Регистрация / Вход



О ПОДОБИИ НЕПОДОБИЯ

Печать

Кирилл ВЕЛИКАНОВ

 

...

В «богословско-политическом манифесте», составленном либо кем-то из членов нашумевшей группы Pussy Riot, либо от их имени, можно выделить два основных тезиса. Первый – о том, что христианская религия, как и всякая другая, за последние сто лет лишилась «метафизических оснований» и осталась лишь как «образ жизни», один из многих возможных. Оставляя на совести авторов легковесное утверждение насчет отсутствия у религии метафизических оснований, замечу, что акцию группы вряд ли можно считать затрагивающей эти основания, даже с точки зрения членов церкви. Она, конечно же, нарушает именно «образ жизни», а точнее – правила поведения в православном храме. Явное и преднамеренное нарушение этих правил является, конечно же, «хулиганством» (только не в людоедском смысле нашего УК, по которому за хулиганство можно получить до 7 лет, больше, чем за убийство при смягчающих обстоятельствах). Но это не «кощунство», как это пытаются представить самые ретивые ревнители церковного благочестия.

Второй тезис (цитата): «Патриарх Кирилл верит в Путина. Лучше бы в Бога верил». Понятно, что это высказывание спровоцировано многократными публичными выступлениями патриарха Кирилла в поддержку Путина, а также его пожеланием, чтобы православные не ходили на митинги. Я лично думаю, что патриарх Кирилл в Бога верит, а к Путину относится лишь как к удобному инструменту для усиления влияния и власти РПЦ и для умножения ее богатства. Ради этого он всячески восхваляет Путина и помогает ему победить. И это, конечно, не только очень нехорошо в общественном смысле, но и чрезвычайно вредно для самой церкви. Ибо нигде и никогда церковь не выигрывала духовно от тесной связи со светскими властями. Выигрывала только материально, да и то не навсегда. Да и вообще стремиться к власти и богатству – это не по-христиански.

Но тут есть одно «но». Как это ни покажется удивительным нецерковным читателям, православная церковь – довольно свободная структура во всем, что не касается вероучения и богослужебного устава. То, что патриарх Кирилл говорит о Путине, нам, православным, не указ. Именно так. Это его личное мнение. Он не может ни наказать, ни даже церковным образом осудить меня за то, что я из церкви после службы пойду на митинг за честные выборы и против Путина или, наоборот, с митинга в церковь. Более того, я сейчас всюду хожу, повязав белую ленточку, и в храм тоже вхожу с этой ленточкой, и никто меня ни о чем не спрашивает.

Надо отметить, что патриарх Кирилл в своих публичных выступлениях и не утверждает прямо, что говорит от имени всей церкви. Он прекрасно понимает, что «путинопочитание» никак не вытекает из церковных догматов, устава или канонических правил. Но тот факт, что он, с другой стороны, не указывает прямо, что поддержка Путина – его личная инициатива и личное мнение, снабжает его высказывания и действия значением, которого в них нет и не может быть. Таким образом создается искаженное отношение к православной церкви в нашем непросвещенном обществе, и, взаимно, к путинской власти в глазах непросвещенных прихожан.

Никто до сих пор не оценивал количество православных, настроенных решительно против Путина и осуждающих механизм его очередного прихода к власти; никто даже толком не знает, много ли было православных на прошедших антипутинских митингах. Я лично могу только сказать, что против Путина все мои православные друзья, в особенности церковная молодежь. И на митинги все мы дружно ходили.

В перформансе 21 февраля были словесные выпады против Путина (в богословски сомнительной форме, поскольку прошение «прогнать Путина» может быть обращено к Богу напрямую, но не к Богородице, которая только предстательница перед Богом за нас грешных) и против патриарха Кирилла, тоже в связи с Путиным и нынешней властью. Многие православные поддержали бы и эти выпады против Путина, и даже до некоторой степени выпады против патриарха – но не вообще, а лишь в том, что касается его неосмотрительно взятой на себя общественно-политической роли.

Нам, православным церковным людям, приходится постоянно проводить эту разграничительную черту в нашем отношении к любому священнику, архиерею и даже патриарху: между его чином в церкви (то есть как бы «функцией» внутри церковного организма) и всеми остальными сторонами его жизни (личной, общественной, политической).

Конечно, в церкви борются разные силы и тенденции (условно говоря, «либералы» и «консерваторы»), но она остается, как сказано в Символе Веры, «единой, соборной святой и апостольской Церковью». Мы, церковные люди, - часть этого сложного, но единого целого. Акция 21 февраля не может вызвать снисходительного одобрения со стороны «либеральной» части церкви. Мы бы не хотели, чтобы что-то подобное повторилось. Нам придется сейчас по мере сил защищать участниц группы от чрезмерных обвинений, а нас самих при этом «охранители» будут обвинять чуть ли не в предательстве. Наши позиции в церкви станут слабее, а обскурантские, черносотенные тенденции усилятся. Вот уже какие-то ряженые «казаки» предлагают стоять караулом при входе в храмы. Будьте уверены, они будут грубо заворачивать от входа девушек с непокрытой головой (хотя по уставу покрывать голову должны только замужние женщины) или в брюках, или в юбках не до пят. И всё это – ссылаясь на «бесчинство», совершенное 21 февраля.

Вон уже и протоиерей Всеволод Чаплин снова начал высказываться, тот самый, который год назад заявил, что если девушка ходит в юбке выше колен и ее изнасиловали – то сама виновата...

Самые темные силы внутри церкви разбужены и пришли в движение. Я думаю, участницы акции вовсе не хотели этого.

Я очень надеюсь, что арестованные предполагаемые участницы акции будут очень скоро освобождены из заключения. Пока что светские и церковные власти на глупость ответили сугубой глупостью. И я также надеюсь, что благоразумие восторжествует как в головах безусловных защитников участниц группы, так и в головах их рьяных гонителей. А к самим участницам я хотел бы обратиться со следующими словами.

У нас ведь с вами есть более важные общие задачи, чем отстаивать право на «панк-молебен» непонятно по какому уставу в храме православного устава, правда? Вы могли бы принести извинения нам, церковному люду, за свое необдуманное действие. Перед Путиным, по моему мнению, извиняться не в чем; он сам должен был бы извиниться перед гражданами, которых он многократно оскорбил.


Источник: ГРАНИ

Комментарии  

#5 RE: О ПОДОБИИ НЕПОДОБИЯА.М.Крайнев 13.03.2012 17:28
На Читатель. » 13.03.2012 16:44

//Похоже, наступила та фаза, в которой любая активность, как и пассивность так же самоубийственна//
А это и есть состояние "крысы, загнанной в угол". Причём, в этот "угол" они влезли сами по собственной глупости и самонадеянности. И теперь готовы бросаться на всех подряд.
Цитировать
#4 RE: О ПОДОБИИ НЕПОДОБИЯЧитатель. 13.03.2012 16:44
... вероятно, импульсы там именно таковы. Но усердие в такого рода "хватаниях за соломинку" делает и эту "победу" очередным плюхом в лужу все более явно. Похоже, наступила та фаза, в которой любая активность, как и пассивность так же самоубийственна
Цитировать
#3 Девочки для битья...А.М.Крайнев 13.03.2012 15:59
На Читатель. » 13.03.2012 14:29

Да, поскольку "победа" на выборах оказалась мнимой и это стало совершенно очевидно не только разумной части общества, но и хоть сколько соображающей части и самих "победителей", и всех, кто с ними связан, то этим "победителям" для поднятия "боевого духа" и сохранения "душевного равновесия" требуется хоть какая-то РЕАЛЬНАЯ победа. И случайно подвернувшиеся "девочки для битья" оказались очень удобным объектом для того, чтобы такую "победу" одержать.
Цитировать
#2 RE: О ПОДОБИИ НЕПОДОБИЯЧитатель. 13.03.2012 14:29
... на мой взгляд, ув. АМ Крайнев, Вы очень емко изложили существо ситуации. Именно безвыходность и заведомое предощущение того, чем все закончится.
Цитировать
#1 Крысы, загнанные в уголА.М.Крайнев 13.03.2012 13:36
//Я очень надеюсь, что арестованные предполагаемые участницы акции будут очень скоро освобождены из заключения. Пока что светские и церковные власти на глупость ответили сугубой глупостью.//

Это не столько глупость, сколько реакция крыс, загнанных в угол. После всех выборных событий власть чувствует, что отношение к ней со стороны общества существенно переменилось. Да, ненависть осталась, но ушла на второй план. А на первый план вышло презрение к этой власти. Презрение до такой степени, что мало-мальски думающие люди не хотят вступать с этой властью в контакт вообще никаким образом - даже высказываться о ней нелицеприятно. А для власти такая ситуация - неминуемая смерть. Поэтому она чувствует себя как крыса, загнанная в угол, и готовая броситься на каждого, кто даст хоть малейший к тому повод, допустит лишь какой-то опрометчивый шаг.

И вот не очень искушённые в политике девчонки такой повод дали и такой шаг сделали. Крысы и бросились на них не имея возможности дотянуться до серьёзных оппонентов. И нет сомнений, что будут стремиться рвать и кусать этих подвернувшихся случайных жертв на все сто. Этим действом крысы попытаются поднять свой исчезнувший авторитет хотя бы в своих собственных глазах.
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал