Наиболее распространенная аргументация в выступлениях официальных религиозных лидеров в России отличается сегодня вкраплениями ярко выраженных элементов популизма. В интересах поддержания своего привычного имиджа в глазах широкой общественности, лидеры конфессий бывают вынуждены заигрывать и с властью, и с оппозицией. При этом, обращение к основам веры чаще всего играет декоративную роль. Вопросами о том, почему носители конфессиональных традиций могут предпочитать политический и финансовый успех религиозному служению и проповеди вечных ценностей, задаются сегодня все более широкие слои общества. Некоторые из наиболее волнующих "загадок отечественных конфессий" редакция RP попросила прокомментировать с религиозной точки зрения экс-председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов пастора Юрия СИПКО.
RP: Как можно теоретически оценить с новозаветной, христианской точки зрения отчетливые проявления систематичного внедрения христианской религиозной организации во власть? Каковы могут быть обоснования, либо препятствия такому процессу?
Пастор Юрий СИПКО: Новозаветная точка зрения – это откровение Божье для церкви, которую создаёт Иисус Христос. Матф.16:18 «Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». В самом заявлении этом ясно показано, что церковь есть создание Божье, её жизнь и развитие вызывает противодействие властвующих на земле сил. Предупреждая все страхи, предваряя все попытки разорения церкви, Христос указывает на победный финал созидания Церкви. Своё дело Бог делает и сделает, и нет сил ни на земле, ни на небе способных остановить этот процесс.
Новый Завет указывает на Церковь, как на духовный организм, в котором действуют законы Небесного царства. В этом духовном сообществе главенствует Христос. Оставаясь на земле с великим поручением проповедовать Евангелие Царства Божьего, Церковь Иисуса Христа принадлежит Ему, созидает Его Царство, и конечно неподотчётна земным властям. Вот почему в Церкви Иисуса Христа: «. Кол.3:11 … нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всем Христос». Церковь Иисуса Христа не может входить ни в какие политические, национальные или межнациональные организации.
Можно оспорить ваш тезис о том, что видно отчётливо систематическое вхождение церкви во власть. Возможно, что это передёргивание, но церкви как сообщества во власть не входят. А вот священнослужители, духовные руководители церквей входят. Здесь очевидно проявление духовной неразборчивости. Есть тому и объяснения. Ведь столетие режима тотальной гебистской системы мышления не прошли даром. Даже некий не последний ее представитель выразился совсем недавно, что «свобода лучше, чем не свобода»! Это означает и намёк всем нам – дорожите свободой. Тогда как продолжающиеся аресты и посадки людей, не совершивших преступления, усиливают это предупреждение.
Так вот, воспитание несвободой сделало своё дело. Лучше пятнадцать суток быть с семьёй, чем на нарах. Тем более пятнадцать лет лучше быть на свободе, с семьёй, с общиной, чем на нарах. Так в течение десятилетий формировалось мировоззрение прислужников, которые видели силу безбожной власти, и потеряли из виду власть Божью. И теперь, даже не перед угрозой заключения, но в расчете на возможные преференции, такие служители готовы исполнить любой заказ власти, надеясь, что в ответ и власть кинет им кость утешения. Компенсация за унижения, удовлетворение своих плотских амбиций также нельзя сбрасывать со счетов. А тут, кстати, возникло и новое богословие, которое утверждает, перефразируя выдающегося советского мечтателя: «мы не будем ждать милости от власти, взять их у неё наша задача». А кто запретит?
Но дело тут вовсе не в запрете. Дело в верности Евангелию. Дело в верности Иисусу Христу. В своё время Господь так и сказал Самуилу: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними».1 Царств. 8: 7; Горько, но следует признать: Мы отвергли власть Господа Христа!
Что может быть главной причиной отсутствия консолидации религиозных сообществ, чьи права планомерно попираются в ходе антикультистской, а по существу антирелигиозной государственно-клерикальной кампании?
В обществе отсутствует понимание истинной солидарности. Историческая память хранит в каждом из нас социалистический вариант солидарности, которая не была естественным состраданием, соучастием в борьбе, в поддержке слабых, обиженных и униженных. Мы ведь по приказу из Кремля были солидарны с Китаем и враждовали с ним, мы поддерживали те или иные режимы, сами оставаясь в лагере без окон и дверей, куда ни проникал никакой звук, кроме тезисов очередного Пленума ЦК КПСС. Примером того же может послужить сегодняшняя Северная Корея, где судят людей, не плакавших по умершему Ким Чен Иру.
Более того, гебистская модель общественных отношений, создала атмосферу страха и недоверия даже в семьях. Работа по искоренению религиозного дурмана проведённая гебистами, включала в себя насаждение внутрь церковных общин провокаторов, доносчиков, распространителей слухов и подозрений. Исчезло доверие друг к другу внутри общины, а уж тем более к иным общинам. Разделение по доктринальным вопросам усиливалось до вражды и ненависти уже по классовому признаку, и под давлением всеобщего психоза революционной борьбы с врагами советского строя, которые, как оказалось, сплошь и рядом не только среди церковников, но и в рядах членов ЦИКа, и в Совнаркомах, и даже в ЧК. Таким образом, мы оказались продуктом гебистского мракобесия, и даже сегодня, по прошествии двадцати лет разлома советского союза, признаки сломленной личности остаются доминирующими.
Ложь, как стержень государственной политики и смиренное терпение в страхе перед тем, как бы не стало хуже, остаются определяющими в нравственном портрете человека и гражданина России. Ведь сломленная церковь, однажды вставшая на путь сотрудничества с богоборческой властью, остаётся и сегодня её компаньоном. Освятив собою все беззакония власти, церковь практически приговорила граждан к смиренному послушанию всякому правлению «ибо нет власти не от Бога». По Евангелию власть от Бога служит на благо человеку, защищая его права и свободы. Власть же, подавляющая свободы, лишающая прав - это власть богоборческая. Но кто читает Евангелие? Кто принял решение слушать Бога более, нежели власть? Такие же мы и в церкви. Безвольные. Беспринципные. Как говорил наш сатирик, всеобщая электрификация: «Всем всё до лампочки»!
Как может человек возвысить голос за ближнего, если за себя самого он не возвышает голоса? Как может человек проявить солидарность со страдающим и униженным, если он с пелёнок приучен к безоговорочному послушанию власти, к доверию всему, что властные персоны говорят и делают? Как может человек проявить солидарность со страждущими, если сам он, как личность - раздавлен, бесправен, и знает точно, что не найдет он защиты ни в близких, ни от власти, ни от суда. А о власти Бога он не знает!
Какие действия могли бы стимулировать уразумение обществом необходимости кардинального возврата к правовому регламенту в его жизни? Какова в этом роль религии и что корректней иметь здесь в виду: религиозные организации и движения, либо верующих людей?
Я думаю, что речь не может идти о возврате к правовому регламенту жизни общества. Нам очень важен истинный диагноз состояния общественных отношений. Никогда в Российской истории не было правового регламента. Во всех цивилизациях становлению правового регламента способствовала религиозное осознание превосходства личности перед любым сообществом. Это откровение Евангелия. Отдельному человеку, самому ничтожному, разбойнику на кресте Христос сказал: Лук.23:43 «И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». Всем нам важно осознать, что попытки делать заплатки на прогнившую систему общественных отношений, ведут нас в никуда, создавая иллюзию движения и развития. Всем нам важно осознать, что люди, какие бы заявления они не делали в пылу предвыборной борьбы, остаются людьми – в том числе, слабыми, лживыми, своенравными, эгоистами, и часто искренне заблуждающимися в самих себе. Наше спасение только в Иисусе Христе. Как говорил один мудрый парень: «Лучше зажечь единственную свечу, чем проклинать тьму».
Так вот моё понимание проблемы: религиозным лидерам принадлежит наибольшая ответственность за суть происходящего. Именно тем, кто называет себя христианами. Пора сверить своё положение не с реакцией общества, пора своё служение строить не на угождении людям, не на угождении власти, но на угождении Христу! В равной мере эта ответственность принадлежит и всем, кто себя называет христианином. Все пороки, процветающие в обществе и влекущие миллионы жертв, свидетельствуют, что русское христианство не знает Христа. Русское христианство не есть Царство Христа! При всех попытках переложить ответственность за происходящий распад личности и общества на священников, на иерархов церкви, надо признать, что ответственность на самом деле лежит на каждом из нас. Рим.14:12 «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу». Когда-то Мартин Лютер Кинг, чернокожий пастор баптистской церкви возвысил голос в защиту прав чёрных в Америке. На этот мужественный и рискованный шаг его подвигло Евангелие Иисуса Христа. Его убили. Но сегодня в Америке чернокожий президент. Мы в России нуждаемся в свете Евангелия. Мы христиане, не во власть должны стремиться, думая, что там решение наших проблем. Мы должны жить по принципам Царства Божьего, проповедовать принципы Царства Божьего! В таком случае Он будет с нами. Нам всем архиважно призвать Его - Спасителя нашего в сердца наши!
Именно здесь кроется освобождение для всех нас. Христос сказал слова, ведущие нас, слушателей в Царство Божие: Иоан.3:3 «Иисус сказал ему в ответ: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего».
Должно вам родиться свыше!!! Вот основание для перемен. Вот основание для становления личности свободной, сильной, творческой, созидательной, готовой душу свою положить за ближнего!
Ибо, опять слова Евангелия: 2Кор.3:17 «Господь есть Дух; а где Дух Господен, там свобода».
Юрий Кириллович СИПКО — пастор, с 20 марта 2002 года до 25 марта 2010 года являлся председателем Российского союза евангельских христиан-баптистов, с 2005 по 2010 год - вице-президент Всемирного баптистского альянса.
Комментарии