Кирилл ЛУЦЮК
Нет гарантии, что с введением в школах такой дисциплины, как религиоведение, ее преподавателями не станут теологи, которые вместо объективного освещения истории и канонов той или иной конфессии станут вести пропаганду того вероучения, приверженцами которого является они сами. Данное опасение высказали эксперты на состоявшейся намедни презентации Центра религиоведческих исследований.
– Где гарантия, что в школы пойдут работать религиоведы, а не теологи, которые будут действовать в пользу одной из религий? – задалась например вопросом специалист кафедры ЮНЕСКО КРСУ Нина Галкина. – Только религиовед может объективно вести предмет, а не заниматься миссионерством в пользу какой-либо религии. К примеру, в Ошском пединституте был теологический факультет. Выпускников просто не пускали в медресе, поскольку муллы передают свой пост по наследству родственникам - сыну, брату. Поэтому подготовка у таких духовных деятелей низкая. Госкомиссии по делам религий необходимы поддержка, реформы и профессионалы, поскольку за 15 лет существования ее руководство постоянно менялось. Как правило, на должность главы госкомиссии приходят неспециалисты. На этом посту были и математики, и физики, военные, но не религиоведы. Многие используют эту должность как трамплин для дальнейшего карьерного роста. Это является причиной кризиса.
С высказанными опасениями согласна координатор вышеназванного Центра Индира Асланова.
– В стране только два вуза готовят специалистов-религиоведов, – рассказал она «Вестям». – Это КНУ и КРСУ. Естественно, этого мало, чтобы обеспечить всю республику необходимым количеством экспертов. В такой ситуации, действительно, есть опасность, что в школы придут люди, чья религиозная принадлежность будет мешать им вести свой предмет объективно. На мой взгляд, сейчас не следует вводить данную дисциплину в заведениях среднего образования. Начать следует с того, чтобы во всех вузах, на первом курсе, всем студентам читали курс религиоведения, как, например, философию. Так, кстати, сейчас поступают в КНУ, но часов, выделяемых, на данный предмет, остро не хватает. Потом, когда религиоведение приживется, станет развиваться, можно постепенно переходить к его введению в школах.
Источник: Вести.kg
Комментарии
Цитата: на самом деле означают: "В школы (и другие образовательные учреждения Кыргызстана) определённо прийдут работать привеженцы "традиционной" религии". И это бы ничего. Ведь, религия эта "традиционна" именно для Кыргызстана, т. е. в интерпретации её населением, в т. ч.,с подачи религиозных вождей, со всеми, накопленными веками суевериями, эпосами и народными приметами. В частности, когда очередной кыргызстанец заявляет: "Мен мусулманмын" ("Я - мусульманин"), я правильно ЭТО понимаю. Например, годами ранее я любил поинтересоваться у "мусульманина", что говорит Куран (Коран) по такому-то поводу. Со временем, раз за разом получая в ответ невыразительное мычание, я перестал придавать значение таким заявлениям. В лучшем случае "вера" основывается на "ушундай молдо айткан" ("так сказал мулла") и, учитывая клановость кыргызского народа, не приходится сомневаться в достаточной степени фанатичности таких "верующих". И здесь положение в Кыргызстане очень напоминает таковое в РФ. Просто-таки, близнецы-братья! С той лишь разницей, что в РФ "традиционная" религия, а, как мы видим, и претендующая на статус "официальной", по-другому называется. А так - всё то же самое: "батюшка сказал", "в храм ходим" - значит, верующие. Поэтому, ни в той, ни в другой стране рассчитывать на серьёзную степень объективности касательно религии в образовании не приходится. По крайней мере, сегодня.