Егор ЕЛОВ
В то, что в современном мире церковь все еще, действительно, отделена от государства, не верится, думаю, даже самым наивным, самым легковерным из нас. Де-юре, конечно, отделена, однако же, де-факто – нет и еще раз нет. Примеров того, как церковные организации и структуры в разных странах и на разных континентах, ничтоже сумняшеся, спешат включиться в дела мирские и государственно-политические, не счесть, как кое-где алмазов.
Тема "церковь и политика" утратила и привкус эксклюзивности, и ареол экзотики. Комментарии политических событий, звучащие из уст церковных иерархов, нынче никому не в диковинку. А чего стоит оживленная публичная дискуссия по поводу участия кандидатов-священнослужителей в выборах в органы законодательной власти? Любопытно, что эта проблема быстро перешла из теоретических в разряд практических, особо актуальных.
Одной из примечательных особенностей новейшего времени можно считать выход церковного присутствия в политике на международный уровень. Окончание "холодной войны" и начало процесса перераспределения зон присутствия и влияния в пользу тех, кто вышел в ней победителем, дало толчок для расширения рамок темы "церковь и политика", для дополнения ее таким принципиально важным элементом как "церковь и геополитика".
Наблюдения над процессами, происходящими в настоящее время в странах православно-христианского ареала, в очередной раз дают повод задуматься над сложностями церковно-(гео)политического бытия. Посчитав, видимо, атмосферу избирательных кампаний в России и в Украине и обострения международной ситуации вокруг Беларуси благоприятной для продвижения своих интересов в Восточной Европе Соединенные Штаты с возросшей активностью принялись за поиск дополнительных рычагов влияния на внутриполитическую ситуацию и общественное мнение в каждой из этих стран.
Акцент при этом сделан на духовную составляющую гражданского общества, а также на актуализацию нетрадиционных подходов. Для создания условий для достижения своих целей американцы, например, задействовали традиционно тесные связи с Ватиканом, имеющим сильные позиции на западе Беларуси, а также с Константинопольским патриархатом, существенно увеличившим свою активность в Украине, превратившись в один из факторов, влияющих на развитие церковной ситуации в ней.
О Вселенском патриархе Варфоломее (не так давно отпраздновавшем, кстати, свой... 18-ый день рождения: он – один из примерно четырех миллионов землян, родившихся 29 февраля и отмечающих день рождения всего один раз в четыре года) в православных странах-республиках бывшего СССР до недавнего времени мало кто слышал. В последнее время ситуация изменилась. Теперь он – важная фигура, продолжающая поиск оптимального места на "шахматной доске" церковных раскладов и, по оценкам ряда экспертов, обладающая реальным ресурсом для усиления своих позиций. К нему обращаются за поддержкой, апеллируют другие участники процесса.
В окружении патриарха Варфоломея с удовлетворением отмечают усиливающееся взаимодействие Константинопольского патриархата с США и, в частности, с Государственным департаментом. Его глава Х.Клинтон не скрывает, что считает совместную деятельность двух столь различных ведомств важным инструментом блокирования миротворческих усилий Русской православной церкви по восстановлению духовного диалога между народами Украины, Беларуси, России и укреплению идеи евразийского единства. Госдеп продвигает тезис о необходимости пресекать попытки РПЦ влиять на развитие ситуации в бывших советских республиках.
Х.Клинтон ориентирует Варфоломея на активное противодействие РПЦ в регионах ее традиционного влияния, в том числе за счет усиления контроля над православными поместными церквями в Украине и Беларуси. Для этого под контролем главного координатора по взаимодействию с США, помощника американского епископа греческой православной церкви КП протоирея А.Карлуцоса находится специальный фонд, на нужды которого американцы выделяют около 4 миллионов долларов в год. Средства идут на стимулирование лояльности митрополитов православных церквей в отношении США и Константинопольского патриархата, а также на финансирование информационных кампаний по продвижению образа Варфоломея как безусловного лидера православных христиан всего мира.
Конкуренция с Русской православной церквовью ведется в привычном для американцев духе боев без правил. Ни о какой честной борьбе, здоровой конкуренции, чистоплотности в отношении оппонента речь не идет. В адрес РПЦ звучат обвинения во всех смертных грехах, начиная от ее "связи с КГБ" и заканчивая "имперскими амбициями". Против нее развернута самая настоящая война – как информационная, так и организационно-финансовая.
Не меньшее внимание уделяет Госдеп содействию пропагандистской работы Римско-католической церкви в Украине и Беларуси. Ставка делается на миссионерскую деятельность католиков в Беларуси как наиболее эффективный инструмент распространения влияния на умы рядовых граждан. Эксперты отмечают, что значительная финансовая поддержка католицизма со стороны западных НПО привела к ослаблению влияния православия в Беларуси. Несмотря на попытки белорусской власти сократить число въездов иностранцев, связанных с западными "цветными" НПО, последние пользуются лазейками в местном законодательстве и массово въезжают в страну, в том числе под видом различных религиозных миссий, процедура пересечения границы для которых значительно упрощена.
Католическая церковь активно участвует в реализации программ польских и литовских НПО по "продвижению демократии" в белорусское общество, координируя их деятельность на местах. Под ее патронатом постоянно осуществляются культурно-пропагандистские акции, направленные на идеологическую обработку населения в соответствующем духе. В Гродненской, Брестской, Витебской, Минской областях проводятся фестивали "католического слова", Дни католической культуры. По всей стране самовольно устанавливаются памятники иерархам католической церкви, в том числе Папе Иоанну Павлу ІІ.
В рамках различных культурных, образовательных, научных программ Ватикан активно вовлекает в число своих сторонников местную творческую и научную интеллигенцию, а также представителей местных органов власти. Особая активность католических миссионеров, как отмечают эксперты-религиоведы, наблюдается в традиционно православных восточных областях Беларуси. Там РКЦ даже пошла на беспрецедентный шаг, дав согласие на изменение существующего порядка проведения служб на польском языке и на замену его белорусским.
Официальный Минск не препятствует подобным действиям, опасаясь негативной реакции Ватикана, с которым у власти установлены партнерские отношения. Между тем, деятельность католической церкви по пропаганде "демократических принципов" привела к появлению в некоторых регионах страны отдельных национальных групп, исповедующих ценности западной культуры и веру в "американскую демократию". Это явление сохраняет тенденцию к разрастанию не только в Беларуси, но и в Украине. Данный фактор в ближайшее время будет самым негативным образом влиять на политическую и экономическую стабильность этих государств, увеличивая долю протестного электората, готового сдетонировать при возникновении малейшей взрывоопасной ситуации.
Источник: дискуссионный клуб "Саммит"
Комментарий RP: Политизация религиозных организаций в обозримой истории действиетльно не является чем-то из ряда вон выходящим. В различных целях в 20-ом веке церкви использовались и атеистическим СССР, и фашистской Германией, и капиталистическими странами Запада. Но даже Ватикан или Московская патриархия в условиях современности не являлись в законодательном плане частями государственных политических систем и позже были вынуждены либо оправдывать свое сотрудничество с политическими режимами, либо признавать его ошибочность.
Таким образом, введение знака равенства между попытками одних религиозных институций адаптироваться к светским реалиям и попытками других – вытеснить принцип светскости нельзя считать оправданным. Тем более, что эти по сути разные по своим целям и методам процессы некорректно и сравнивать, используя для этого критерии права и цивилизованной этики.
Если стратегия Римо-католической, ряда православных и протестантских церквей Европы и Нового света является достаточно пластичной не только с позиции межконфессиональных отношений, но и в аспекте соответствия общему для всех светскому культурному и правовому пространству, то позиция РПЦ МП представляет этому принципиальный контраст. Предоставляя христианскую доктрину для формирования на ее основе неототалитарной идеологии, эта религиозная организация сосредоточена на цели фактического слияния с политическим режимом отдельного государства, перспектива чего означала бы формирование некоей "псевдо-теократии". Общеизвестно, что религиозная доктрина христианства не предназначена для светского администрирования, исповедуя "Царство не от мира сего".
Комментарии
Цитата: Православные и православных! Не согласны? Спросите любого корифея православия и он вам ясно покажет, что если Вы ВНИМАТЕЛЬНО посмотрите на НЮАНСЫ, то РПЦ ОТДЕЛЕНА от государства согласно своему укладу, а мнение и действия церковной верхушки надо рассматривать в двух плоскостях - как лиц духовных и частных лиц, и вообще НАСТОЯЩИЕ православные прячутся от Вас, Вы их никогда не видели, знаете их только по антицерконой пропаганде, и т.д. и т.п.
Не встречались с такой логикой?
Цитата: *Иоанна 15:18-20: Если мир вас ненавидит, знайте, что сначала он возненавидел меня. 19 Если бы вы были от этого мира, мир дорожил бы своим. А поскольку вы не от мира, но я избрал вас из мира, то мир и ненавидит вас. 20 Помните слово, которое я сказал вам: раб не больше своего господина. Если преследовали меня, будут преследовать и вас.
Ясно видно, что Иисус не хотел иметь ничего общего с политическими делами этого мира и ученики его в него не вмешиваются. Настоящие ученики, а не "лжеапостолы, принимающие вид апостолов христовых" (2 Коринфянам 11:13).