Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 195 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ЦЕРКОВЬ ПРИ ГОСУДАРСТВЕ

Печать

 

xxc-rpc

Фальсификация выборов в Госдуму разделила общество. В затруднительном положении оказалось и священноначалие. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 4 декабря проголосовал перед камерами TV и предпочел хранить молчание всю «смутную неделю». О том, как складывались отношения Кремля и РПЦ Московской патриархии в последний месяц, — в специальном расследовании BFM.ru и Business FM.

 

Инга ЗАМУРУЕВА, Екатерина ТРОПОВА

Прошедшая неделя выдалась бурной. В воскресенье, 4 декабря, в России состоялись выборы в Государственную думу 6 созыва. В ночь с воскресенья на понедельник страна узнала, что проголосовало 146% россиян. Утром в понедельник стали известны данные ЦИК, согласно которым «Единая Россия» хоть и растеряла конституционное большинство в Госдуме, но сохранила большинство мест в парламенте — 238. КПРФ получила 92 места в парламенте, «Справедливая Россия» — 64 мандата, ЛДПР — 56 мандатов.

В понедельник, 5 декабря, вечером на Чистых прудах в Москве состоялся митинг оппозиции и непартийных граждан, которых оскорбили подтасовки на выборах.

В среду, 7 декабря, акция протеста на Триумфальной закончилась массовыми задержаниями, тогда как юные барабанщики-представители прокремлевских молодежных движений получили возможность открыто и громко выражать свое «правильное» мнение.

Организаторы протестных акций назначили дату нового митинга на 10 декабря. Первоначально шла речь о том, что он состоится на площади Революции, в нем ожидалось участие 300 человек. В пятницу стлало известно, что столичные власти разрешили провести митинг на Болотной площади, а разрешенное число участников увеличилось в сто раз.

В субботу, 10 декабря, так называемая «Партия Интернета» провела многотысячный митинг. Обошлось без насилия.

«Очевидно, что закрытость некоторых элементов избирательной системы беспокоит людей, и общественного контроля за этой системой должно быть больше. Как его осуществлять — нужно решать вместе, через цивилизованный общественный диалог», — 10 декабря прокомментировал ситуацию председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП протоиерей Всеволод Чаплин.

По его мнению, «несмотря на все трудные вопросы и разногласия, важно сохранить гражданский мир и государственность, не допустить столкновений, не допустить того, что происходило в 1905, 1917, 1991 и 1993 годах, когда по мирной жизни граждан и по государственности были нанесены очень опасные для будущего России удары».

При этом о. Всеволод так и не ответил на вопрос, который после выборов интересовал как церковную общественность, так и представителей гражданского общества: «Где в течение последних дней находится патриарх Кирилл и когда он вернется?».

Впрочем, на этот вопрос нетрудно: 14 декабря в Храме Христа Спасителя состоится вручение наград Русского биографического института «Человек года -2011». Патриарх Кирилл должен получать награду в номинации «За укрепление духовных начал в России», а Владимир Путин — «За укрепление российской экономики, создание Таможенного союза, организацию прокладки первой очереди газопровода «Северный поток».

Молчание Патриарха в эту «смутную неделю» объяснить куда сложнее. Вероятно, оно не выглядело бы столь странным, если бы в течение месяца до выборов он не принимал активного участия в подготовке паствы к исполнению гражданского долга, а власть — со своей стороны — всячески не демонстрировала бы Патриарху своего расположения.


Осень Патриарха

Что же произошло в ноябре, и какие подарки к 65-летию получил патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде в семье священника и учительницы немецкого языка.


Ноябрь, 19. В Москву доставлена святыня — пояс Пресвятой Богородицы. Перед возвращением в монастырь Ватопед пояс был выставлен для поклонения в Храме Христа Спасителя. Вплоть до 27 ноября люди стояли ночами, чтобы припасть к святыне.


Ноябрь, 20. В связи с 65-летием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приездом на литургию глав и представителей Поместных Церквей, доступ к Поясу Богородицы был приостановлен с 9.00 до 9.30.

В ходе торжественного богослужения в храме Христа Спасителя Патриарх внезапно почувствовал себя плохо, передало РИА «Новости». Ожидалось, что он выступит с благодарственной речью перед верующими и духовенством, однако на кафедре глава РПЦ не появился. Позже он все-таки спустился на прием по случаю своего юбилея.

В дни поклонения поясу Богородицы без скандала не обошлось. В то время как очередь из паломников растянулась на двое суток, чиновники и рублевские обитатели могли входить в Храм по VIP-пропускам. Пресс-служба Патриархии утверждала, что без очереди прошли только представители духовенства, которые опаздывали на богослужения. А глава пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский заявил, что пропуска выдавались для детских домов, домов инвалидов и обществ ветеранов. Чиновники же объясняли, что им было предоставлено право пройти без очереди, потому что они очень заняты.

1 декабря на заседании Высшего Церковного Совета РПЦ патриарх отметил с удовлетворением: «Ни одно мероприятие за всю историю — ни политическое, ни спортивное — не собрало столько людей, сколько принесение образа Пресвятой Богородицы». Разговоры про пропуска он назвал «лицемерными и ложными». Но подтвердил факт их существования. «Быть может, кто-то обиделся, что люди, допустим, из детского дома, из детского сада, из какой-то организации, приехав издалека, получили эти пропуска», — предположил он. И добавил, что «тот, кто прошел по пропуску, сказал: «Я, наверное, не испытал того, что испытывали люди, стоявшие в очереди».


Ноябрь, 21. На следующий день после дня рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Патриарших палат в Московском Кремле, расположенных в подклете Грановитой палаты, сообщила пресс-служба предстоятеля РПЦ на официальном сайте.

Помещения, в которых Патриарх сможет проводить официальные встречи, переговоры и приемы, будут предоставлены Его Святейшеству президентом страны Дмитрием Медведевым после того, как в Грановитой палате завершатся реставрационные работы. Ожидается, что это произойдет весной 2012 года, как раз к президентским выборам.

Общая площадь Грановитой палаты составляет 600 кв. метров. Верхний этаж— 459 кв. метров, высота 9 м — входит в состав комплекса Большого Кремлевского дворца. Представляет собой одностолпный зал, украшенный золочёной ренессансной резьбою порталов и столба. С 1969 года столю украшает гипсовая имитация сбитого подлинника 19 века. Вход на верхний этаж через знаменитое Красное крыльцо, по которому все русские государи по совершении обряда коронования входили Грановитую палату, где для них приготовлялся особый царский обед в присутствии высших чинов.

До недавнего времени Грановитая палата использовалась исключительно для официальных встреч главы государства. Но Дмитрий Медведев решил взять Патриарха в «соседи», отдав ему нижний этаж — хозяйственный подклет из пяти помещений, изначально не имевший входов со стороны Соборной площади.

Грановитая палата не находится в ведении Музеев Московского Кремля, этот объект «курирует» Федеральная служба охраны (ФСО). Ранее представитель ФСО сообщал газете «Московский комсомолец»: «Часть стен [Грановитой палаты] покрыта огромными трещинами, которые предстоит устранить. Будут восстановлены уникальные фрески и живопись. Кроме того, планируется укрепить фундамент. Будет отреставрирован и золотой портал, через который выходят на Красное крыльцо».

Несмотря на то, что реставрационные работы еще не завершены, в дни торжеств по поводу 65-летия Патриарха Кирилла в новых кремлевских покоях уже состоялась его встреча с предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей.

«В новой резиденции святейший патриарх будет, в частности, проводить разного рода встречи, когда будут совершаться торжественные богослужения в соборах московского Кремля, будет встречаться с руководством государства», — уточнил глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский.

Некоторые уже стали называть помещения, отведенные в Грановитой палате для главы РПЦ Патриаршими палатами. Это не совсем верно. На территории Кремля уже есть Патриаршие палаты, они построены русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора. В историческом Патриаршем дворце располагается музей, и лишь время от времени там проходят церковные мероприятия.

Как рассказал BFM.ru протоиерей Владимир Вигилянский, «еще 15 лет очень маленькая часть Патриарших палат была предоставлена патриарху в те дни, когда он служит в храмах Кремля, это не больше 15 дней в году, когда он служит в Успенском соборе, в Архангельском».

Так что нахождение патриарха в Кремле связано со служебными днями, и не стоит акцентировать внимание на его близости к светской власти, подчеркнул руководитель патриаршей пресс-службы.


Под крылом ФСО

Стоит напомнить: с 11 января 2000 года глава РПЦ имеет государственную охрану. ФСО охраняет Патриарха по указу Владимира Путина, который принял это решение еще будучи в ранге и.о. главы государства. До этого, с 1993 года, эту функцию выполняло ГУВД Москвы.

В апреле прошлого года издание «Аргументы недели» сообщило об изменении схемы охраны патриарха Кирилла: если Алексия II охраняли по схеме номер три (машина ФСО и сопровождающие сотрудники), то нынешнего главу РПЦ охраняют по президентской схеме (работа на маршруте движения, на месте пребывания, на отходе, плюс сопровождение — всего в охране Патриарха задействовано более 300 сотрудников).

В январе 2011 года общественный фонд «Здравомыслие» обратился с заявлением о незаконности предоставления государственной охраны главе РПЦ. Они увидели в этом нарушение ст. 14 Конституции РФ (она гласит, что Россия — светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом).

В сентябре протоиерей Владимир Вигилянский объяснил, что патриарха Московского и всея Руси Кирилла охраняет ФСО, потому что «поступает много угроз в адрес первых лиц Церкви огромно из-за большого количества озлобленных воинствующих атеистов».


РПЦ «должна еще раз попытать своего счастья»

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в беседе с BFM.ru отмечает, что отношения РПЦ и государства, прежде всего государственного аппарата, крайне противоречивые.

«Церковь требует от государства реституции, то есть возвращения церковного имущества и земель. РПЦ требует, чтобы вернули в том виде, в котором взяли, и с землями. Если с имуществом все более-менее понятно, то с землями происходят сложности, потому что теми земельными объемами, которыми владела РПЦ до революции государство поступиться не способно и не хочет. В этом трагизм ситуации, — говорит политолог. — Этот трагизм подчеркивает и крайнюю неравномерность в отношениях между нынешним патриархом Кириллом и участниками властного тандема. Если с Алексием II у Владимира Путина был хороший консенсус, очень серьезное взаимное понимание, то, судя по выборам патриарха, уже такого уровня понимания между ним и Путиным нет».

По мнению Мухина, именно поэтому «РПЦ в прошедшие четыре года хранила относительный нейтралитет, но сейчас, с вероятным возвращением Владимира Путина на президентский пост, что называется, должна еще раз попытать своего счастья. С этим связаны разговоры о том, что патриарх и светская власть начинают сближение».


День выборов

В день выборов 4 декабря 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в слове после Литургии в Донском монастыре заявил: «Сегодняшний день, отмеченный всенародными выборами, в каком-то смысле начало пути, потому что стране нашей предстоит очень многое сделать. И от того, сделаем мы это или не сделаем, будет зависеть само существование России — не больше и не меньше… Россия может существовать только как великое многонациональное государство, или она не сможет существовать. Сегодня народ наш делает выбор, и дай Бог, чтобы он стал началом пути, ведущего к славе — Божией славе, отображаемой в вере людей, в их жизни и в славе Отечества нашего».

Предстоятель РПЦ добавил: «У меня нет и не может быть никаких рекомендаций и рецептов политического характера, но как пастырь я говорю от слова Божия. <> Пусть наши разделения, наши политические пристрастия, наши политические взгляды и убеждения никогда не разрушат единства народной жизни, от которого зависит процветание и каждого из нас, и всех нас вместе как народа, и страны нашей».

Сам Патриарх опустил свой бюллетень в урну для голосования в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке. Он обратился к членам участковой избирательной комиссии: «Дай Бог, чтобы в результате сегодняшнего голосования страна наша двигалась вперед, без остановок. Много было потеряно времени в конце XX века. Дай Бог, чтобы в XXI веке мы восходили от силы к силе».

Говоря о трансляции голосования Патриарха по федеральным каналам, Владимир Вигилянский заметил в беседе с BFM.ru: «Это всегда происходило. Так показывают картинку: первые лица государства, как они участвуют в выборах. Так было при патриархе Алексии, и традиционно так же происходит с патриархом Кириллом».

Надо сказать, что некоторые чиновники в предвыборной ажитации признавались, что получали благословение от священнослужителей агитировать граждан за «Единую Россию». BFM.ru решил выяснить, был ли подобный приказ от РПЦ.

Владимир Вигилянский рассказал: «Я не слышал, чтобы во время богослужений какая-либо предвыборная агитация велась. Существует специальный документ, принятый Архиерейским собором в феврале этого года, где выражено мнение церкви относительно участия или неучастия священнослужителей в выборах и предвыборной агитации. Категорически запрещена в стенах храма какая-либо агитация. Любой священник — гражданин нашей страны, имеет право высказывать свое мнение».

По словам руководителя пресс-службы Московской патриархии, относительно того, что сейчас [после выборов] происходит, в РПЦ какой-то единой позиции пока не сложилось. «Официальной позиции РПЦ по этому поводу нет», — заверил он BFM.ru.


«Нынешние выборы — редкостный образец лжи и лицемерия»

При этом священнослужители РПЦ не скрывают своей гражданской позиции. Многие представители духовенства в России заявляют о кризисе доверия к власти.

Священник Феодор Людоговский в статье «Выборы по-фарисейски» напоминает: «Главный предмет негодования Спасителя — фарисеи. А ведь фарисеи — это консерваторы, блюстители отеческих преданий, националисты в хорошем смысле этого слова. За что бичует их Иисус? За их верность Закону и «подзаконным актам»? За приверженность корням? За мечты о независимости родной страны? Нет! Главный порок фарисеев — лицемерие. Главное их преступление — привычка ко лжи. Нынешние выборы — редкостный образец лжи и лицемерия. Какими именно могут быть внешние меры противодействия этой наглой лжи — рассуждать об этом и в самом деле не моё дело. Но просто махнуть рукой и сделать вид, что всё в порядке, —есть, по моему убеждению, грех перед своей совестью, перед своей страной, перед нашим прошлым и нашим будущим.


Дайте жалобную книгу

Протоирей Всеволод Чаплин пытается быть объективным: он призывает действовать в рамках закона и предлагает всем, кто утверждает о нарушении хода выборов, представить конкретные факты, за достоверность которых они должны нести ответственность. И, видимо, сам того не желая, говорит о действенной роли Церкви в делах светских и политических. «И если такие факты [нарушения на выборах] поступят, например, в правозащитный Центр Всемирного Русского Народного Собора, мы будем их внимательно изучать. Если они подтвердятся, будет поставлено в известность церковное священноначалие и ответственные за выборы органы государственной власти», — говорит он.


«Понуждение к диалогу, не к революции»

Профессор Московской духовной академии РПЦ МП протодиакон Андрей Кураев, комментирую события на Болотной площади, предостерегает: «Демонизация несогласных — есть путь к репрессиям и войне. В то же время легальные митинги и дискуссии есть путь, уводящий от потрясений и революций».

В интервью BFM.ru он рассказал: «Впечатление осталось хорошее — главное, что там не было столкновений. И власть не дала повода для внешнего вторжения и явно не пожелала эволюционировать в сторону Северной Кореи. Это уже хорошо. Что касается людей, которые были на митинге, я думаю, что самый главный результат — то, что у этих людей прибавилось самоуважения, вкуса к жизни в России, ощущение себя не офисным планктоном и не жертвой исторического процесса, а его участником и творцом. Если люди готовы, в том числе взять на себя ответственность за то, что происходит, — это хорошо, это очень важно, чтобы установить и утечку мозгов, и капиталов из страны».

По его мнению, сейчас важно «пойдет ли власть в комнату для переговоров, которая была открыта этими протестными акциями».

То, что происходило на Болотной площади, — это, говорит Андрей Кураев, «понуждение к диалогу, не к революции».

«Самый главный вопрос, который у меня есть в этой связи: то, что прошло без столкновений, то, что явно был дан указ сверху обойтись без избиений, крови и так далее, что это? Следствие хорошего, демократического, гуманистического воспитания власть имущих или это беспокойство за судьбу своих детей, которые давно уже переехали жить на Запад вместе с банковскими счетами, — рассуждает о. Андрей. — То есть вопрос такой: если бы не было Госдепа, был бы мир в Москве или нет?».

Он считает, что назвать власть вполне адекватной можно будет, только если «мы увидим именно начало серьезного гражданского диалога и изменения в информационной политике правящих элит».


«Благословить подавление протестов»

Рядом своих заявлений протодиакон Андрей Кураев уже нажил себе врагов. Так, лидер «Ассоциации православных экспертов» (АПЭ) Кирилл Фролов назвал его «адвокатом дьявола» и счел, что тот совершил «глупость или измену». Фролова не устроило то, что Кураев якобы «призвал закрыть глаза и не видеть следов Госдепа на Болоте». Сам связывает митинги протеста не с фальсификацией выборов, а со страхом «друзей» России перед силой, которую продемонстрировали очереди к поясу Богородицы. Кирилл Фролов и не скрывает, что «приезд» святыни в Россию был приурочен к выборам.

Напомним, что в январе 2011 года в синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ был разработан Свод российских ценностей. В нем — справедливость, свобода, соборность, патриотизм, любовь и верность. Партия власти одобрила этот перечень и взяла его за основу предвыборных обещаний.

На страже государственности и покоя власти стоит и секретарь Иваново-Вознесенской епархии РПЦ МП, активист АПЭ игумен Виталий (Уткин): в своем Twitter (@igumen_Vitaly) он призывает благословить внутренние войска на подавление народных протестов в России.

В случае роста народного протеста против грубой фальсификации итогов выборов в Госдуму Россию, по мнению игумена, ждет такой сценарий: «Националистические уличные выступления, хаос, кровь, активное давление Запада, развал страны, оккупация ее бывшей территории».

Эксперты отмечают: священнослужитель, разделяющий «миссионерский императив» патриарха Кирилла, тем не менее, не предлагает каким-либо образом задействовать в нормализации ситуации РПЦ, а уповает лишь на внутренние войска.


«Страшно, если недовольство выйдет из берегов»

«Удивительно смелые выступления священнослужителей появились на портале «Православие и мир», который совсем не считается оппозиционным, а даже наоборот — проводит линию патриарха на актуализацию роли Церкви в СМИ, в социальном служении, в культуре и политике, во всех типах дискуссий», — отмечает Роман Лункин (издание «Религия и право»).

Так, например, духовник портала отец Александр Ильяшенко заявил о том, что у него нет доверия к результатам выборов, и скорее к демократии вообще.

Он рассуждал накануне митинга на Болотной: «Что такое митинг против фальсификаций на выборах? Это бунт бессмысленный и беспощадный или же это восстание Минина и Пожарского против незаконных захватчиков власти? <> Народ возмущен не результатами выборов, а отношением к себе. Выражена воля, и она игнорируется, нередко достаточно цинично. Протестовать против цинизма и наплевательства можно и нужно. Нужна борьба. Страна подошла к рубежу, возврата нет. <> Страшна власть, которая врет своему народу. Но еще более страшно — отсутствие власти. Анархия — это катастрофа. Страшно, если недовольство выйдет из берегов. Вспомним слова П.А. Столыпина: «Им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Поэтому нужно искать созидательные направления для преодоления кризиса».

Лункин отмечает, что эти мнения не «за» и не «против» единороссов, дуумвиров, коммунистов, демократов или либералов. «Это просто корректная гражданская честность перед собой и своим народом. Резонанс от подобных выступлений духовенства будет, безусловно, большой, намного более значительный, чем от священников, которые поддерживают определенные партии и идеологии, — считает эксперт. — И Церкви, и светской власти еще придется столкнуться с позицией православного духовенства и мирян, которые отличаются от генеральной линии, и фактически являются оппозиционными».


Оппозиция там, где не ждали

Это рассуждение подтверждает обращение епископа Петроградского и Гдовского РПАЦ Григория (Лурье): «Путинская «стабильность» была построена на убеждении в том и была особенно оскорбительной потому, что советский тип человека — <> это тип «человека вообще», что люди «все такие», а кто не такой, тот — маргинальное исключение, на него можно плюнуть, так как большинство гарантированно проявит советские качества. Отсюда и путинская идея неосоциализма: дадим вам стабильность за подачки, и вы будете сидеть тихо, как в Советском Союзе. Тут даже неважно, что это обещание ложное. Оно было бы едва ли не хуже, если бы было правдой».

О том, что РПЦ готова «в случае крайней необходимости» разрешить священнослужителям баллотироваться на выборах, речь шла еще год назад — когда президиумом Межсоборного присутствия РПЦ был одобрен соответствующий документ.

Протоиерей Всеволод Чаплин рассказывал BFM.ru в декабре прошлого года: «Что такое «крайняя церковная необходимость», будет решать Синод Московского патриархата или Синод самоуправляемой церкви украинской, молдавской, эстонской, латвийской или иной. Речь не идет о том, что каждый священник получит разрешение немедленно баллотироваться в органы власти. Если возникнет крайняя церковная необходимость, Синоды, и только они, могут дать благословение на то, чтобы священник баллотировался в тот или иной представительный орган».

На фоне продолжающейся в российском обществе конфронтации нашлись и те, кто предлагает выдвинуть на президентские выборы кандидатуру Патриарха Кирилла. С таким призывом выступили координаторы русской (крымской) организации «Любимый край – Кохана країна» Андрей Латынин и Игорь Львов.

Они уверены, что «церковно–юридическую сторону проблемы вполне могут решить юристы Русской Православной Церкви и, в первую очередь, сам Патриарх Кирилл». «Не исключено, что может быть и другое решение проблемы. Например, выдвижение кандидатом в президенты РФ «министра иностранных дел» Русской Церкви — митрополита Илариона. Однако, при всем уважении к Его Высокопреосвященство владыке Илариону, выдвижение Патриарха Кирилла — лучше», — пишут граждане иностранного государства, которым, вероятно, простительно незнание положений Конституции России.

«Православная церковь и хочет, и боится стать политическим институтом, — считает Алексей Мухин. — Политическим институтом она хочет стать для того, чтобы оказывать поддержку светской власти и получать определенные преференции. А ведь не секрет, что РПЦ вступает в активное конкурентное противоборство с исламскими муфтиятами и другими конфессиями на территории РФ. Взамен лояльности РПЦ просит, фигурально выражаясь, от светской власти только одного — безусловной поддержки православия как основной конфессии на территории России. Но так как Россия многоконфессиональное государство, РПЦ натыкается на полное непонимание со стороны исламских деятелей, еврейских и даже буддистских служителей».

Политолог считает, что «диалог между светской властью и РПЦ просто обречен на то, чтобы быть продолженным в 2012 году».

Он также не исключает, что «Русская православная церковь, собравшись и консолидировавшись, может предложить верховной власти нечто такое в идеологическом плане, что повернет колесо фортуны, и светская власть обратит более пристальное внимание на Московский патриархат».


«Всегда оставаться при власти»

Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований, в интервью BFM.ru размышляет о «Церкви в путинском режиме»: «В этих отношениях воплощается тот принцип, который наш выдающийся кинорежиссер Михалков любит называть со специфическим ударением симфонИя Церкви и государства. Эта симфонИя сводится к тому, что Церковь выполняет роль идеологического отдела ЦК — ту самую роль, которую она выполняла столетиями, то есть приведение паствы в покорность светской власти. В обмен на это власть демонстрирует всяческое уважение Церкви: появляются люди со свечками, бьют поклоны. И вся эта симфонИя очень благостно существовала. Но Церковь — все-таки институт, возглавляемый весьма амбициозным человеком, у которого есть и свои институциональные интересы. И как всегда в моменты общественных кризисов, такие структуры, как партии- клоны, или большая партия-клон Церковь, которая является идеологическим отделом, начинает вести себя немножко по-другому. Последние заявления, довольно туманные, церковных деятелей, достаточно высоких, они как бы направлены на то, чтобы создать для Церкви такой возможный люфт действий: кто его знает, как повернется. А Церковь существует на Руси тысячелетие, и существовать она должна и в постпутинской России. Поэтому, сохраняя эти «симфонические» отношения, она устами некоторых деятелей, не самого еще патриарха, на всякий случай откладывается на реальности постпутинской страны».

По мнению Пионтковского, если власть будет еще больше терять поддержку, то высказывания деятелей РПЦ в пользу оппозиции будет не временным, а нарастающим явлением.

«А если власть жестоко подавит оппозицию, то это действительно станет явлением временным, о котором просто забудут. Обратите внимание, что так же ведут себя, ну, совершенно из другой оперы институты — например, партия «Справедливая Россия». Мы помним Миронова, который участвовал в выборах президентских, голосовал за Путина. И сегодняшний Миронов позволяет себе намного больше, это все такие «прикремленные» и прикормленные структуры. Это не значит, что они заняли какую-то другую принципиальную позицию. Их инвариантная стратегия — всегда остаться при власти. Я уверяю вас, что после падения путинизма патриарх с какого-нибудь амвона воскликнет: «Как вольно дышится в освобожденном Арканаре», Нормальная история. Кесарю — кесарево, а Богу — Богово, скажут они, когда позиции кесаря пошатнутся. И пойдут служить другому кесарю. Этой истории уже несколько тысяч лет», — резюмирует политолог.


Источник: BFM

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100