Информационное агентство Интерфакс сообщает о чувстве удовлетворения, с которым отреагировал представитель Московской патриархии на внесение поправок в закон "О политических партиях".
По мнению руководителя ОВЦО РПЦ МП Всеволода Чаплина это должно помочь людям "в большей степени, чем сейчас, самоорганизовываться и, не ожидая команды сверху, предлагать на политической сцене свое видение развития страны, ее прошлого, настоящего и будущего". В данном случае речь идет поправке об упрощении порядка регистрации партий, где Минюст будет консультировать партии о порядке оформления документов для регистрации до их подачи, оказывая услугу за государственный счет. И о предложениях о максимальной прозрачности процесса при значительном ограничении контроля за партиями со стороны Минюста. С января 2013 года ожидается снижение численности партий с 40 000 до 500 членов, отменяется требование к минимальной численности региональных отделений, оговаривается, что политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов в субъектах РФ и т.д.
Казалось бы, что тут можно особо приветствовать религиозной организации, по закону отделенной от государства? Во-первых, возможность создания политических партий по вероисповедному признаку, что значительно облегчает снижение количества членов таковых, требуемых при регистрации. Во-вторых, одобрение выполнения требований оппозиционных политическому режиму граждан можно расценивать как комплиментарность со стороны РПЦ МП, которой ей сегодня остро не хватает в адрес гражданского общества. В-третьих, неплохой предлог продавить вместе с вынужденно позитивным принятием возможных изменений "ложку пропаганды" угрозы столь желанного "врага".
"Думаю, что такое развитие гражданского общества не понравится многим идеологам, которые хотели бы сделать из России послушную копию западной политической системы или западной системы общества, - цитирует Чаплина информагентство. - Но люди сегодня научились высказываться, самоорганизовываться - чем дальше, тем этого будет больше, и у нас возникнет свое гражданское общество". По его словам оно вероятнее всего будет "бесконечно далеко или даже противоположно тому, что выработал Запад, и тем идеологическим конструкциям, которые в девяностые годы пытались без народа объявить доминирующими и единственно верными".
Можно ли допускать, что в последних словах священнослужитель намекает на столь неудобную для клерикалов Конституцию Российской Федерации, судить читателю. Однако клерикалам так же, как их светским партнерам, о чем можно догадываться по упорному обвинению в десятилетнем формировании нынешней ситуации события 90-х годов, не удается воздержаться от попыток тоталитарного реванша хотя бы так.
Надо сказать, что касаясь темы государственно-церковных отношений Чаплин на сей раз несколько снижает тон безоговорочной поддержки власти, заявляя, что РПЦ МП ее "не обожествляет", но и не осуждает. Приписывая последнему периоду активной поддержки церковью правящей группы власти в процессе фальсификации парламентских и подготовки президентских выборов некие церковные попытки "повлиять на ее образ действий и на ее решения так, чтобы они были максимально нравственным", священнослужитель занимает традиционную для Московской патриархии позицию. Ситуация после выборов, как ни странно, отчетливо качнулась в сторону оптимизации присутствия религии в светском государстве, и это значит, что представителю РПЦ самое время заявить, что церковь не хочет быть государственной и всячески поддерживает недопустимость общеобязательной идеологии или религии, декларированную Конституцией РФ.
ReligioPolis