Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 227 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



АНИУТОПИЯ ОТ ЧАПЛИНА

Печать

Майя МАМЕДОВА, Константин ЦИВИЛЕВ, Сергей ИЩЕНКО (фото, видео)


фото Сергей Ищенко, СПВ гостях у «СП» Председатель Синодального отдела по взаимодействиям Церкви и общества Московской Патриархии, протоиерей Всеволод Чаплин

 

Видео: ч.1, ч.2, ч.3 , ч.4


«СП»: - Здравствуйте, Ваше Высокопреподобие! Давайте сразу начнём с того, что сегодня интересует всех – с выборов. Вот вопрос от нашего читателя Николая: «Выборы президента - мирское дело. Дело ли патриарха оценивать, кто реальный кандидат, а кто - нет? Могут ли другие священники высказывать свое мнение по этому вопросу? Почему в порицаемые патриархом «лихие 90-е» церковь наградила Бориса Ельцина орденом? Было ли это ошибкой?»

- Священнослужители такие же граждане России, как все остальные. И не лишены права высказывать своё мнение, даже иерарх. Большинству людей сегодня очевидно, что один из кандидатов имеет более высокие рейтинги и степень поддержки населения, и об этой реальности может сказать любой. От чего же церковь отказывается, так это от прямой агитации за того или иного кандидата. И когда патриарх встречается с высшим руководством страны, он же имеет право что-то высказать, не должен же он сидеть и молчать.


«СП»: - Сами на митинги ходите?

- Не думаю, что место священника на политических митингах, но миряне православные участвовали и на Болотной, и на Поклонной, этого права у них никто не отнимал. Когда простой православный участвует в митинге, это тоже своеобразный голос церкви, ведь неправильно считать, что верующий высказывает свою точку зрения только в церкви, а в остальных местах должен молчать. Это не так, православный высказывает своё отношение и в политике, и в искусстве. Везде.


«СП»: - Вернёмся ко второй части вопроса, насчёт ордена Ельцину.

- Церковь с уважением относилась и относится ко всем государственным деятелям. Патриарх даже поздравил Горбачёва, хотя, к последнему неоднозначное отношение в обществе. К Ельцину даже, кажется, менее критичное. И в 90-е годы церковь активно критиковала власть, особенно в области социальной политики. Если посмотреть документы, там много критики и в адрес Ельцина лично, но это не мешает оценивать заслуги людей. Ельцин устранил тотальный идеологический диктат, открыл новые возможности для церкви.


«СП»: - Вопрос от читателя Марата: «Почему патриарх Кирилл от имени РПЦ не покаялся перед народом и Богом за то, что в 90-е годы по разрешению Ельцина закупая беспошлинно за границей самые низкосортные спирт и сигареты, способствовал спаиванию и обкуривания народа России? И в результате этого и последующих действий РПЦ стала одним из крупнейших олигархов страны. В католической церкви такое невозможно в принципе. И основную роль в этом злодеянии играл именно патриарх Кирилл.»

- Никакой водки не было стопроцентно. Может, в некоторых случаях - вино. А то, что водки не было, это давно доказано. Не понимаю, почему до сих пор идут разговоры. Была гуманитарная помощь, которая поступала церкви в виде вина и сигарет, и церковь передавала это в светские организации. А уж что там с этим дальше делалось, я не знаю. В некоторые московские духовные школы поступали, например, вино и презервативы. Разная была гуманитарная помощь. Однажды пришло несколько тысяч моторов от холодильников. Мы всё это передавали в светские организации.


«СП»: - На днях в «Новой газете» опубликована статья про бизнес патриарха Кирилла. Якобы, он олигарх от церкви, у него личный самолёт, яхта, вилла в Швейцарии…

- Патриарх уже ответил, что если найдёте в Швейцарии его виллу, можете забрать себе. Личного самолёта у него точно нет. Интересно, что подобные вещи были произнесены ещё в 90-е годы. Это всё давно опровергнуто.


«СП»: - В суде?

- Патриарх вряд ли будет подавать в суд на газету, церковь тоже не будет. Но если верующие люди найдут основания считать свои религиозные чувства оскорблёнными, могут подать в суд. В Новосибирске, если мне не изменяет память, один верующий судится с известным теледеятелем Невзоровым… Так что, если кто-то считает, что его чувства оскорблены, может выступить инициатором иска. И думаю, чем дальше, тем больше будет разворачиваться в судах подобная практика – оскорбление чувств, посягательство на предмет веры и т.д. Я не хочу ругать 90-е, но тогда было много безответственности и хамства со стороны СМИ. Остановить это удавалось только благодаря судам. И моральный климат стал чище. Я стою за то, чтобы подобное произошло и в интернете. Сейчас, благодаря анонимности и бескультурию, могут обозвать чуркой, жидом, русской свиньёй.


«СП»: - В 2010 году со ссылкой на вас была опубликована информация, что в Уголовный кодекс будет внесена статья «О ереси», которая будет наказывать за нападки на православие.

- Это был прикол, некоторые СМИ подхватили это на полном серьёзе.


«СП»: - Известны иски по поводу оскорбления чувств верующих. А неверующий может подать иск, что, например, колокольный звон оскорбляет его чувства? Ведь, например, выставка «Осторожно, религия!» проводилась не в храме, а в Центре Сахарова.

- Сахаровский центр – это часть нашего общего публичного пространства. Не дома же проводилась эта выставка, а в публичных пространствах не должны оскорбляться чувства чьи-либо. Если на площади некие люди начнут рвать символы... Например, изображения серпа и молота… И здесь то же самое. Там даже статья была более жёсткая «Разжигание ненависти по религиозным признакам», потому что нельзя в публичном пространстве оскорблять ничьи символы. Что касается колокольного звона, неверующий может высказать свою точку зрения, так же как и верующий. Но что ж нам теперь - соборы в Кремле взорвать? Может, кто-то приходит в Кремль на работу и наличие соборов его не устраивает? Многих оскорбляют, например, даже красные звёзды. Я, вот например, не люблю памятники Ленину… Но признаю, что они имеют право присутствовать в культурном пространстве.


«СП»: - Вы – один из авторов идеи создания православных дружин?

- Да, молодёжи нужно участвовать в реальном деле, это лишит их возможности скатиться в пьянство, наркоманию. Особенно молодых людей, живущих в небольших городах. В Таганроге уже есть хорошая православная дружина. Эта общественная сила необязательно должна быть при храме, хотя, в приходе, где я служу, есть спортивная организация. Молодёжь занимается спортом, мы даже устраиваем соревнования с другими храмами.


«СП»: - А если будет ещё мусульманская дружина? Одну улицу патрулирует православная дружина, другую мусульманская.

- Нормально. Они лучше договорятся друг с другом.


«СП»: - Вопрос от читательницы Дарьи: «Почему бы православной церкви не создать собственную социальную православную сеть в интернете?»

- Их много создано, можно легко найти через поисковик, например, в нашей сети в том же «Контакте» общаются 80 тысяч человек. Лично я в ней не общаюсь, времени нет. Но вот начал писать в коллективном блоге, где-то один-два раза в неделю.


«СП»: - Галина Николаевна интересуется: «Ваш ответ по поводу перевода Библии на современный язык я слышала. Но у меня встречный вопрос: разве иностранную литературу не переводят на русский язык, чтобы было доступно всем? И ещё Св.Писание написано в оригинале на иврите и греческом, и в своё время старославянский перевод с этих языков был доступен русскому народу, так в чём их привилегия перед современным русским языком? Св.Писание должно быть доступным и понятным всем, так как написано, что вера рождается от слышания Слова Божия. Если православная церковь не будет проповедовать на понятном всем языке, то люди пойдут туда, где Святое Слово проповедуется в доступной форме, и это будет то же самое Св. Писание».

- Библия уже переведена на современный русский язык. Правда, это издание 19-го века, там действительно есть архаизмы, которые относятся к культурным событиям, от которых мы отдалились. Есть конечно и более новые переводы, но идут споры об их качестве. А вообще выучить старославянский язык не сложнее, чем английский. Некоторые вон даже учат китайский или японский, если им это нужно для их успеха в бизнесе. Сделать талантливый перевод Библии – дело непростое, там элементы древневизантийской поэзии. К тому же необходимо, чтобы перевод был пригоден для молитв и пения. А вообще человек должен пройти путь длиною в жизнь, чтобы понять, о чём нужно молиться. Вот у нас есть стена в Новодевичьем монастыре, куда люди кладут записки со своими молитвами и желаниями. Процедура эта неканоническая, больше суеверие, но все просьбы можно условно разделить на четыре группы. Первая – просят денег, вторая – успехов в учёбе и работе, третья – найти спутника или спутницу жизни и четвёртая – когда молят сделать хуже кому-то другому. А на самом деле это молитвы эгоистов Нужно научить человека молиться, чтобы войти в блаженную вечность, стать лучше, чтобы отторгнуть вещи лишние, ненужные, да даже и вредные, отвести их от себя.


«СП»: - Господь, если можно так выразиться, дал людям наказ: «Плодитесь и размножайтесь». Не нарушают ли эту заповедь люди, которые уходят в монастырь, обрекая себя на безбрачие?

- У разных людей разные миссии. Господь призывает нас сохранять жизнь, заботиться о здоровье, не совершать самоубийств. Так что ж теперь, это означает, что никому не надо идти на войну, биться с врагом? Воин жертвует жизнью. Это что же, тоже можно объявить нарушением заповеди? В обществе должны быть категории людей, которые живут ради духовного, и монахи то же самое. Общество не может жить без людей, которые не связаны бытом и семьёй.


«СП»: - Много шума в обществе наделало ваше недавнее заявление после митинга на Болотной площади о том, что собравшихся там «сетевых хомячков» хорошо бы отправить в армию, а армии дать настоящее дело... Настоящее дело для военных - война. Вы считаете, она полезна для армии? И еще вы заявили, что те из этих самых «хомячков», которые уцеляют, пусть и качают свои права. Прокомментируйте.

- У нас в обществе много бездельников, изображающих из себя борцов. Всех этих виртуальных героев нужно поставить в соприкосновение с реальной жизнью, а она непростая. Многое из той реальности, что нас окружает, может обернуться большой войной. Эксперты говорят, нам, скорее всего, не избежать большой войны. И в ближайшем будущем придется пересмотреть роль больших городов. Нынешняя цивилизация может привести к тому, что города будут уничтожены в ходе боевых действий. И большому количеству людей нужно быть к этому готовыми. А армии нужно настоящее дело, потому что без него армия это сообщество, которое стремится к саморазложению. России сейчас нужно приложить усилия, чтобы боевые действия проходили не на нашей территории и даже не на наших границах. Тут нужно задействовать и дипломатию в том числе, чтобы ситуация на Ближнем Востоке не вышла из-под контроля.


«СП»: - Но ведь большая война это сегодня гибель всего человечества?

- Да.


«СП»: - Но виноваты-то в этом не все. Господь допустит такой конец человечества - и грешников, и праведников?

- Если всё человечество войдёт во зло, значит, ты тоже виноват в том, что не смог убедить это общество стать лучше.


Источник: Свободная пресса


Комментарий RP: Периодические выступления Чаплина дают хорошее представление о состоянии церковной политики в каждый отдельный момент времени. В целом ее можно было бы назвать "синкопированной", что как большому поклоннику музыкального искусства должно быть хорошо понятно самому главе ОВЦО. То есть, политикой непоследовательной, игнорирующей любую стратегию в зависимости от сиюминутной импульсивности. То, что виделось целесообразным, например, в декабре 2011, в феврале текущего года может казаться ей даже опасным. Сейчас религиозной организации крайне важно с одной стороны как-то нивелировать результаты получаемых обществом новых откровение о ней, а с другой - попытаться обрести опору в стихийно развивающихся событиях, предложив себя обществу в новом "имидже".

Может быть, поэтому Чаплин и начинает с опровержения тезисов самого патриарха, заявление которого о том, что место верующего в храме, а не на Болотной, он перетолковывает на более цивилизованный манер: "Когда простой православный участвует в митинге, это тоже своеобразный голос церкви, ведь неправильно считать, что верующий высказывает свою точку зрения только в церкви". Да и отрицать благополучное сотрудничество церкви с кабинетом Ельцина сегодня модно. Этот альянс, как и торговлю спиртным, священник вынужден пока "категорически опровергать", признавая, правда, что "была гуманитарная помощь, которая поступала церкви в виде вина и сигарет, и церковь передавала это в светские организации". Интересно, в какие "организации", не в торговые ли, которые были благодарны за возможность снабжать всю Россию, например, табачными изделиями в течение года? Но, косвенно упоминая о моторах (а точнее, холодильниках, к которым можно было бы добавить стиральные машины, кухонные комбайны, печи СВЧ… и даже некий памятный "красный AUDI" в контейнере для гуманитарной помощи, вскрытом таможней по недосмотру), протоиерей говорит уже больше, чем необходимо. Хотя, как можно предположить из текста, он не особенно заботится об этом: похоже, уполномоченными мирянами уже подготавливаются иски в суды, входящие в общую "систему" со светской властью и клерикалами. Принципа "лучшая защита это нападение" никто не отменял, но работает ли он при защите от общества, пока не установлено.

Вообще анализировать информацию, исходящую сегодня от церковного чиновничества, не только полезно, но и интересно. Так, по логике умозаключений Чаплина о том, что светский Сахаровский центр - часть "нашего общего публичного пространства", где светскими экспонатами были оскорблены чувства православных верующих, у атеистов, например, появляется повод заявлять об оскорблении своих чувств прилюдной религиозной рекламой или появлением священнослужителей в общественных местах в культовой одежде. То есть, подавать жалобы в прокуратуры по той самой статье ст.1 ФЗ N 114 "О противодействии экстремистской деятельности" (- "возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии"). Тем более, что Чаплин сам же выказывает поощрение того, чтобы за общественным порядком следили мусульманские и православные наряды: "Они лучше договорятся друг с другом".

Впрочем, все это с позиции тоталитарной клерикальной идеологии выглядит естественно. Даже определение Чаплиным противников клерикализации "бездельниками, изображающими из себя борцов" или устрашение общества неизбежностью войны и рекомендациями, на какой территории ее выгоднее вести, с его точки зрения должно бы восприниматься вполне моральным. Ведь, этим не брезговали практически все режимы, для которых развязывание войн виделось последним выходом и были в этом совершенно искренни. Однако, в данном случае при всей навязчивости популярной у клерикалов идеи "Русского мира", особенностей народа и культуры собственной страны церковный чиновник, похоже, недооценивает...

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100