Галина ШИРОКАЛОВА, Ольга ШИМАНСКАЯ
15 ноября 2011 г. в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А.Добролюбова прошёл Круглый стол «Религия и средства массовой информации». Организаторами конференции выступили: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Общероссийская организация содействия защите свободы совести. В работе Круглого стола приняли участие журналисты, ведущие ученые-религиоведы г. Москвы, г. Нижнего Новгорода, г. Иванова, г. Владимира, г. Воронежа, г. Пензы, г. Тулы, г. Тюмени, представители органов государственной власти (Администрация Приволжского Федерального округа, Администрация Нижегородской области, Администрация г. Нижнего Новгорода, Министерство информационных технологий связи и средств массовой информации Нижегородской области, Главное управление Министерства юстиции России по Нижегородской области, Главное управление МВД России по Нижегородской области, Федеральная служба безопасности), Аппарат Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при правительстве Нижегородской области, руководители большинства конфессий, зарегистрированных на территории Нижегородской области, представители общественных организаций, аспиранты, студенты нижегородских вузов.
Проведение Круглого стола явилось результатом обеспокоенности и глубокого интереса академического сообщества, органов государственной власти и религиозных организаций к проблеме соотношения и реализации двух фундаментальных конституционных свобод: свободы совести – статья 28 Конституции РФ и свободы слова – статья 29 Конституции РФ. Основной закон нашей страны не допускает разжигание национальной и религиозной ненависти, превосходства, подчёркивая при этом свободу распространения информации. Все зарегистрированные на территории Российской Федерации религиозные организаций, как крупные, так и малые располагают собственными конфессиональными информационными ресурсами: печатными СМИ, интернет-порталами и др. Это открытый источник информации, анализ которого даёт представление о жизни религиозной организации. Конфессиональные СМИ ориентированы на богословские вопросы, обсуждение внутриконфессиональных событий, в меньшей степени социальных и политических вопросов. Они имеют аудиторию, как правило, ограниченную верующими данной религиозной организации, подчеркнули участники Круглого стола. Самая широкая и разнообразная аудитория, таким образом, остаётся за светскими СМИ. Вне зависимости от принадлежности: государственные или частные, печатные, Интернет, теле и радио-вещание - именно они влияют на общественный дискурс в сфере обсуждения государственно-конфессио-нальных отношений, истории и современного состояния религиозной жизни в России и за её пределами. Поэтому средства массовой информации располагают возможностями как моделирования конфликтных ситуаций, так и их предупреждения, всемерного содействия сохранению и укреплению межконфессионального мира и взаимодействия в разных регионах России, как моно-, так и полиэтнических. Непротиворечивость свободы совести и свободы слова, отметили участники Круглого стола, здесь может быть достигнута на основе строгого соблюдения российского законодательства, объективности, беспристрастности и отсутствия конфессиональных предпочтений, высокого профессионализма и религиоведческой грамотности.
Научная цель Круглого стола заключалась в обсуждении качества отражения в информационном пространстве религиозных процессов в нашей стране и за рубежом, в преодолении нетерпимости и экстремистских тенденций, воспитании толерантности, патриотизма и высокого профессионализма научного, управленческого, журналистского сообществ и студенческой молодёжи.
С приветственным словом к участникам Круглого стола обратилась проректор по научно-исследовательской работе НГЛУ им. Н.А.Добролюбова проф., д.ф.н. Елена Сергеевна Гриценко. Она отметила, что одной из наиболее актуальных в современной гуманитаристике стала в последнее десятилетие проблема этноконфессиональных, межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений. Глобализация в политической и культурной сферах, экономическая интеграция с их неоднозначными последствиями порождают обратный процесс регионализации, этнизации, что связано с возрастанием и роли религии в современном обществе. Российская Федерация - светское государство, основополагающим принципом светскости является свобода совести, как свобода выбора религиозных и нерелигиозных предпочтений. Религия выполняет значимую функцию источника смысла жизни для своих последователей, являющихся гражданами своей страны. Поэтому важно правдивое отражение религиозной жизни: вероучения, культа, социального служения в СМИ. Некорректность, оскорбление религиозных чувств верующих, ведут к росту отчуждения в обществе, провоцируют проявление ксенофобии, этнофобии, религиозного экстремизма.
Стратегия обучения в НГЛУ нацелена на диалог и межкультурную коммуникацию народов, стран и регионов. Неудивительно, что именно на базе НГЛУ собрался академический коллектив историков, обществоведов и религиоведов на практике занимающихся вопросами межрелигиозного диалога. С целью развития этого диалога, как основы устойчивого развития региона и страны в целом, были проведены международные конференции: Международная научная конференция «Исповеди в зеркале. Межконфессиональные отношения в центре Евразии (на примере Волго-Уральского региона – XVIII-XXI вв.)» в мае 2010 г., Вторая Международная научно-практическая конференция "Религии России: проблемы социального служения" в октябре 2010 г., и проходит Круглый стол "Религия и СМИ". Приветствовали участников Круглого стола представители государственной власти и общественных организаций.
Теоретическая часть Круглого стола проходила в форме двух пленарных заседаний с докладами (модераторы проф., д.и.н. О.Н.Сенюткина, доц., к.филос.н. О.К.Шиманская, проф., д.соц.н. Г.С.Широкалова, доц., к.и.н. Ф.А.Дорофеев). Практическая часть представляла собой дискуссию по теме «Актуальные проблемы отражения этноконфессиональных, межконфессиональных отношений в современном российском медиапространстве: опыт, проблемы, перспективы» (модераторы доц., к.и.н. Ф.А.Дорофеев, доц., к.филос.н. О.К.Шиманская).
В докладе «Религиозные организации в Приволжском федеральном округе» И.В.Симонов – к.филос.н., доц., главный советник Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, проанализировал динамику развития религиозной ситуации в Приволжском Федеральном округе. В настоящее время в ПФО зарегистрировано 6509 религиозных организаций, относящихся к 35 конфессиям. Как показатель конфессиональной стабильности в регионе он отметил то, что организаторам Круглого стола удается уже на нескольких мероприятиях собрать вместе представителей как традиционных для России конфессий, так и НРД.
Говоря о реализации конституционных прав и свобод, Сопредседатель Славянского правового центра В.В.Ряховский (г. Москва) в докладе «Конституционное право на свободу слова и защита конституционного права на свободу совести: опыт, проблемы, перспективы» на конкретных примерах судебных решений отметил необходимость продуманного и правдивого освящения вероучения и практики жизни религиозных организаций. Подтверждая вывод И.В.Симонова о стабильности региона, В.В.Ряховский подчеркнул, что в ПФО зарегистрирована примерно четверть всех религиозных организаций России, но не было обращений в правовой центр по поводу ущемления прав верующих. В целом же по России такие случаи нередки. Например, в Москве один суд признал лозунг монахов Афона, откуда привезли в Россию пояс Богородицы, «Православие или смерть» экстремистским, а другой отказал в удовлетворении иска. В Горно-Алтайске судят члена общины Свидетелей Иеговы за то, что он сказал, что его вера самая правильная. Но нет конфессии, представители которой не считали бы только свою веру истинной. Согласно Конституции право на защиту чести и достоинства есть у каждого. Однако не все защищают свою репутацию.
В.А.Окмянский, начальник информационно-правового отдела Аппарата Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области подчеркнул, что право на свободу совести и вероисповедание является фундаментальным правом гражданина России, которое закреплено в ст. 28 Конституции. В Комиссию по правам человека верующие обращаются по самым разным поводам: студенты просят освободить их от занятий по субботам, пожилые, отказавшиеся от получения паспортов, за помощью в получении государственных услуг. Как положительный пример, он отметил, решение Пенсионного фонда, принятого по просьбе Патриарха, выплачивать пенсию по документам, удостоверяющим личность, а не паспортам. Как правило, защитить права верующих можно на уровне региона.
М.А. Жеребятьев, к.ф.н., доцент, Международного института гуманитарно-политических исследований (Воронеж), оценил ситуацию, сложившуюся во взаимоотношениях религии и СМИ как скверную: реальное внимание к нуждам верующих отсутствует. СМИ предпочитает сенсации. Декларация церковного отделения от государства, но не от общества, повисает в воздухе. Кроме того, сложились особые отношения конфессий с ведущими телеканалами. Например, РПЦ «не дружит» с НТВ, так как телеканал не соблюдает «доктринальную» чистоту оценок. СМИ находятся на подпитке экономических структур. В этих условиях принцип «всем сестрам по серьгам» не работает. Даже попытка создать клерикальный православный канал, по сути, провалилась: «Союз» едва выживает. Делается «заход» через государственные СМИ, но государство скоро осознает проблематичность такого решения. Ведь в этом случае актуализируется вопросы о том, на какие права может рассчитывать меньшинство и каковы должны быть критерии, чтобы НРД перестали быть новыми? Вопросы современного бытия религиозных организаций, развития вероучения, особенностей культа должны, по мнению докладчика, обсуждаться в СМИ в разнообразии подходов богословских, правовых и религиоведческих.
Интересный доклад «Христианское общественное движение и СМИ» сделала к.и.н., проф. зав. кафедрой политологии и социологии Московского государственного строительного университета З. И. Иванова сделала акцент на истории христианской демократии. Впервые христианская партия возникла во Франции в 1826 г. В России первая попытка была предпринята евангельскими христианами и католиками в 1917 – 1918 гг. В СССР в 1989 г. был создан христианско-демократический союз под руководством А.Огородни-кова. Ориентировавшийся на западную демократию, он пережил несколько расколов и, в конце концов, распался. В 1992 г. Г.Якунин пытался создать организацию, взяв за пример ХДС Германии. Будучи депутатом, он проводил молитвенные собрания в ГосДуме, на которые приглашались зарубежные политики. На выборах РДС получила 0,28% голосов и распалась на ряд организаций. В. Аксючиц предпринял попытку возродить это направление на основе почвенничества, великодержавия и национализма, создав Российское христианское демократическое движение. В 2011 г. создано Христианское общественное движение «Благодатная Русь». Каков будет его тренд, пока предсказать трудно.
Д.и.н., профессор И.И. Маслова (Пенза) в докладе «Пресса и государственно-конфессиональная политика в годы перестройки (1985–1991 гг.) проанализировала причины изменения вероисповедной политики в этот период. Одной из причин пересмотра отношения власти к религии, стали перемены в общественном сознании, которые отражала пресса. Общество постепенно осознавало, что верующие - полноправные граждане страны, а религия – это часть мировой и отечественной культуры. Во многом это было обусловлено усилиями интеллигенции - ученых, писателей, деятелей культуры, светских и религиозных правозащитников, духовенства. Общественное мнение побуждало власть осознать недопустимость продолжения борьбы с религией. Традиционные методы атеистического просвещения и административного нажима продемонстрировали несостоятельность, воспроизводство религиозного сознания не прекращалось, а позиции церкви стабилизировались. Государство по-прежнему стремилось контролировать религиозную жизнь страны, но отношение власти к верующим стало более толерантным. Изменения в законодательстве о свободе совести и религиозных организациях в 1990-е годы впервые за послереволюционную историю предоставили им статус юридических лиц, которые вправе участвовать в общественной жизни, использовать средства массовой информации, осуществлять культурно-просветительную, благотворительную, издательскую деятельность. Верующим гражданам страны и религиозным центрам государство передало в бесплатное и бессрочное пользование тысячи церквей. РПЦ стала полноправной участницей духовной жизни общества.
О.А.Сибирева, представлявшая Информационно-аналитический центр «Сова», эксперт, (г. Москва), выступила с докладом «Религиозная ксенофобия в СМИ». По её наблюдениям, светские издания повторяют информацию из конфессиональных СМИ. Причем, условно «традиционные» редко выступают с критикой друг друга. Чаще православные обрушиваются на «секты», к которым они относят всех, кроме названных в законе как традиционные. Светские СМИ подхватывают слово «секта», приписывая им все грехи. Например, Нижнекамск был объявлен оплотом ваххабитов, в Туле по просьбе патриарха заблокировали 2 сайта епископа, который отошел от ортодоксии. Нередко причина конфликтов лежит в общекультурном и правовом невежестве. В целом же в обществе отсутствует интерес к религии как таковой.
Директор отдела Общественных Связей Западно-Российского Союза Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, исполнительный директор Общероссийской организации содействия защите свободы совести О.Ю. Гончаров в докладе «Освещение деятельности протестантских религиозных организаций в светских СМИ» на конкретных примерах подтвердил выводы О.А. Сибиревой. Например, рассказывая о росте адвентистской общины в Коломне, журналистка высказала сожаление, что закон об экстремизме написан только под ваххабитов и не дает оснований для привлечения к ответственности других «сектантов». В Перми светские СМИ в укор адвентистам поставили то, что они провели в молельном доме вечер, посвященный памяти Анны Герман. Но о том, что у пермских пятидесятников 55 коек для реабилитации наркоманов, и процент возвращающихся к нормальной жизни выше, чем у официальной медицины, СМИ не напишут.
Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ В.Д. Столяр в своем докладе «Развитие СМИ в Церкви ХАСД» напомнил, что одна из важнейших задач Совета при Президенте – гармонизация межконфессиональных взаимодействий. За 15 лет его существования произошли значительные изменения в религиозной карте России. Например, в Омской области протестантских церквей более 200, а у РПЦ – 140. Рост количества прихожан требует создания собственных СМИ, в связи с чем, в Заокском на базе семинарии создается факультет журналистики.
Митрофанова И.Ю. - генеральный директор медиа-холдинга "Протестант", редактор сайта Протестант.ру – отметила, что протестанты в Европе и Америке – доминирующее направление. В России эти деноминации также активно развиваются. Протестантские СМИ имеют современную техническую базу в каждом крупном регионе, но они не в состоянии освещать полностью религиозную проблематику. Проблема в другом: государственные СМИ ограничены социальным заказом, а частные каналы тем более. Кроме того, у России второе место в мире после Ирана по числу убийств журналистов, отсюда жесткая самоцензура. В результате значителен разрыв СМИ с обществом. Интернет несколько корректирует ситуацию, но в нем СМИ занимают лишь 10%, остальное – развлечения и т.п. Большинство посетителей Интернета в возрасте от 6 до 35 лет, то есть это те, за кем будущее…
Тему роли Интернета как фактора воцерковления молодежи продолжила Т.П. Белова – к.филос. н., доцент Ивановского государственного университета. Она привела данные социологического исследования православной молодежи. Были выявлены основные цели использования Интернета: миссионерство, поддержание целостности религиозной общины и её развитие, информационный обмен. Конфессии используют такие культовые практики как онлайн-молитвы, участие в богослужениях и прослушивание проповедей, виртуальные паломничества, кибер-ритуалы. Внекультовые практики включают общение со священниками и единоверцами в Сети, заказ через интернет-магазины религиозной литературы, CD-дисков с проповедями, фильмами на религиозные сюжеты, чтение официальных документов РПЦ и других конфессий, религиозное образование. Тем не менее, роль Интернета пока незначительна: даже среди тех, чья степень воцерковленности высока, лишь каждый десятый знает православные сайты.
После пленарных докладов прошла презентация литературы, средств массовой информации, специализирующихся на освящении религиоведческой и религиозной проблематики. Прежде всего, внимаю участников Круглого стола был представлен сборник статей и материалов Второй Международной научно-практической конференции октября 2010 г. «Религии России: проблемы социального служения», явившийся итогом диалога учёных, власти и представителей конфессий о социальных практиках религиозных организаций, их взаимодействия с обществом, каритативной деятельности. После чего коллектив кафедры истории религии и культуры исторического факультета ННГУ им. Н.И.Лобачевского в содружестве со студентами представили вниманию публики разрабатываемый и постоянно поддерживаемый ими сайт «Религиозная свобода в Нижегородском регионе». С обзором научной литературы, выпускаемой издательством «Медина» выступила проф., д.и.н. О.Н.Сенюткина. Представители религиозных организаций провели презентацию конфессиональных СМИ.
Острый интерес вызвала дискуссия о профессиональной компетенции журналистов. Были высказаны две прямо противоположные позиции. Светские журналисты заявили, что они не могут знать глубоко всё, о чем пишут. Ученые и верующие отстаивали убеждение, что если журналист берется за религиозную тематику, то он должен получать информацию из разных источников, и, прежде всего, консультироваться с религиоведами и теми представителями конфессий, которые знают ее догматику, культ, социальную доктрину и практику. Мнение большинства выразил А.С.Лебедев – представитель Русской православной старообрядческой церкви: «Не знаете – лучше не пишите. Лучше пусть не знают о нас, чем имеют лживую информацию».
В завершении Круглого стола была принята итоговая резолюция.
ReligioPolis