Регистрация / Вход



ТРЕСК АПОФЕОЗА

Печать

Валерий ЕМЕЛЬЯНОВ

 

...

Январь 2012 года, видимо, был призван стать ярким и зримым дебютом в политической деятельности РПЦ МП под предстоятельством Патриарха Кирилла (Гундяева). Дебютом, которого ждали с самого избрания "эффективного менеджера" в 2009 году. Дебютом, переходящим в не менее яркий апофеоз этой самой политики, в торжество "симфонии Церкви и государства".

Но сегодня все указывает на то, что дело идет, скорее, не к апофеозу, а к провалу с оглушительным треском.

Рождественское заявление главы Отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата (ОВЦО МП) протоиерея Всеволода Чаплина о необходимости использования военной силы против "оранжевой заразы" да еще и за пределами России, а также предложение никогда в армии не служившего о. Всеволода российскому гражданскому обществу (которое для него не более чем грызуны-хомячки) пойти послужить (да еще и с намеком – "если кто выживет, то, может, и станет человеком), своим откровенным антихристианским цинизмом вызвали у общества адекватную и объективную реакцию. Кто-то на интеллигентском новоязе назвал это "постмодерном", а кто-то на бессловесном языке символов просто повертел пальцем у виска. Действительно, подобного рода речи, по своей тематике и тональности, никак не могут быть свойственны христианскому священнослужителю. Получается, что христианство признает часть людей "хомячками", призывает к развязыванию войн, убийствам и уничтожению части населения России (с психологическим подавлением оставшейся части)? Если бы Чаплин не был главой синодального отдела РПЦ МП, любой "басманный" суд быстренько запретил бы его религиозную организацию за экстремизм и призывы к совершению преступлений против человечности.

Причем, это далеко не первое эпатажное высказывание о. Всеволода, что дает основание уже всерьез предполагать: либо патриархийный сановник неадекватен (ведь еще несколько лет назад подобных сентенций за ним не замечалось), и тогда встает вопрос о его профессиональном соответствии должности главы Отдела по взаимодействию Церкви с таким сложным и многогранным российским обществом, либо он озвучивает фактическое официальное видение Московской патриархией "хомячкового" вопроса, что в нынешнем общественно-политическом контексте очков РПЦ МП также не прибавляет.

Не менее провальными представляются попытки на фоне приобретающей достаточно острые формы предвыборной борьбы реанимировать идею создания политических партий конфессионального характера. И дело даже не в том, что это противоречит текущему законодательству, ведь закон в России, что дышло… Главное в другом: инициатива создания подобных образований и их цели отражают стремление определенной группы внутри иерархии РПЦ МП интегрироваться в политические структуры с тем, чтобы напрямую лоббировать свои корпоративные интересы. В самом деле, что специфически "православного" в озвученных тем же о. Всеволодом задачах православной партии: "неприятие коррупции" и "борьба с безнравственностью в СМИ"?

Вне конфессионального поля РПЦ МП появилась политическая декларация под названием "Исламская гражданская хартия". Ее подписанты хорошо известны как деятели медиа-сегмента российской уммы, но они не являются муфтиями или раскрученными политическими лидерами, могущими мобилизовать в свою инициативу значимое количество мусульман. Кроме того, в их требованиях содержится определенный националистический элемент, который будет непонятен той части исламских служителей, которая в силу известных причин занимает умеренно-осторожную позицию в политических вопросах.

В целом, можно сказать, что в нынешней ситуации создание религиозных партий, к которому призывает Чаплин, способно территориально разорвать Россию.

Наконец, еще одна сторона январской "пробы сил" РПЦ МП на политической сцене — это подрыв имиджа самого предстоятеля данной централизованной религиозной организации. Его серьезно окарикатурил Борис Абрамович Березовский, запугавший грохотом выстрелов и пролитой кровью в случае, если Патриарх не встанет над общественным противостоянием и не обеспечит мирную и легитимную передачу власти. Неизвестно, знает ли лондонская пифия об амбициях предстоятеля РПЦ МП, или составляет свое впечатление по многчисленным аналитическим публикациям на эту тему, но так или иначе БАБ едва ли мог ожидать вербальной реакции на свое послание от Партриарха. Реакцию Кирилла, вновь решившего отмолчаться (как он это делает практически с самого дня 4 декабря), удачной не назовешь. Он ушел в "глухую защиту", в "молчанку", хотя наиболее оптимальным вариантом было бы, выждав определенную паузу, выступить с достаточно внятной декларацией, обозначающей позицию Церкви — как общественно-политическую, так и нравственно-этическую — в нынешней ситуации растущей напряженности, могущей взорваться с самыми непредсказуемыми последствиями. Вместо этого из уст церковных иерархов раздаются, в общем-то, дежурные, ничего не значащие фразы, которыми обычно комментируются ими любые общественные события. Понимания неординарности складывающейся в России ситуации у них нет. А 24 января, выступая на Рождественских чтениях, опять неугомонный Чаплин заявил о том, что Церковь никого не будет поддерживать в нынешней политической борьбе, а будет размышлять и выжидать. Конечно, внутриполитическая ситуация, по сравнению с необходимостью направить в пораженные "оранжевой заразой" районы мира танки с рясоносцами на броне, — величина, которой можно пренебречь.

Итак, очевидно, что РПЦ МП с треском провалилась со своими политическими амбициями, первоначально ангажировавшись с национал-ксенофобским политическим сегментом, а в ответственный момент, разложенная своими сергианством и коррупцией, не сумев предложить обществу видимую и адекватную альтернативу, либо стать реальным арбитром в драматической общественной ситуации. И это не домыслы очередного представителя цеха "политологов-экспертов", имя которому ныне — легион. Совершенно очевидно, что как реально малозначимый фактор в политической жизни сегодня рассматривает Церковь и светская политическая элита, в том числе и предполагаемый фаворит президентской гонки.

Здесь следует учесть два момента. Первый: у Путина квалифицированная команда пиарщиков и аналитиков, что видно из подписанных премьером и опубликованных в "Известиях" и "Независимой газете" статей. Ошибаются те, кто ищет в этих публикациях некие глубинные теоретические разработки, идеологию и т.п. Перед нами — элементарные пропагандистские сигналы, посылаемые через медиа электорату в нужное время, в нужном месте и в нужной тональности. И пока власти удается в захлестнувшем народ потоке эмоции выдерживать имидж трезвой и вменяемой политической силы, занимающейся не конъюнктурно-политическими играми текущего момента, а решением фундаментальных задач, стоящих перед обществом. А надо заметить, что электорат этот самый по-прежнему "левый" или "левоцентристский", или, другими словами, "красный", "розовый", а еще проще — "совок". В отношении к труду, отдыху, жизни вообще, политической и не очень, в стране и за рубежом. И именно в таком "неосоветском" политическом контексте будет действовать Путин. До выборов и, возможно, после них. А в этом контексте место Церкви и религиозного фактора вообще — самое что ни на есть факультативное, подчиненное решению опять же не самых важных национально-культурных многонациональных задач.

 

Источник: ИАЦ "Время и мир"

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал