Регистрация / Вход



ПОТЕРЯННЫЕ СТРАНИЦЫ

Печать

Платон ПРОХОРОВ

 

simkin-book-2012Пятница 24 февраля ознаменовалась для Славянского правового центра несколько нетипичным событием. Встречи светских специалистов и представителей религиозных организаций, связанные с изучением различных аспектов религиозного присутствия в светской жизни здесь не редкость. Но чаще всего это касается вопросов права, либо премудрых извивов государственно-конфессиональных отношений в современной России и вопросов острых, связанных с конфликтами интересов гражданского общества и государства в сфере свободы совести и администрирования. На сей раз в пресс-центре организации была представлена новая книга доктора юридических наук Льва Симкина, выходящая в издательстве "Зебра" под названием "Американская мечта русского сектанта или Церковь эмигрантов. Исторические заметки-миниатюры".

Внимательному читателю, наверное, достаточно уже сочетания "американской мечты" с "русским сектантством", чтобы заподозрить в книге некую провокацию. И он не ошибется. Правда, "провокация" окажется крайне полезной, не говоря уже о громадном удовольствии от чтения, которое предстоит получить тем, кому удастся приобрести книгу. В продажу она поступит через пару недель и, вероятно, такой аванс покажется кому-то излишне самонадеянным. Но, судите сами:

презентация книги Л.Симкина

"В том же 1977 году на Троицу сорок две семьи из Находки получили долгожданные вызовы из США. К осени получили отказы.

До сих пор из их памяти не выветрились услышанные когда-то слова овировцев:

—Эти вызовы присланы от ЦРУ.

—Что вы ссылаетесь на Декларацию прав человека? Никаких прав на эмиграцию этот документ не дает.

—Чихали мы на международные законы. И, наконец, такой диалог:

—Когда Всевышний мне прикажет, тогда и отпустим.

—А кто ваш всевышний?

—Леонид Ильич"…

Эта крошечная купюра – не фрагмент народной байки, а описание конкретного этапа в мытарствах конкретных религиозных граждан советской России, которые еще не вкусили своей доли "Американской мечты". Далее и они, и многие другие все же окажутся в вожделенной Америке. А уже в наши дни они будут делиться с автором книги своими воспоминаниями, открывая ему возможность познакомиться с уникальными фактами или документами, которых не оказалось в архивах.

Собственно, работа автора над книгой и начиналась с изучения документов в российских и американских собраниях - таких как Толстовский фонд или Библиотека Конгресса США. Тема религиозно-мотивированной эмиграции из Советского Союза требовала поднятия тех архивных пластов, которые оставались практически нетронутыми. Именно тогда обнаружилось, что некоторые из упоминаемых в документах имен принадлежат живущим поныне людям, с которыми стало невозможно не возжелать установить связь.

Приступившему к их поиску автору сопутствовала удача. И это опосредованно стало причиной еще одного удивительного свойства книги. Здесь документированные описания фактов оказываются оживлены нынешними воспоминаниями и комментариями их свидетелей. В придачу к легкому, не лишенному юмора слогу автора, эта особенность помогает читателю ощутить признаки времени описываемых событий. В результате, впервые поднятая тема эмиграции наших соотечественников обретает в качестве резонанса чувство сопричастности – в том числе и более глубокого понимания тех, о ком в силу разных причин до сих пор избегают говорить в самой России.

"Часть этой книги печальна, а часть даже смешная", - считает сам автор. Но волнение, с которым он по его собственному признанию отправлял текст издания тем живущим в США российским протестантам, которые делились с ним подробностями собственных приключений, оказалось напрасным. Героям описанных событий самым неожиданным образом понравилось все – в том числе, юмор, с которым автор передавал, порой, достаточно драматичные подробности сложного быта и отношений переселенцев. "Американская мечта", романтичные расчеты на жизнь в свободной стране реализовались у россиян в том, что они оказались на той же земле в стране обычной. Такими же обычными остались и они сами, принеся с собой в "землю обетованную" все то "свое", что сегодня принято именовать словом "ментальность".

С самого начала жизнь российских протестантов в Новом Свете складывалась непросто. Принципиально отказываясь от соблазнительных возможностей, став неподконтрольными идеологическому прессу атеистического государства, они стремились реализовать в первую очередь свои религиозные представления об устройстве жизни. "Никаких помощей и грантов - все своим трудом, порой очень тяжелым. Протестантская этика – это вам не пустой звук", - так характеризовал Лев Симкин те условия, в которых оказались переселенцы с самого начала. В сообществе российских христиан-протестантов в Америке во главе угла продолжали стоять именно религиозные принципы, с которыми стремились сообразовывать прочие стороны жизни. Однако, при всей вероисповедной категоричности замена партсобраний на советы общины, а общественного контроля на мнение единоверцев не сделали россиян "американцами". По сути верующие так и оставались "советскими людьми".

Если по словам принимавшей участие в презентации профессора Е.Элбакян в советских условиях в атмосфере всеобщего атеизма "сама религиозность  являла собой форму свободомыслия", то можно сказать, что в Америке все вернулось на свои места. Религиозность баптистов, пятидесятников и других верующих становилась регламентом, а свободомыслием оборачивалось все, что кроме того. Но к такого рода заключениям можно склоняться лишь по прочтении книги. Тогда как само чтение ее можно считать самостоятельным процессом. "Пропущенные страницы истории" – это словосочетание встречается в книге Льва Симкина лишь однажды. Но, наверное, им и было бы лучше всего кратко характеризовать смысл всего издания. Можно сказать, что благодаря такому напоминанию в канве отечественной истории ликвидируются некие "белые пятна", что всегда крайне ценно для тех, кто стремится к ее пониманию.

Совершенно очевидно, что книга может быть востребована даже не столько в сугубо религиозной среде, сколько в той, где существует интерес к религии в более широком смысле и, одновременно, интерес в целом к месту человека в обществе, его видению мира и прочему. По словам издателя, главного редактора "Зебры" Владимира Вестермана, первоначальный тираж издания небольшой. С одной стороны, это политика издательства при начале сотрудничества с авторами, которое таким образом старается зондировать уровень спроса на каждое произведение. А с другой – и здесь издатель, возможно, выдал какой-то "секрет автора",-  в дальнейшем предполагается переиздание "расширенное и вполне вероятно, под другим названием". Поэтому нетрудно допустить, что с выходом данной книги Симкин не оставит работы над этой темой. Тем более, когда у читателя, перевернувшего последнюю страницу возникает вопрос: "Ну, а что же дальше?".

"Почти сто лет назад Николай Бердяев отмечал, что существовавшая в то время обширная литература "исследует сектантство с общественной, а не с религиозной точки зрения, подходит извне к душе сектантства", причем, "либеральная литература…  интересуется исключительно защитой сектантства в правовом и политическом отношении … и не проникает в душу того, что является предметом исследования". В этом смысле до настоящего времени ничего не изменилось", - пишет автор в предисловии к основному тексту. Сдается, что Лев Симкин вполне мог задумать изменить эту ситуацию, и первый шаг в этом направлении представляется, несомненно, успешным.


ReligioPolis

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал