Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СТРУКТУРА НА КОСТЯХ

Печать

 

фото archi.ru

В результате разорения Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ) "Рязанский Кремль", осуществленного при содействии Минкульта РФ местной администрацией и православными клерикалами, в местной епархии РПЦ МП появился церковный музей. Редактор религиозной рубрики журнала "Скепсис" Александр АВЕРЮШКИН беседует об обстоятельствах его создания  с бывшим заместителем директора РИАМЗ  Ириной КУСОВОЙ

 

Ирина Гасановна, как Вы прокомментируете сообщения об открытии в Рязанском кремле церковного музея?

— Когда я наблюдаю за всем этим действом, меня не покидает ощущение некоего зазеркалья, абсурдности всего происходящего. Открыт музей, который по определению должен быть назван рейдерским. Это, к сожалению, не первый опыт у нас в стране. Первым стал музей-заповедник в Костроме, в Ипатьевском монастыре, где точно так же был буквально ограблен государственный музей: у него отобрали помещения и значительную часть коллекции и на основе отобранного открыли церковный музей. Рязань пошла по стопам Костромы. С любой точки зрения — законности, морали, здравого смысла — это абсолютное зло. И И.Г.Кусовапример того, как не надо создавать музеи. В то же время сегодня в стране есть вполне положительный опыт создания епархиальных музеев: церковные знатоки и ценители собирают старину, как, например, в Ставрополе — глава епархии сам собрал коллекцию иконописи, а затем эта коллекция стала основой церковного музея. Подобный опыт можно только приветствовать, поскольку в таком случае действия церкви идут во благо: сохраняются культурные ценности, и общество получает возможность к ним приобщаться.

Но что мы видим в Рязани? Пять лет после регистрации в 2006 г. церковный музей существовал только на бумаге, то есть фиктивно. Никто ничем не занимался, да и некому было чем-либо заниматься — епархия зарегистрировала музей... и благополучно про него забыла.

Теперь, с принятием закона «О передаче имущества религиозного назначения», Рязанская епархия (а теперь уже, кстати, митрополия) о музее вспомнила и принялась — нет, не заниматься кропотливой, долгой и очень сложной работой по формированию музейного собрания. Рязанская митрополия принялась изымать готовую коллекцию у государственного музея, называя свои действия «созданием епархиального древлехранилища».

На самом деле это называется другим словом, а именно — рейдерством. Причем церковники, судя по всему, сами чувствуют уязвимость своей позиции. Чтобы хоть как-то оправдать свои захватнические действия, изъятые с помощью Минкультуры РФ музейные иконы они тут же объявили… чудотворными.

В действительности, эти иконы никогда, и до того, как они попали в музей-заповедник, чудотворными никем не считались. Более того, уникальная Одигитрия Рязанская, 20 лет назад раскрытая реставраторами из-под поздних записей и датируемая еще домонгольским периодом, началом XIII века, вдруг превращается у основателей епархиального древлехранилища в известную когда-то в Рязани и утерянную после 1917 г. чудотворную Богоматерь Федотьевскую. Почему, на каких основаниях — не понятно. Это, видимо, известно только матушке Мелетье, заведующей фондами нового «музея». Что и когда ей приснилось ли, причудилось ли, мы, к сожалению, знать не можем. Так, сегодня, прямо на наших глазах откровенно и беззастенчиво фальсифицируется история.

Что касается Министерства культуры, то оно, как обычно, потакает церковным деятелям и тем стимулирует «православное рейдерство» (как на днях публично заявил министр А.А. Авдеев, «мы ориентируемся на позицию патриарха, мы сотрудничаем со святейшим»[1]). Сначала этими вопросами занимался замминистра А.Е. Бусыгин, главный «церковный лоббист Минкультуры»[2], а теперь на смену ему пришел бывший глава комитета по культуре Госдумы 5-го созыва, депутат от «Единой России» Г.И. Ивлиев. Этот господин имеет рязанские корни, но в силу, видимо, своей необразованности, или, скорее, партийной принадлежности, рассказывает теперь о реализованной рейдерской операции с церковным музеем как о некоей благости: «Как замечательно! Мы это сделали! Нам было трудно, но мы это сделали!»

Не могу не прокомментировать один из основных посылов, которым инициаторы рейдерской кампании объясняют свои имущественные притязания: предметы культа должны хранить исключительно церковники. Это вульгарная и убогая логика, о которой уже тысячи раз было сказано. По этой логике оружие должны хранить военные, книги — библиотекари, столовую утварь — рестораторы и т. п. Это глупо и смешно. Но, к сожалению, мы живём в такое время, когда совершенно откровенное мракобесие, этот идиотизм с легкостью подхватывается и транслируется дальше государственными людьми на уровне федерального министерства и выше.


Скажите, а кто руководит церковным музеем?

— До недавнего времени директором музея была монахиня Мелетья — заслуженный работник культуры РФ Татьяна Мухамедовна Панкова, которая несколько десятилетий проработала в Рязанском музее-заповеднике ни много ни мало секретарём межмузейной партийной организации (конечно же, имеется в виду КПСС), понимаете? То есть это человек, который привык всегда держать нос по ветру: была власть советская — она работала секретарем парторганизации, теперь власть облизывает церковь, — и Татьяна Мухамедовна сделалась матушкой. В любой ситуации она всегда на коне. Мелетья значилась директором, пока епархиальный музей существовал только на бумаге. Теперь же в руководстве музея произошли кадровые перестановки, и директором стал настоятель Спасского монастыря, а Мелетья переведена в «ответственные хранители музейных ценностей». Есть еще некий помощник директора, служитель одного из кремлевских соборов[3]. Таким образом, сейчас в штате музея три человека, из которых двое совмещают эту работу со своей основной.

Знаю, что архиепископ Павел (Пономарев), недавно ставший Рязанским митрополитом, в полушутливой форме предлагал нашим сотрудникам работу в «Древлехранилище», но понятно, что никто этих предложений не принял. Больше ничего о сотрудниках церковного музея я сказать не могу.

Недавно я заходила в Архангельский собор, где расположена основная экспозиция древлехранилища, — впечатление удручающее. Те же иконы, что были в соборе в нашей экспозиции древнерусского искусства, только с плохим освещением, ничего не разглядеть, кроме Одигитрии, она осталась в хорошо освещенной музейной витрине. Этикеток нет, сами, мол, должны понимать, где, кто и что. Все пожарные выходы перегорожены различной церковной утварью, ведь в храме идут службы. Когда храм находился в ведении музея-заповедника свободного пространства было больше, и то МЧС запретило работу, и экспозицию пришлось закрыть, а здесь — никаких тебе претензий при явных нарушениях. Каменный саркофаг С. Яворского XVIII в. спрятан, какая-то церковная мебель загораживает белокаменную доску с описанием кончины и погребения одного из рязанских иерархов XVII в. Вместо каменных полов XVII–XIX вв. — современные отлакированные доски, обозначенный реставраторами первоначальный уровень пола XV в. наглухо запрятан. А ведь все это было объектами музейного показа, и в соборе много лет проводились занятия по программе «Храм и его устройство», куда толпами ходили рязанские школьники и студенты, приобщались к великой культуре, в т.ч. и религиозной. Чего сегодня добились эти деятели в своей неуемной погоне за властью и влиянием на общество? По-моему, ответ очевиден.

Между тем, у церкви свое видение ситуации: как и светские власти, они озабочены наращиванием бюрократического аппарата, увеличивают штаты чиновников от церкви. Недавно местная епархия РПЦ поделилась на три и стала митрополией. И здесь не обошлось без экспроприаций. Поскольку образовалась новая епархия с центром в городе Скопине (районный центр Рязанской области), под это дело выселили медицинское училище, перевели его куда-то на окраину, а здание училища в центре города, никогда не принадлежавшее епархии, передали под епархиальное управление. Власть, как всегда, прогнулась перед своим главным идеологическим союзником.

В Рязани РПЦ в последнее время отметилась новым скандалом. Якобы по инициативе прихожан (хотя вы сами знаете, как всё это обычно бывает) церковники решили в одном из городских микрорайонов построить «храмовый комплекс». Кроме храма там планировались воскресная школа, просфорная, автомобильная парковка и дом священника. Городская дума предложила на выбор несколько площадок, батюшки же остановились на …парке, единственном зеленом уголке в этой части города, где отдыхают все жители. При этом митрополит Павел — просто сказочник! — в интервью газете на голубом глазу заявил, что при строительстве ни одно дерево в парке не будет вырублено. Горожане, молодежь и ветераны, встали стеной против такого беспредела — в результате церковный наезд пока удалось отбить, в предвыборный период власти старательно уходят от публичных скандалов. Кстати символично, что это Парк имени Ю. Гагарина, заложенный рязанцами в честь первого полета в космос. Сегодня, как видим, у власти другие приоритеты.

В соседнем микрорайоне разворачивается похожая история, хотя запросы РПЦ там скромнее: в Парке Морской славы хотят построить часовню. Но как они строят часовни, мы знаем не понаслышке, уже проходили. Несколько лет назад городские власти и общественность согласовали епархии строительство часовни — так же в одном из городских парков. Так вот, вместо согласованной скромной часовни батюшки отгрохали огромный храм, под который ушло полпарка. И теперь экологи хватаются за голову, ведь выходит, что, согласовав проект, они невольно стали соучастниками преступления.

Так что конфликты горожан и общественности с РПЦ в Рязани идут повсеместно, не только за Рязанский кремль, но и за другое имущество, за площадки под строительство, за сохранение зеленых зон и прочее.

Расскажу вам ещё одну историю. Весной 2011 года церковь попросила в собственность одно из зданий Кремля (хозяйственную постройку XVII-XIX вв.), не входившее в состав музея-заповедника, в котором много лет заседало региональное отделение Общества охраны памятников (ВООПИК). Последние 20 лет у Общества не было возможности поддерживать здание в должном состоянии, работать в нем было уже нельзя, оно перестало отапливаться, и руководство ВООПИК настойчиво просило город выделить им новое помещение. Эту постройку, нуждающуюся в серьезной реставрации, неоднократно просил перевести в свое ведение музей, т.к. она находится на его территории и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Кремля, но городские власти неизменно отказывали, при этом и ВООПИКу не предоставляли нормального помещения, и не реставрировали памятник. А как только епархия заикнулась о своих претензиях на здание — они мигом были удовлетворены. Поскольку здание официально не считается памятником (хотя, по сути, как и весь ансамбль Кремля, оно должно входить в реестр особо ценных объектов культуры), его передали церкви даже не в пользование, как другие памятники Кремля, а в собственность. ВООПИКу же взамен отобранного никакого нового здания предоставлено не было, весь архив Общества продолжал храниться в этой ветхой постройке. Церковники тут же повесили на двери свой замок и буквально стали вышвыривать бумаги на улицу, так что бывшим хозяевам пришлось срочно развозить архивные дела по своим квартирам.

Когда у новых владельцев поинтересовались, как они планируют распорядиться полученным зданием, выяснилось, что там будут готовить еду для служителей кремлевских храмов, т.е. памятник XVII в. будут примитивно использовать как хозяйственное помещение. Я считаю этот случай также очень показательным для нашего абсурдного времени: когда-то в старинном здании было Общество охраны памятников, а теперь здесь кашеварят попы. Хотя, чему удивляться...

Недавно в Рязани провели совместное выездное заседание Общественная палата при Президенте РФ и президиум Центрального совета ВООПИК, в связи с этим городские власти вроде бы опять пообещали новое здание для Общества, но обещания так до сих пор и остаются обещаниями, как говорится, воз и ныне там. Что касается участников заседания, то они были просто обескуражены ситуацией с памятниками в городе в целом. Строительная вакханалия в историческом центре, массовое уничтожение памятников на фоне радужных отчетов комитета по культуре и абсолютного бездействия и беспомощности органов архитектурного надзора — такой предстала перед ними Рязань.


Какова сейчас ситуация с проектом нового здания музея-заповедника?

— Напомню, согласно утвержденной Концепции развития музея-заповедника, в порядке компенсации за изъятые в Кремле храмы и с целью обеспечения возможностей дальнейшего развития, музею планируют построить новое здание рядом с Кремлем. В Кремле, в гражданских постройках, по-прежнему останутся исторические экспозиции, т.е. все памятники после вывода вспомогательных музейных служб и хранилища окажутся в максимальном доступе для граждан (что декларируется в Конституции и предписывается законодательством о культуре). В новом здании планируют разместить фондохранилище, библиотеку, детский центр, новые экспозиции (сейчас у музея выставлено всего 5–6% огромных коллекций) и все музейные службы. Минэкономразвития выделило деньги, и в октябре 2011 г. прошел аукцион, на котором выставлялся проект нового здания со стартовой ценой 50 миллионов рублей и нормативными сроками строительства 16 месяцев.

Выиграла конкурс никому не известная фирма — ООО «Хоумленд Архитектура» («спасибо» «замечательному» закону № 94-ФЗ), которая предлагала все сделать за полтора(!) месяца и всего лишь за 15 млн. руб., поскольку, как заявили представители фирмы, это для них «имиджевый заказ» — они в нём заинтересованы для собственной раскрутки. Полтора месяца проектировщики судорожно пытались что-то делать: выезжали на место, осматривали музейные фонды, полтора месяца озадаченные ими хранители, чертыхаясь, срочно взвешивали(!) и обмеряли свои коллекции. Как и следовало ожидать, все закончилось так, как и должно было закончиться — пшиком. По подготовленному фирмой проекту, в исторической зоне должны были построить трехэтажное здание с запредельной для этого района высотой (21 м), — убогую, невыразительную громадину, больше похожую то ли на современный торговый центр, то ли на гостиницу, которая обязательно перекрыла бы и просто угробила всю уникальную историческую архитектуру Соборной улицы и Соборной площади. Когда члены научно-методического совета музея в ходе обсуждения проекта стали возмущаться такими вопиющими нарушениями градостроительных норм, директор музея О.С. Кречетова заверила, что на этот счет предварительно заручилась поддержкой Росхранкультуры, которая по необходимости, при возникновении вопросов с чьей бы то ни было стороны, «обещала всё согласовать», основываясь на существовании прецедента: недалеко от предполагаемого места строительства нового здания музея уже находятся две современные диссонансные постройки. Слава Богу, ничего согласовывать не пришлось, т. к. в итоге контракт с «Хоумленд Архитектура» был расторгнут по причине «невыполнения его условий» подрядчиками, как сообщила сотрудникам, не вдаваясь в подробности, директор музея-заповедника. Деньги возвращены в бюджет.

В январе 2012 г. подготовка к строительству нового здания возобновилась, но теперь этой проблемой, размещением заказа на проект, занимается непосредственно Минкультуры РФ, музей же привлекается лишь для уточнения различных вопросов. Кроме того, археологи музея-заповедника подняли вопрос о необходимости проведения перед началом строительства предусмотренных законом обязательных археологических исследований застраиваемой территории. Обращаю внимание — сотрудники музея, а не областной комитет по культуре, который обязан этим заниматься, но предпочитает отмалчиваться. Так что строительство нового здания для музея — это вопрос долгий, сложный, и начнется оно не завтра.


Есть ли какие-то новые претензии теперь уже у митрополии к музею?

— Во-первых, они не оставили мысли полностью выселить музей из Кремля. На пресс-конференции, которая состоялась в ноябре 2011 г. по случаю открытия древлехранилища, в присутствии замминистра Г.И. Ивлиева эти планы вновь проговаривались. Правда, до сих пор так никто и не знает, что конкретно епархия планирует разместить в зданиях, занятых ныне музейными экспозициями, если ей их предоставят-таки. Кроме того, в планах у митрополита расширение коллекции древлехранилища. Они же получили из фондов музея-заповедника пока только 66 предметов «религиозного назначения», больше «переварить» сразу не смогли, тогда как наметили изъять в общей сложности 1300.

Поэтому музею нужно готовиться к очередной рейдерской операции. Впрочем, ситуация может радикально измениться в результате смены общеполитического курса в стране. Но уже сегодня, не дожидаясь кардинальных перемен, определенные меры против церковного рейдерства предпринимает музейная и рязанская общественность. Мы знаем, что осенью 2011 г. президент Российского комитета ИКОМ (Международного совета музеев) В.И. Толстой обращался по данному вопросу к министру А.А. Авдееву и представил результаты независимой юридической экспертизы, подтверждающей незаконность изъятия части коллекции у государственного музея. Общественный комитет защиты Рязанского кремля буквально бомбардирует обращениями прокуратуры всех уровней, включая генеральную. Ушлые прокуроры игнорируют доводы комитета и отписываются ссылками на известное Постановление № 490, которое противоречит основному закону, регулирующему деятельность музеев, № 54 ФЗ «О музейном фонде». Правда, господа правоохранители, видимо, сами подустали от однообразия своих ответов, поскольку последний ответ из районной прокуратуры был более чем оригинален: оказывается, терзаемое церковниками музейное собрание древнерусской живописи — это вовсе не коллекция (коллекции по закону неделимы), так решил районный прокурор В. Эпп, поэтому очевидно ее смело могут растаскивать все, кому не лень.


Что могут сделать сотрудники музея, чтобы не допустить последующих передач?

— Для того чтобы подобная передача состоялась, должны быть соблюдены минимальные формальности, в частности, вопрос должен пройти через ЭФЗК музея-заповедника (экспертную фондово-закупочную комиссию). Я думаю, дирекция музея попытается как-то нейтрализовать тех членов комиссии, кто выступал и впредь намерен выступать против разбазаривания музейного фонда. Может быть, комиссия соберется в их отсутствие, может, их просто не пригласят под каким-либо предлогом или даже выведут из членов комиссии. (Напомню, при обсуждении первой передачи икон весной 2011 г. из присутствовавших 11 членов комиссии 6 проголосовали против, что, впрочем, ни дирекцию музея, ни Министерство не остановило, и незаконная передача все-таки состоялась). Судя по прошлому опыту, а также по тому, как наша дирекция поступила с Концепцией развития музея, можно ожидать чего угодно. По недавнему признанию бывшего заместителя директора РИАМЗ В.А. Толстова, вынужденного уволиться в прошлом году после отказа подписывать передачу епархии Архангельского собора, они втроём — замдиректора, учёный секретарь и директор — весной 2010 г. по настоянию директора совместно подделывали Концепцию, прежде чем представить её на утверждение в Министерство культуры. В результате из документа были убраны те места, на которых категорически настаивал и настоял Учёный совет музея-заповедника: существующие экспозиции музея должны остаться в исторических памятниках Кремля! То есть дирекция музея, вероятно, совершила уголовное преступление, именуемое подлогом (статья 292 Уголовного кодекса РФ), за которое, рано или поздно должна будет ответить по закону.

С учетом этого я не удивлюсь, если и дальше с музеем будут происходить различные чудеса и волшебства, которые, как известно, сегодня в России чрезвычайно распространены. Как бы то ни было, уверена, если каждый из нас, как бы ни была мала его должность и возможность влияния на ситуацию, будет честно выполнять свой профессиональный долг и не поведется на давление и принуждение сверху, преступать закон нынешним властителям станет намного сложнее.

Февраль 2012 года


Источник: журнал Скепсис 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100