Исследования показывают: чем выше религиозность в стране, тем она более отсталая. В скандинавских странах – самая низкая религиозность и одни из самых высоких уровней жизни и гражданских свобод. Россия по числу верующих – в середине мирового списка. Но наступление мракобесия в РФ грозит откинуть её к африканцам.
РПЦ МП фактически стала частью государства в России. Высокопоставленные монахи диктуют светским людям, как жить, демонстрируя при этом примеры нравственности, расходящиеся со Святым Писанием (нетерпимость к инакомыслящим, стяжательство, двоемыслие, и т.п.).
Причём удивительно: усиление церкви происходит на фоне невысокой религиозности россиян. Нас не должны смущать критерии подсчёта верующих, принятые РПЦ МП – в православные церковники записывают «по праву рождения» (фактически имитируя тем самым присвоение параллельного гражданства). Людей, выполняющих почти все предписания религиозной жизни (строгое соблюдение постов, регулярные исповедь и причастие, участие в общиной жизни), в России не больше 2-4%. Ещё до 30% россиян можно признать «просто верующими» (без фанатизма). Исследования Gallup доказывают точность этих цифр – в общей сложности в России не более 35% верующих (чуть выше нас по этому показателю – даже такие страны, как Германия и Швейцария; см. график). По логике цивилизованного общества большинство не верующих россиян, наоборот, должны были бы навязывать свою волю РПЦ МП или, в духе уважения традиции, очертить границы её деятельности в стране.
Между тем, исследования учёных показывают, что есть прямая связь между уровнем религиозности общества и его благосостояния. Вышеупомянутое исследование Gallup было проведено для более чем 100 стран. Однако ряд учёных говорит, что не очень правильно сравнивать страны с различными политическими режимами. К примеру, в ряде отсталых стран признание в атеизме может грозить большими неприятностями респондентам (в Пакистане или Афганистане). Поэтому американский учёный Грегори Пол сузил количество стран для исследования – всего 17 государств, где свобода личности и выбора не оспаривается никем и является одной из главных ценностей в обществе.
На этом графике видна та же закономерность, что была и на графике Gallup – чем ниже религиозность в обществе, тем выше не только благосостояние, но и благополучие (Successful Societies Scale, SSS). В благополучие Пол включил 25 параметров – такие как, уровень самоубийств, продолжительность жизни, заболеваемость половыми инфекциями, потребление алкоголя, удовлетворённость жизнью, количество абортов, и т.п.
Промежуточные результаты исследования Пола тоже оказались интересны. Так, выяснилось, что уровень самоубийств не зависит от религиозности населения. Чем религиознее страна, тем выше детская смертность. Заболеваемость сифилисом в более религиозных странах в среднем выше, чем в светских. Число абортов среди несовершеннолетних ниже в светских странах, чем в религиозных. Чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини, отражающий неравномерность благосостояния среди населения (а потому и процент бедных людей в религиозных странах существенно выше). При этом ещё раз стоит напомнить, что для исследования Грегори Пол отобрал 17 благополучных стран. Если бы в его списке присутствовали какие-нибудь Мали, Йемен или Сальвадор, выводы были бы ещё более наглядными.
Единственная страна, выбивающаяся из этой закономерности – США. Однако Грегори Пол находит объяснение этому факту. В США наблюдается очень высокое неравенство (коэффициент Джинни), скорее свойственное неразвитым странам. США по этому показателю находится на 39-м месте, коэффициент Джини – 45. В США большее неравенство доходов, чем в России (№51) и Китае (№52). США занимают гораздо худшее место, чем Португалия (№71), которая является самой неравной страной в Западной Европе. Ближайший сосед США – Уганда (коэффициент 45,7).
Во-вторых, США очень неоднородная страна по уровню религиозности. Это показало исследование американского учёного Джорджа Деломонтаня. Самая высокая религиозность оказалась в т.н. «баптистском поясе» Америки – в южных штатах (Миссисипи, Алабама, Теннеси). Эти же штаты были самыми неблагополучными. Там была ниже продолжительность жизни, выше число убийств, ниже число людей с высшим образованием. Единственные показатели, которыми мог похвастать юг США – меньшее число абортов у несовершеннолетних и уровень алкоголизма. Самым же нерелигиозным оказался северо-восток – штаты Вермонт, Нью-Гемпшир, Мэн. Одновременно по душевому доходу наиболее религиозные штаты в США оказались и наиболее бедными.
Оба учёных – Грегори Пол и Джордж Деламонтень – делают похожие выводы: общественное неблагополучие снижает у людей чувство защищённости и уверенности в завтрашнем дне, что заставляет их искать утешения в религии.
По всей видимости, градус мракобесия в России тоже зависит от уровня неблагополучия в обществе. Однако существенно повысить уровень религиозности в РФ можно только путём скатывания в экономическую дыру и одновременно – потерей чувства защищённости у людей. Если РПЦ МП в силах организовать и то, и другое, то она сможет убыстрить прирост своей паствы, а как программа максимум – заменить монахами все три ветви власти.
Источник: Толкователь
Комментарий RP: Несмотря на обоснование данными реальных исследований, статья производит впечатление, конечно, достаточно сумбурной. Но вывод о прямой зависимости религиозного климата и уровня благосостояния общества является установленным статистикой фактом, хотя и не нов.
Однако полезно обратить внимание на то, что при проведении подобных исследований, указывая на такой социальный признак, как "уровень религиозности" общества, ученые имеют в виду распространенность социальных религиозных институций. То есть, регистрируют степень насыщенности общества верующими приверженцами религиозных организаций. Как известно, неотъемлемым признаком религиозности данных организаций является наличие религиозного единомыслия или своего рода "ментального культа", определяющего тоталитарную природу религии. Исторической науке известно, что наивысшая степень единомыслия на протяжении веков проявлялась именно в религиях, тогда как аналогичное явление, основанное на "ментальном культе" идеологической природы – явление сравнительно новое. Таким образом, современная нам атеистическая Северная Корея, например, могла бы тоже подпадать под определение страны с "высоким уровнем религиозности", если принять за этот уровень тотальную охваченность населения идеологией "чучхэ". Такой вывод полностью соответствует и установленной наукой непосредственной зависимости между социальной значимостью религий и уровнем благосостояния, который в этой стране неимоверно низок.
Таким образом, нетрудно предположить, что исследования, связанные с корреляцией "уровня религиозности" и "уровня благосостояния" нуждаются в изменении подхода к понятию "религиозность", где оно не смешивалось бы со степенью охваченности населения различными формами "религиозных традиций", либо "ментальной культовостью".