Пока народ веселился на праздниках, отец Всеволод Чаплин работал над вопросами национальной безопасности России. Как человек, отвечающий в патриархии за связи с обществом, он, естественно, не мог не подумать в первую очередь о нем, терпящем невосполнимый урон от "сетевых хомячках", умеющих разве что браниться в Сети, но не способных найти реальное приложение своим силам. Отец Всеволод нашел им дело. В преддверии Рождества, как человек и христианин, он поделился своими мыслями с Русской службой новостей. Вот краткие выжимки из его интервью:
"Мне думается, что власть, если она не хочет быть загрызенной «хомячками», и народ, если он не хочет кормить чужую армию и чужой бизнес, должны сегодня очень серьезно подумать вместе, через диалог власти и народа о том, как должна развиваться жизнь страны, какой вектор должна иметь наша политика, наша экономика, наша общественная жизнь. /.../
Я думаю, что нужно подумать сегодня о мощном военном присутствии России во всех регионах, где люди просят защиты от оранжевых экспериментов, от разного рода «цветных революций». Даже если России нужно будет участвовать в боевых действиях, этого не нужно сегодня бояться: армии нужно наконец дать настоящую работу. Сетевых «хомячков» вполне можно было бы отправить в действующие войска. Те из них, кто выживут, наверное, станут людьми. /.../
Мы сейчас отправили корабли к берегам Сирии – это хорошо, но это должно быть только начало.
...В этих действиях должен участвовать, по крайней мере, весь мужской элемент нашего народа... /.../
Вы знаете, у меня достаточно полномочий, чтобы формулировать позиции, которые касаются официального отношения Церкви к тем или иным политическим и общественным вопросам, и эта позиция является официальной. Но в данном случае это, конечно, личный текст, причём я прямо сказал: может быть, именно поэтому я его и опубликовал в праздники. Это мой вклад как священника, христианина, человека в дискуссию, которая сегодня ведётся".
Роман ЛУНКИН, Гильдия экспертов по религии и праву:
С первого взгляда кажется, что отец Всеволод Чаплин выдумывает какие-то ура-патриотические утопии, подразумевающие введение военного положения, абсолютное презрение к демократии и к интеллигенции. Кроме того, отец Всеволод не хуже, а может быть, и лучше, более обстоятельно, чем Навальный, разыгрывает карту русского национализма. Я бы даже сказал, что он делает это более убедительно, поскольку в его устах националистические призывы не выглядят популизмом – это национализм от чистого сердца, основанный на вечной идее, что в русской империи интересы русских попраны и унижены (следующий шаг –объяснить народу и молодчикам-активистам, кем они попраны, и устроить погром).
Надо отдать должное последовательности отца Всеволода, принципиальности его взглядов, выраженных еще в книге заметок «Лоскутки», да и раньше во многих выступлениях. Для отца Всеволода всегда было очевидно, что вся эта свобода и ее глашатаи – эти образованные демократы-интеллигенты– только губят страну. В мыслях отца Всеволода вырисовывается образ православно-советской империи, недаром он называет в качестве людей, которые должны возглавить патриотическое телевидение, Аркадия Мамонтова и Александра Крутова. Один — образец пафосной, с застывшей слезой, патриотической пропаганды, другой — православного«совка» (достаточной вспомнить программу«Русский дом» на канале «Московия» с генералом КГБ Леоновым и журнал «Русский дом»). Стоит также напомнить, что отец Всеволод поддерживал «Русскую доктрину»,документ, разработанный в православной патриотической тусовке, где империя, национал-патриотизм, корпоративно-сословный строй и православие с армией определяют жизнь страны. То есть ничего нового в словах отца Всеволода по сути нет.
Можно предположить, что отец Всеволод как бы уравновешивает куда более демократические заявления патриарха Кирилла, который уже вроде готов и к модернизации. Своими словами отец Всеволод показывает, что Церковь поддержала бы, в случае чего, и силовой вариант развития событий, подавления зародышей «цветных» революций и выступлений «сетевых хомячков» — их массовый призыв в армию отец Всеволод благословил.
Возможно также, что отец Всеволод обращается к православной общественности, которая в значительной степени настроена против Запада ,демократии, не приемлет либералов. То есть заявления отца Всеволода – не только эпатаж московской публики, но и слова для внутреннего пользования.
Однако по опыту анализа заявлений отца Всеволода, когда он был еще заместителем митрополита Кирилла, я бы сказал, что во многом позиция Чаплина – это доведенные до логического конца, заостренные мысли самого Кирилла, которые он как просвещенный митрополит, а теперь патриарх высказать не может, так как это будет звучать дико и глупо. У отца Всеволода это получается вполне органично, так как непонятно до конца, шутит он или нет, формально же – это его личное мнение. Вместе с тем, это личное мнение очень странно выглядит в устах главы отдела, который отвечает за взаимоотношения с обществом. Получается, что значительную часть этого общества он предпочел бы видеть либо в армии, либо в тюрьме, либо в эмиграции.
Анастасия МИТРОФАНОВА, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД РФ:
Моя личная позиция заключается в том, что упоминание о военном присутствии России было неудачной попыткой пошутить, тем более что общий тон разговора (про "хомячков") откровенно несерьезный. Я бы не стала интерпретировать эти слова в конспирологическом духе ("тайные планы РПЦ по захвату мирового господства"). Если затрагивать тему войны всерьез, то иногда война способствует общему оздоровлению общества — если это оборонительная или освободительная война. Если же государство заставляет своих граждан воевать за границей, такая война будет оттягивать необходимые обществу ресурсы, служить постоянным раздражителем для общественного сознания и тем самым разлагать общество (хорошим примером является война во Вьетнаме, которую вели США). На такую войну нельзя (да и нет смысла) посылать резервистов ("хомячков"), она не будет способствовать их "перевоспитанию". Так же непонятно, на чьей стороне должна воевать Россия — официальная позиция нашего государства заключается в поддержке рыночной экономики и либеральной демократии (Россия — член Совета Европы, подписала Всемирную декларацию прав человека и другие подобные документы). Поэтому еще раз повторю, что слова отца Всеволода о военном присутствии можно воспринимать только как шутку.
Источник: Ежедневный журнал
Комментарии
НЕТ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА ОН ПРЕДПОЧЕЛ БЫ ВИДЕТЬ "В ГРОБУ".
Для г-жи Митрофановой, считающей слва Чаплина шуткой:
"...у меня достаточно полномочий, чтобы формулировать позиции, которые касаются официального отношения Церкви к тем или иным политическим и общественным вопросам, и эта позиция является официальной..."
Какая шутливая официальная позиция у РПЦ однако! Да, РПЦ у нас юморист, выходит? Может и заказные суды все тоже в шутку были?