Платон ПРОХОРОВ
В процессе изложения своих взглядов и предвыборных обещаний в публикации Независимой газеты, нынешний премьер-министр РФ Владимир Путин не мог оставить без внимания "духовный аспект". Вопросы самоопределения многонационального и поликонфессионального населения Российской Федерации, судя по конкретным высказываниям правителя, выступающего на сей раз в литературном амплуа, являются для автора абсолютно ясными и, вероятно, не нуждающимися в комментариях соотечественников.
"Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме, - пишет кандидат на третий президентский срок. - Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности".
Разумеется, любой читатель вправе, вспомнив все, что знает он об эпохе строительства коммунизма в СССР, самостоятельно изучить адекватность таких директив, как "должен гордиться". Однако, что касается напоминания о необходимости "не забывать о вере и этнической принадлежности", то нужды в таком напоминании, вероятно, все же не существует. Нуждающихся в подобном бедолаг в нашей стране, скорее всего, просто не найдется. Любой религиозный человек – иудей, индуист, христианин, язычник, последователь ислама или приверженец новых религиозных движений, равно, как и неверующие россияне, попытавшись осмыслить уместность данного "завета", скорее всего, столкнутся с ощущением некоей нелепицы. Дело в том, что религиозная принадлежность, в отличие от несколько более размытой в массе в наше время этнической, является одной из первых и непременных основ самоидентификации любой личности. Это не зависит от того, в каком регионе планеты ей довелось проживать и к какому социальному уровню она причисляет себя в результате обретения жизненного опыта.
Тем не менее, такого рода странности вполне объяснимы крайне упрощенным уровнем представлений абсолютного большинства наших соотечественников, как о сущности феномена религии, так и многоаспектности его проявлений в жизни каждого отдельного человека и всего социума. Но совершенно иначе выглядит другое умозаключение, вышедшее из под пера претендента на высший государственный пост. "Убежден, государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в Вооруженных силах. При этом должен быть, безусловно, сохранен светский характер нашего государства", - заявляет Владимир Путин.
Увы, но такого рода "логика", при которой декларация нарушений действующей Конституции РФ (поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в Вооруженных силах) каким-то непостижимым образом совмещается с не менее твердым декларированием нашего государства как светского, при всем желании не может оправдываться недостаточностью знаний в какой-либо экзотической сфере. Парадоксальность заявления, аналогичного формуле "нарушение закона - есть его защита", малообъяснима. Но, все таки, исходя из особенностей аппаратно-бюрократических традиций, можно предположить, что все заслуги в создании этого, мягко выражаясь, оксюморона, принадлежать запарившимся сотрудникам правительственной референтуры.
ReligioPolis