороны, мы ни в коем случае не должны терять духовного зрения, духовного видения, не понимать того, что происходит, и за чистую монету принимать поток лжи и клеветы, который сегодня обрушивается на Церковь. Мы должны продумывать разумные ответы, за которые нам бы никогда не было стыдно".
"Скромная персона", впрочем, не будучи обвиненной в обществе и публикациях в каких-либо прямых правонарушениях, может быть возмущена разве, что оглаской ранее не привлекавших внимания фактов, что "клеветой" являться никак не может. Тем не менее, сегодня уже не впервые россияне могут констатировать, что тактика реагирования главой РПЦ МП на раздражающие его обстоятельства, вновь дублирует ранее апробированные декларации ряда церковных функционеров.
Как известно, ранее идею о том, что в отношении Московской патриархии развязана "грязная клеветническая кампания", развивали, например, глава ОВЦО РПЦ МП Всеволод Чаплин и глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. На заседании же Высшего церковного совета, как сообщает о том РИАН, заявление Кирилла состояло в том, что "против Русской православной церкви развернута информационная кампания: она должна быть готова к публичным дебатам со своими противниками, но не уподобляться тем, кто "лжет и клевещет".
Следует заметить, что одновременно с изложением "конспирологических" обвинений в адрес неопределенного круга соотечественников, Кирилл упомянул о том, что представители церкви "должны быть "подготовленными к публичным и открытым дебатам" и помнить, что "слабые моменты выступлений" недоброжелатели могут использовать против" нее.
Неизбежно возникает вопрос: что именно могло сподвигнуть руководство РПЦ МП на столь откровенный навет на информационную открытость в России? Голословное обвинение в "клевете" громадной части общества, имеющего вопросы к религиозно-политической корпорации и ожидающей на них ответа – это даже не игнорирование вопросов, что могло быть расценено как ответ. Это слишком похоже на еще более активное продолжение той "войны", которую клерикальная структура объявила глобальной среде светского общества и государства посредством кампании по ее клерикализации.
Конструктивное внимание общественности и СМИ к клерикальной активности РПЦ МП за последние пару недель действительно заметно возросло. Однако критический тон большинства общественных выступлений и публикаций обусловлен не мифической "неприязнью" к православному христианству, либо религии в целом, а всего лишь фактами, связанными с деятельностью конкретной религиозной организации и ее персоналий. Реакция на истолкование Московской патриархией протестной акции в ХХС с критикой апостасии "уголовно наказуемым преступлением" или саркастичное восприятие обществом "шкурной истории" с оценкой, в том числе, в миллионные суммы "очистки книг от "наночастиц", была вольно или невольно предопределена действиями самой администрации РПЦ МП – заявлениями, требованиями, комментариями клерикального лидера в прямом эфире.
Таким образом, попытка уже не просто членов клерикального сообщества РПЦ МП, а ее высшего руководства представить общественную реакцию на антиконституционную клерикализацию и ряд приводимых в СМИ неприглядных фактов, "нападками на церковь", выглядит откровенно несостоятельно. Тогда как демонстративный характер такой несостоятельности становится в свою очередь стимулом к общественному возмущению, которое охватывает все большее количество верующих и неверующих граждан.
ReligioPolis
Комментарии
в крючках чиновники ловки;
в храминах попики иудки
все "отпускают" им грешки.
Там, где идол был Ильич
продают церковный китч
и, нисколько не стыдясь,
торгуют в рясах и без рясь...
Всё возвращается к своему истоку.