Рашит МИНХАДЖ
Недавно в нашей газете вышел небольшой материал под названием “Вәгазьне куркытып сөйләмәгез” (“Не проповедуйте, пугая”).
В этой статье наша читательница Салима Хафизова высказала свои претензии к представителям мусульманского духовенства: по её словам, после того, как она послушала проповедь в казанской мечети “Ихлас”, у нее сложилось ощущение, будто её обвинили в неком преступлении. И вот после затяжных канинкул к нам в редакцию дозвонилась одна женщина. “Чего это вы пишите всякую чушь про нашу мечеть? Я сама хожу туда уже четыре года, хадж совершила. Мы на вас в суд подадим!” – угрожала она. Не впервой нам приходится слышать негативные отклики об этой мечети. Потому и решили разместить вышеупомянутую статью в религиозной рубрике. А разгневанной женщине я ответил: “Подавайте на нас в суд. Увидимся на заседании”. Перед тем, как бросить трубку, она сказала три слова: “Ну, ты дебил!”. После такой вот “беседы” я пришел к выводу, что Салима ханым не ошибалась. Ладно, если бы позвонил какой-нибудь прихожанин-старик, защищающий своего муллу. Но ведь это женщина, совершившая хадж! Какая нетерпимость!
Кстати, о нетерпимости. В новогодние праздники в Таджикистане был до смерти избит 24-летний парень, который, одевшись Дедом Морозом, пошел поздравлять своих родных. После длительных каникул радиостанция “Эхо Москвы” посвятила этому событию целый час своего эфира. Т.е. должна ли как-то Россия реагировать на случившееся? Пришедший в студию обозреватель газеты “Московские новости” Аркадий Дубнов безусловно прав. Таджикская сторона сочла бы все обвинительные заявления вмешательством во внутренние дела государства. Ладно, был бы убитый русским по национальности. Но бедный парень был таджиком. Пока разбирались в причинах трагедии, “досталось” и муфтию Таджикистана: оказывается, накануне Нового года он дал фетву, что празднование христианских праздников не сочитается с мусульманскими традициями. Возможно, случившееся можно расценивать как возвращение таджикской молодежи к традициям. Как бы там ни было, это просто дико, это случай вопиющей нетерпимости.
Верно, до революции татары тоже Новый год не праздновали. Еще каких-то 30-40 лет назад в сельской местности, несмотря на то, что в школах и клубах праздник проводился, в семьях традиции встречи Нового года просто не существовало. В общем, этот обычай вошел в татарскую жизнь в советские годы постепенно. Именно поэтому не получится избавиться от этой традиции быстро. А может, и не стоит от нее отказываться. Мы, мусульмане, признаем пророка Ису. Взять, к примеру, тот же праздник Маулид – день рождения пророка Мухаммеда. Правда, его день рождения по сравнению с днем рождения Исы отмечаем не с таким размахом. Да и в советские годы Новый год был лишен какой-либо религиозности. Но русские в последние годы сильно задумываются над смыслом всех новогодних праздников. Страна отдыхает 10 дней, в течение которых отмечается и главный христианский праздник. Поэтому, если уж мы стоим на пути возвращения к своим религиозно-национальным корням, нам тоже стоит больше внимания обращать на день рождения пророка Мухаммеда.
Не секрет, что и у нас есть те, кто предлагает не праздновать Новый год, ссылаясь на то, что это христианский праздник. Таким людям нужно терпеливо объяснять такое понятие как “күрше хакы” (“права соседей”). Самое главное: жить по велению Господа, воздерживаться от запрещенного, быть терпеливым. Конечно, есть и у терпения своя граница. Всё же сложно согласиться с тем, что нужно продолжать жить под гнетом, не провоцируя конфликт. А возвращаясь к вышеупомянутым событиям, хочется сказать, что нет ничего плохого в том, что проповеди просят читать, не пугая прихожан, и что люди поздравляют своих родных с Новым годом в костюме Деда Мороза.
Перевод Роберта Болгарского. www.etatar.ru
Источник: УММА
Комментарий RP: Призывы к терпимости в религиозной среде авраамических религий далеко не всегда пользуются популярностью. Радикально настроенные представители тех или иных вероисповеданий, зачастую лишены понимания того, что несмотря на твердость их религиозных убеждений, они сосуществуют в обществе с людьми, чьи убеждения отличаются от их собственных, но не менее оправданны. Причины такого явления могут быть разными, но всегда основаны на чувстве исключительности с тенденцией к навязыванию окружающим своего мировоззрения. Нынешний уровень развития мировой научной и религиозной мысли позволяет квалифицировать это, как культурное невежество. При этом, например, такие откровения при обсуждении реплики татарского журналиста, как фраза: «из-за такого вот невежества многие молодые люди и начинают уходить в стан "салафитов", так как думают что представители "традиционного ислама" отмечают Новый год и пр. немусульманские праздники, тогда как по всем 4-м мазхабам запрещено уподобление немусульманам» и т.д., выглядят особенно показательно.