Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 145 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



БЛАГОДАТНОЕ САМОВНУШЕНИЕ?

Печать

Михаил СИТНИКОВ

 

фото Сергея Максимишина

Опубликованное недавно газетой "Взгляд" интервью с игуменом Сергием (Рыбко) должно бы привлечь внимание исследователей религии, интересующихся состоянием православной религиозности в России. Конечно, это касается не только ученых, но и всех, у кого феномен религии, в силу разных причин ставший весьма актуальным в нашей стране, вызывает интерес.

Откровения священнослужителя были связаны с наделавшим шума церковно-политическим мероприятием – поклонением поясу Пресвятой Богородицы в Москве, по поводу которого до сих пор резонируют СМИ. Но в случае с упомянутым интервью, что бы ни интересовало изначально журналистов, но священнослужитель недвусмысленно указал на признаки и свойства того, что именно называется в рамках официального православия "религиозным возрождением" или "возрождением веры" в России.

Благодаря тому, что игумен Сергий всегда высказывается на языке, понятном самой широкой аудитории, изложение им современного церковного стереотипа, который ожидается и от религиозного восприятия православных, не содержит разночтений. Отвечая на вопрос о том, что могло привлекать тысячи паломников к реликвии – "жажда чуда" или "глубокая вера", он говорит, что не видит между этими явлениями особой разницы. Поэтому логично, что игумен не видит ничего плохого в прагматичном желании самых разных людей, стоявших в многочасовых очередях, просто "исцелиться": "… в христианстве ведь говорится и об исцелении телесных болезней. И причащаемся мы во исцеление души и тела".

По ходу интервью выясняется, что хранящиеся в московских храмах частицы той же самой реликвии не пользуются популярностью у верующих по очень простым причинам: во-первых, о них мало кто знал, а во-вторых, привезенный с Афона пояс "авторитетней", так как "больше" и "привезен с Афона". Это тоже понятно, потому что внимание любого стороннего человека всегда больше привлечет, например, целая древняя амфора, а не один лишь из ее осколков. Но действует ли эта закономерность в религиозном аспекте, это совсем другой вопрос.

Поэтому, наиболее интересным представляются рассуждения игумена о том, так ли уж и важна подлинность или подложность реликвии, если она все равно "работает". Тем более, что значение имела и реклама по ТВ, а "афонцы", по его мнению, все равно "не дадут реликвию на исследование – для них это было бы кощунством, такой у них менталитет".

Каков же тогда "менталитет" у тех сотен тысяч соотечественников, которые приезжали отовсюду, чтобы поклониться "более вещественной панацее"?

Знал о том священнослужитель или не знал, но здесь он затронул один из наиболее болезненных вопросов православной церкви. Вопрос о благодатности подлинных и мнимых реликвий, независимо от того останки это или предметы культа и быта. Вопрос о том, что представляет собой сам акт поклонения, целью которого является приобщение к "благодати". Вопрос о том, что же такое эта "благодать", и не смешивается ли она в церковной практике с известной науке аутосуггестией, многократно усиленной соответствующим антуражем? Потому что, в последнем случае церковной организации и Бог становится "не нужным" - достаточно известных методик и того самого "антуража"…

Кстати, на все эти вопросы, хотя буквально заданы они и не были, игумен ответил. Откровенно и по существу. Хотя и противореча самому себе, когда потребовалось отделить сформулированное им церковное представление о чтимых святынях от тех же представлений, существующих в магии.

"Магический предмет, - говорит игумен, обособляя не нуждающиеся в подтверждении подлинности церковные святыни, – это нечто совсем другое, с ним, как правило, связывается обретение власти над кем-то или получение каких-то других выгод. И он, как правило, не служит ничему хорошему. А святыня приближает к Богу, делая нас добрее, чище и светлее".

Вопроса о том, каким образом демонстрация культовых реликвий оборачивается для церковного института кроме обретения власти над своими последователями еще и недюжинного политического влияния в суеверной стране, игумену уже не задавали.

 

Источник: CIVITAS

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100