История с неудачной попыткой возрождения уникальной русской традиции юродства, несмотря на ее очевидную легковесность, может оказаться неожиданно знаковой. Все, что определенно указывает на это, лежит на самой поверхности. Это не домыслы или субъективные ощущения, а общеизвестные факты, имевшие место на совершенно очевидном фоне происходящих событий. Если обратиться только к ним, то мы имеем:
"Юродство". Группа женщин беспрепятственно провела флеш-моб в публичном муниципальном здании культового назначения. Спетые ими куплеты содержали утрированную молитву об избавлении страны от избрания на третий срок правителя, при котором в стране расцвели коррупция и воровство, церковь вопреки конституционному принципу светскости государства стала одним из крупнейших олигархов*, сфальсифицированы результата парламентских выборов и т.д. Заявок о своем "мероприятии" в соответствующие органы гражданки не представляли, следовательно, их акцию справедливо расценивать, как несанкционированную, а в соответствии с содержанием – протестную, то есть, направленную против обстоятельств, которые вызывают их возмущение.
"Хулиганство". Акция, таким образом, явилась нарушением общественного порядка, допущенным в форме публичного этнически традиционного выражения сарказма в адрес властей и православных клерикалов, допускающих аморальные и противозаконные акты. Проведение ее в культовом здании, не принадлежащем религиозной организации не позволяет считать это вторжением в частное владение, а разное отношение православных христиан к "благодатности" использующей здание религиозной организации, ставит под вопрос "кощунственность" действий правонарушителей.
Реакция. По окончании флеш-моба женщины беспрепятственно скрылись, и светская власть первоначально игнорировала правонарушение, не придавая ему особого значения по причине отсутствия какого-либо общественно значимого ущерба. Розыск организаторов и исполнителей акции был объявлен лишь после того, как отдельные представители клерикального сообщества заявили об "оскорблении своих религиозных чувств". Одновременно было сделано заявление, что церковь не считает данную акцию "осквернением храма".
Нарушители. После объявления розыска женщин ими был сделан телефонный звонок на радиостанцию "Русская служба новостей". В процессе интервью женщины пояснили причины своего протеста, что сделало более понятным выбор его формы. Причинами протеста против избрания президентом В. Путина женщины назвали антиконституционную клерикализацию светского государства и общества и деструктивную роль РПЦ МП в общественно-политической жизни страны.
Церковь. Представители клерикального православного сообщества и ряд религиозных лидеров иных конфессий осудили акцию, как кощунственную и безнравственную. После задержания женщин протоиерей Всеволод Чаплин выразил мнение о целесообразности для суда не ограничиваться квалификаций правонарушения "хулиганством", напомнив правосудию на признаки ст. 282 УК РФ.
После известия о готовящемся обращении верующих патриарху с просьбой ходатайствовать о прощении "неразумных нарушительниц", протоиерей Владимир Вигилянский объявил подобное невозможным по причине неправомочности главы РПЦ МП вмешиваться в дела светского государства. Затем прозвучало мнение третьего церковного чиновника, Владимира Легойды, который сообщил, что не видит причин для содержания правонарушительниц под стражей, заявив, что "официальные представители церкви уже не раз говорили, что не поддерживают идею реального срока заключения по этому делу, но призывают к его общественному осуждению и признанию преступлением".
Общество. Изначально общественность осудила форму протеста, считая его недостаточно этичным и глупым. Со временем это мнение не изменилось, но после требований со стороны РПЦ МП показательной расправы над "оскорбительницами религиозных чувств", в обществе возникла тенденция к организации защиты женщин, которые содержатся под арестом в ГУВД Москвы. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин заявил, что участниц Pussy Riot необходимо отпустить, хотя "непристойность – она и есть непристойность и не может оцениваться иначе". По его мнению, "уголовное дело по этой части и содержание под стражей за это выходит за рамки разумного".
В связи с ростом общественной озабоченности судьбой женщин, оказавшихся за проведение флеш-моба в заключении, внимание общества и СМИ вновь привлекли причины их акции. На общем фоне социального протеста против фальсификации парламентских выборов 2011 года и нарушений в процессе президентских выборов марта 2012 года, темы клерикализации, политической активности РПЦ МП и разного рода "заслуг" ее персоналий заметно актуализировалась.
* ОЛИГАРХИ — владельцы крупного капитала, имеющие большое личное влияние на политический процесс. В современной России олигархи — группа крупных бизнесменов, как правило, составивших себе капитал в процессе приватизации, входящая во власть или близкая к власти. В доперестроечные времена использовался термин «финансовая олигархия» в учебниках по общественным наукам, применительно к финансовым группам империалистических государств. В период Перестройки в СМИ появились термины «партийная олигархия», «олигархия КПСС». --- ОЛИГАРХИЯ (от гр. «олигос» — богатый, избыточный и «архее» — начало, власть; буквально — «власть богатых») — способ организации власти, характеризуемый тесным взаимодействием и взаимопроникновением государственных органов и относительно небольшой группы лиц, контролирующих экономику. Олигархия базируется на общности интересов двух этих слоев населения и неизбежно порождает коррупцию. (Большая актуальная политическая энциклопедия)
ReligioPolis
Комментарии
http://www.rusnovosti.ru/guests/interviews/189804/189718/
Но, конечно же, все эти "ассоциативные методы" наивны и малопонятны большинству людей. Поди объясни, что это была протестная акция без какого-либо кощунства и прочего-подобного. Это самим клерикалам еще может быть понятно, а остальным? Но явные оскорбления со стороны Путина, что подмечено совершенно точно ... оскорбления пачками со стороны священнослужителей (Чаплина, Смирнова и прочих) по признаку отношения к вере и неверию - в этом и в самом деле присутствуют все признаки общественной опасности.
В общем мелкое (и, даже, очень мелкое) хулиганство, по сравнению, скажем, со словами какого-нибудь Путина, попытавшегося "заклеймить" существенную часть общества бандерлогами.