Среди мероприятий, организуемых сегодня на волне клерикализации светского пространства, нельзя не отметить организованного Московским государственным лингвистическим университетом "Научно практического семинара "Религиозное образование как элемент формирования духовности современной молодежи". Целью встречи, прошедшей в Казани 9 ноября, было заявлено согласно информации Ислам.ру, "научно-практическое осмысление развития системы религиозного образования российской молодёжи в постсоветский период". Однако, еще до проведения семинара организатор сообщал, одновременно, что на в процессе работы "будет уделено внимание проблеме зарубежного религиозного обучения и его последствиям, в частности, для мусульманской уммы России и конкретно Татарстана, проникновению нетрадиционных для коренных мусульманских народов страны форм зарубежного псевдоислама экстремистского толка и поиску путей противодействия религиозной радикализации мусульманской молодёжи".
Таким образом, политическая направленность, судя по теме религиозного мероприятия была запланирована изначально. Однако, организация такого мероприятия светским государственным ВУЗом не вызвала никаких вопросов у общественности.
Ничего принципиально невозможного в этом усматривать в настоящее время, конечно, не стоит. В процессе внедрения преимущественно православного религиозного регламента в светском пространстве России мусульманское сообщество вынужденно заявляет о себе хотя бы в тех регионах, где оно составляет большинство, и делает это гораздо более этично.
Тем не менее, судя по итоговому документу, принятому участниками семинара, нетрудно заметить, что его базовые тезисы по существу полностью соответствуют основным тенденциям, откровенно обозначенным православными клерикалами. В ряду таковых можно назвать формирование образа врага, персонифицированного в зарубежных религиозных организациях; апеллирование к "антиэкстремистскому" законодательству в противостоянии своим религиозным оппонентам; нетерпимость к любым проявлениям "новых религиозных движений" (НРД), которые определяются заведомо "деструктивными" и т.п.
Однако, если такого рода калькирование частью исламского религиозного сообщества идеологем своих собратьев из РПЦ МП допустимо оставить на совести самих представителей религиозных организаций, как внутриконфессиональные явления, то отдельные тезисы предлагаемого читателю для ознакомления текста "Резолюции научно-практического семинара "Религиозное образование как элемент формирования духовности современной молодежи", выглядят странным эпатажем в адрес здравого рассудка.
Прежде всего, это проведение полного тождества между понятиями "духовное" и "религиозное", где под видом компенсации низкого общекультурного уровня граждан и общества в целом, предлагается религиозное образование. Чего стоит одна лишь такая цитата из документа: "На сегодняшний день общество и государство понимают, что наряду со светским образованием для подрастающего поколения россиян желательны духовные знания, которые требуют такой же поддержки и внимания, как и российская система начального, среднего и высшего образования. В этой связи особенно вопрос о поддержке отечественной системы религиозного образования со стороны государства встает остро, когда молодежь предпочитает получать духовные знания не в своей стране, а в зарубежных странах".
Вероятно, именно это можно воспринимать наиболее ярким примером поддержки избранными исламскими организациями в России генеральной линии православной клерикализации.