Упорно остающийся в первых строках новостей инициированный клерикальными структурами скандал оказался универсальным катализатором разных процессов. Гражданское общество охватывает все большее возмущение по поводу сходства судебных процессов в России с инквизицией. То же отношение вызывает церковная активность в педалировании попытки клерикализации не только светского права, но и образования, СМИ, культуры, армии и т.д. Многочисленные мнения экспертов и аналитические материалы, появляющиеся в российском и иноязычном информационном поле сначала опосредованно, а затем и прямо поднимают вопросы о культурном предназначении и самых разных сторонах деятельности крупнейшей в России религиозно-политической корпорации. Россиянам стало окончательно ясно, что совсем недавно им лгали, говоря о непричастности РПЦ МП к политике и намерениях политического режима придерживаться гарантированной Конституцией РФ формы светского государства.
Непростые вопросы встали и перед сообществом верующих, которые ассоциируют себя с православной церковью в юрисдикции Московской патриархии. Если позиция сравнительно немногочисленной группы клерикальных функционеров, входящих в структуры РПЦ МП, либо поддерживающих с организацией тесные взаимовыгодные связи может быть только одной, то православное сообщество в целом оказалось расколото. При этом, противоположные мнения высказываются верующими не только по поводу "экстравагантной" протестной акции в представительском церковном центре мэрии Москвы. На поверхность выходят и давно сформировавшиеся позиции, которые касаются различных сторон клерикальной активности – от внедрения обучения религии в светской школе или антирелигиозной кампании в отношении иноверцев до вероисповедной легитимности "религиозной организации", утрачивающей последние признаки таковой.
То есть, для всего множества людей, формально причисляющих себя к православию, становzтся актуальными и более глубокие вопросы, в разрешении которых они заинтересованы лично. К чему же они принадлежат? Является ли беспрекословное соответствие политике официальной клерикальной организации признаком принадлежности к православной вере?
Впрочем, те же вопросы встают и перед всеми остальными, чьи воззрения не противоречат цивилизованной этике, возросшей на основе христианства. В связи с этим, представляется интересным интервью, взятое корреспондентом интернет-ресурса "Портал-Credo.ru" у президента Института национальной стратегии политолога Станислава БЕЛКОВСКОГО.
"ПОРТАЛ-CREDO.Ru": Станислав Александрович, какое наказание Вы считаете подходящим для участниц "Pussy Riot", совершивших панк-молебен в храме Христа Спасителя?
Станислав БЕЛКОВСКИЙ: Никакое. Ну да, это был небольшой хулиганский жест, но не более. Больше того, само появление "Pussy Riot", мне кажется, популяризировало христианскую веру в России.
- Каким образом?
- Прямым. Сейчас главная проблема у Русской Православной Церкви Московского патриархата – это тотальное лицемерие и хамство. Церковь практически официально признается, что священноначалие РПЦ МП не верит в Бога. И потому эта акция, которая использует религиозную тематику и демонстрирует обращение к Господу и Богородице, я считаю, полезна для популяризации христианства.
- А что Вы думаете о реакции на это представителей официальной Церкви, вроде Всеволода Чаплина?
- Всеволод Чаплин – это какая-то вавилонская блудница, поэтому вообще обсуждать его реакцию даже неприлично, на мой взгляд. Священноначалие здесь полностью саморазоблачилось. Дело в том, что они просто испугались, что кто-то возьмет у них их жанр абсолютного панка и треша. Реализация церковной политики, какие-то одноразовые храмы шаговой доступности, православные ночные клубы, православный дресс-код – это все какой-то кошмар и ужас.
И вдруг у них появились эффективные конкуренты в лице "Pussy Riot". Но я скорее поверю в то, что "Pussy Riot" верят в Бога, чем Кирилл, Чаплин и прочая тусовка, которая руководит де факто Русской Православной Церковью Московского патриархата.
- Можно ли сказать, что сам Чаплин нарушает какие-то законы, призывая к "наказанию по всей строгости"?
- Все мы помним декабрьский демарш нетрезвого Всеволода Чаплина в клубе ОГИ, когда он повел себя так непристойно и возводил хулу на Господа, что несколько моих знакомых покинули клуб, им было противно наблюдать эту сцену. Вообще все эти человеконенавистнические призывы к насилию и тюремному заключению никоим образом не соответствуют христианским канонам милосердия.
Но по Всеволоду Чаплину вопросов уже нет, это человек, стоящий вне Церкви, безусловно. Вне Церкви не как общественной организации "РПЦ МП", а как Церкви Христовой в каноническом понимании этого слова. Я считаю, что РПЦ МП должна быть распущена. И история с "Pussy Riot" подталкивает нас к этому пониманию, и в этом смысле Господь абсолютно прав. Господь всегда прав, это не подлежит никакому сомнению, но в данном случае замысел Господень очевиден – что РПЦ МП должна дискредитировать сама себя. Если бы она подверглась каким-то гонениям, то люди могли бы подумать, что священноначалие этой Церкви в чем-то право. А Господь все сделал правильно, как всегда, естественно.
История с "Pussy Riot", может быть, одна из последних в череде самодискредитации Русской Православной Церкви Московского патриархата.
- То есть Вы не считаете нужным как-то в ответ наказывать этих людей, хотя бы административно, за их человеконенавистнические призывы в отношении "Pussy Riot"?
- Их не нужно никак в ответ наказывать, поскольку то, что делает "Pussy Riot", это реализация замысла Господня. Если бы РПЦ МП подвергалась какому-то давлению со стороны государства, то могло бы возникнуть ощущение, что Кирилл Гундяев и прочие люди, которые сегодня предстоятельствуют в этой Церкви, правы. РПЦ МП должна была себя дискредитировать, и если проект "Pussy Riot" этому способствовал, значит так тому и быть.
Беседовал Феликс Шведовский,
ReligioPolis