Наталья РАЙБМАН
РПЦ МП хочет участвовать в подготовке полиции к работе в условиях "духовной гангрены"
Поскольку полицейские постоянно находятся в нравственно неблагоприятной среде, предлагаемые им взятки во много раз превышают их зарплату и они при этом не супермены в форме, им нужна духовная и моральная поддержка всех общественных институтов, особенно религиозных, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он сказал об этом на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон» в Московском университете МВД в среду.
Предстоятель РПЦ сравнил ежедневную работу сотрудника МВД с нахождением в инфекционном изоляторе. «Мы что, суперменов облачаем в форму полицейских и направляем их туда, где гниль, где разложение, где духовная гангрена, где холера и чума, передающиеся гораздо легче, чем физические холера и чума? Мы молодых мальчиков и девочек туда отправляем», — заявил он. К работе в таких условиях их должны готовить с участием традиционных религиозных организаций, считает патриарх.
По мнению Кирилла, создание достойной системы МВД — задача не только ее руководства, но и всего общества, в том числе и театра, телевидения, киноиндустрии, которые должны формировать положительный образ полицейского.
Ранее на этом же круглом столе министр Рашид Нургалиев попросил деятелей культуры помочь научить полицейских «видеть прекрасное в повседневном» а психологов — дать рекомендации по«нормализации климата в коллективах, условиям релаксации и переключению внимания на позитивные эмоции».
Вопрос о воспитании сотрудников правоохранительных органов остро встал после ряда скандалов с гибелью задержанных в Петербурге и Казани. Эти случаи произвола «дискредитируют государственную власть», потому что «милиционер — это лицо власти», считает патриарх. Именно поэтому проблемы в полиции «так больно отзываются в сердцах людей» — речь идет о дискредитации власти как института.
По его мнению, никакая реформа системы МВД не будет эффективной, если не изменить нравственное состояние всего общества. Для лечения всего общества, по словам предстоятеля РПЦ, нужно думать о том, чтобы законы основывались на нравственном консенсусе общества, и о том,«чтобы не только правовое сознание прививалось нашей молодежи, в том числе и готовой принять присягу, но чтобы была сильная нравственная и духовная подготовка людей».
Несколько дней назад то же говорил председатель синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. Он отметил, что полиция «вовсе не является досадным исключением из общего правила, в ней те же самые люди, что и в других сферах». Поэтому, несмотря на все реформы, полицейская система будет оставаться проекцией нравственного состояния всего общества. Он также высказал мнение, что отдельные случаи полицейского произвола не должны стать поводом для массового осуждения обществом всех полицейских. «Важно выявлять конкретные преступления и доводить дела до судебных решений, а не просто разжигать общественное недовольство», — сказал Легойда.
Источник: Ведомости
Комментарий RP: Определение акцентов в направлениях, в которых РПЦ МП видит выход из усугубляющейся для нее ситуации, на первый взгляд выглядит логично. Попытка клерикальной структуры оказаться поближе к "силовикам", пусть и под видом "духовного водительства", это естественная тенденция к получению в свое распоряжение некоего силового аргумента. В придачу к юстиции, где не смотря на тесное сотрудничество миссионерских подразделений патриархии с судебной системой в антирелигиозной борьбе с иноверцами, время от времени начал заявлять о себе принцип правосудия. Апелляция к силе, к насильственным методам продавливания своего влияния еще несколько дней назад ограничивалась со стороны церкви заявлениями ее наиболее одиозных функционеров. Однако, появление инициативы о прямом сотрудничестве клерикальных и правоохранительных органов из уст политика и главы религиозной организации Кирилла говорит о том, что понятие "православной инквизиции" в глазах руководства РПЦ МП уже открыто воспринимается не эвфемизмом, а желаемой перспективой.
Другой вопрос, это наиболее вероятная реакция на такого рода инициативы со стороны гражданского общества и российского населения в целом. Вдобавок ко всем прочим, попытка религиозной организации поучаствовать в силовом администрировании населения сама по себе, похоже, не способна стать "последней каплей". Это еще впереди, но что именно станет таким спусковым крючком для окончательного развала всего отжившего свое идеолого-административного конгломерата предположить нельзя.