Сергей РЫЖЕНКОВ
20 октября в Архангельской области была создана рабочая группа по противодействию «деструктивным религиозным культам». На ее первом заседании было принято решение совместными усилиями губернатора, правительства области и Архангельской епархии РПЦ бороться с действующими в регионе «сектами».
24 октября на это событие обратил внимание информационно-аналитический центр «Сова».
Как сообщил пресс-центр губернатора и правительства области, предполагается
разработать цикл телевизионных культурно-просветительских программ, вести разъяснительную работу в школах, информировать о деятельности деструктивных религиозных культов педагогические коллективы образовательных учреждений, выпускать информационные буклеты, а также предупреждать жителей области о подобного рода организациях и последствиях их деятельности с помощью социальных сетей, печатных изданий, информационных агентств, других средств массовой информации.
Немного правового нигилизма правопорядку не повредит?
Хотя рабочая группа была создана по решению совета по обеспечению правопорядка и в нее вошли представители правоохранительных органов и правового департамента областного правительства, участники заседания не стали ставить перед собой задачу определиться с терминами в плане их правового содержания. Как известно, в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных организациях» ни о «деструктивных религиозных культах», ни о «сектах» ничего не сказано.
Очевидно, что в роли главного эксперта будут выступать деятели РПЦ, имеющие большой опыт «сектоборчества» (см., например здесь). Собственно, инициатива по созданию рабочей группы принадлежит епископу Архангельскому и Холмогорскому Даниилу, приступившему к исполнению обязанностей в начале 2011 году, а до того работавшему на аналогичной должности на острове Сахалин и зарекомендовавшему себя как раз в качестве «сектоборца». Явное наличие конфликта интересов у РПЦ в этом вопросе никого из членов рабочей группы не смутило. Впрочем, они в данном случае следовали сложившейся в последние годы традиции признания за РПЦ права решать, какие из конкурирующих с ней в борьбе за паству организаций следует считать ««деструктивными сектами».
То, что «предупреждение» жителей области об опасности «сект», не является неудачным выражением журналистов, подтверждает прямая цитата из выступления руководителя рабочей группы заместителя губернатора Романа Балашова:
...Наша задача совместно с Русской Православной Церковью предупредить граждан о существовании деструктивных религиозных культов, научить людей отличать тех, кто подменяет собой действующие конфессии, не допустить пропаганду экстремистских идей.
Читаем «Закон о свободе совести...» (ст. 4, ч. 2 и 4 соответственно):
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности...
...Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления... не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Рабочая группа явно предлагает как раз вмешиваться «в определение гражданином своего отношения к религии», а входящие в эту группу должностные лица, явно симпатизирующие РПЦ, собираются заняться «формированием того или иного отношения к религии».
Кроме того, представляется столь же не обоснованным в правовом отношении рассмотрение на заседании вопроса о борьбе с «сектами» «в рамках определения путей противодействия экстремизму». Речь, насколько можно понять, идет об организациях, которые не были признаны экстремистскими. Конечно, рабочая группа может предполагать, что эти организации будут таковыми признаны, и даже способствовать признанию их таковыми. Но формулировка Балашова «не допустить пропаганду экстремистских идей» явно опережает события. Говоря так, он уже определяет «секты» как организации, пропагандирующие «экстремистские идеи» (что еще требуется доказать). Очевидно, что официальное лицо такое забегание вперед позволять себе не должно.
Припряжение национальной безопасности
Как я уже говорил, инициатором создания рабочей группы был епископ Даниил. Комментируя свою инициативу (см. видеоролик: 1:24-1:35) он подчеркнул, что помимо духовной опасности, видит в деятельности конкурентов и угрозу государству:
Каждый из нас видит тех или иных проповедников, которые, отрицая нашу духовность, они отрицают культуру и тем самым они отрицают и нашу государственность.
В свою очередь, комментируя итоги первого заседания рабочей группы, Балашов развил тему национальной безопасности, сначала напомнив о террористической «Аум Сенрикё», а затем высказав уже не столь абстрактное подозрение в шпионских устремлениях «сектантов» (см. видеоролик: 0:55-01:55):
Мы все прекрасно понимаем, что многие из этих сект, особенно иностранных сект, не случайно возникают и собираются вокруг оборонных предприятий, предприятий, которые имеют важное стратегическое значение.
Сжюрналюжничали?
Я не случайно ранее помянул о возможном журналистском огрехе. Пересказывая другую часть выступления Балашова, авторы заметки приписали ему такие слова:
Все чаще так называемые секты позиционируют себя как одну из существующих конфессий, ведут пропаганду своей преступной деятельности в образовательных учреждениях...
Вряд ли на заседании могло дойти до того, что деятельность «сект» признали на нем без суда и следствия «преступной».
А вот вопрос о том, почему в заметке не названо ни одной «секты», остается открытым. Возможно, авторы заметки напортачили, но не исключено, что действительно ни одна из организаций на заседании названа не была (или решили народ конкретикой не грузить?). Так или иначе, публика была извещена о том, что объявлен поход против неопределенного круга религиозных организаций и групп, которые, не входят в число так называемых «традиционных религий».
Сдвиг по тренду
Отмечу, что еще в 2010 году, по крайней мере, до октября, на сайте Архангельской епархии спокойно висели объективистские справки о таких религиозных организациях, как Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы (и некоторых других), причем о последней было сказано:
В настоящее время это вторая по численности верующих (после Русской Православной Церкви) религиозная конфессия Архангельской области.
То есть при прежнем руководителе епархии, также занимавшем воинственную позицию по отношению к «сектам», по крайней мере, одна из этих религиозных организаций еще не «подменяла собой действующую конфессиию» (выражение Балашова), а таковой признавалась. Епископ Даниил оценивал тех же Свидетелей Иеговы совсем иначе, обвиняя их, в числе прочего, в «подрыве государственности российской» (см. видеоролик: 06:55-09:07). Сдвиг, видимо, действительно следует связывать с появлением нового руководителя епархии (см., также статью об определенных ожиданиях, вызванных его назначением), но, вероятно, этот сдвиг является отражением общей тенденции ограничения свободы совести и религиозных организаций в сегодняшнем государстве российском.
ИТОГО:
«Деструктивные секты», по версии новой совещательной структуры при губернаторе и правительстве Архангельской области, занимаются пропагандой экстремизма, угрожают национальной безопасности, не говоря уже о том, что в религиозном плане они... неправильные. Ни один из этих трех обвинительных пунктов рабочая группа не считает нужным доказывать, но уверена в том, что они являются основанием для противодействия этим организациям, даже если такое противодействие плохо согласуется (если вообще согласуется) с требованиями Закона.
Почему к организациям инаковерующих граждан предъявляются повышенные требования в плане исполнения законов, «сектоборцы» от РПЦ и от государства не объясняют, но дружно отказывают им в обычном порядке признания какой-либо деятельности нарушающей закон. Под таким пропагандистским напором немногие задумаются о смысле конституционной нормы о том, что государство у нас светское, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Автор: Сергей Иванович РЫЖЕНКОВ - доцент факультета истории, политологии и права РГГУ, главный редактор сайта "Демагогия.ру"
Источник: Демагогия
Комментарии
Потому попам и выгодно скрывать Библию вместе с евангелиями, а потчевать паству мифами, содержащимися в их преданиях. Про богоматерь Марию, жившую в монастыре (откуда они взялись в Израиле?!), про её вечное девичество, про Андрея первозванного, установившего крест на Руси (это в 1-м веке!), про многочисленные чудеса т.н. святых.
Всё направлено, чтобы паства не размышляла, а фанатела. Отсюда и служба в церкви на мертвом языке, и кодирование молитвы "Отче наш", и целование ручек попам и поклонение мощам.
Интересно, сколько бы Христу дали времени проповедовать в наши дни? Ведь нетерпимость на религиозной почве не исчезла с исчезновением коммунистической идеологии. Только теперь из идеологического поля это преследование перешло в поле инквизиторское. Свидетельством этого явилось осуждение Калистратова по сфабрикованному уголовному делу. Кстати, впервые в демократической России, впервые за 25 лет... Кто заказчик? Перечитайте статью вверху.
А если паства ещё узнает, что Иисус учил христиан обращаться друг к другу словом "брат" (Мф. 23:8), а не титулом "епископ", то вся карьера и благополучие попа - коту под хвост. Ну скажите, разве с его точки зрения это не экстремизм? А Христос для него является главным экстремистом, против которого епископ вознамерился бороться!
Меня смущает взаимное обращение в храме попов и паствы. "Братья и сестры", - вещает священник. Но почему тогда твой "брат" обращается к тебе, попу, со словами "отец" и "батюшка"??? Так вы братья или кто? Вы христиане, или где? ))) Для кого Иисус произнес повеление в Матфея 23:8, 9: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель -- Христос, все же вы -- братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах"???
Да, какая же страшная для епископов книга Библия!!! И те, кто её проповедует...
ДАЛЬ, ОЖЕГОВ - КОНФЕССИЯ - и, ж. (книжн.). То же, что вероисповедание. || прил. конфессиональный, -ая,-ое.
ВИКИ - Конфе́ссия (touchscreen confessio — 'испове́дание') или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих... - и так далее с идентичными значениями вплоть до философских или политических словарей.
К справке: РПЦ проходит ПО ВСЕМ пунктам "признаки секты", тогда как говорится, что один-два пункта если сходятся - значит организация является сектой. А у РПЦ сошлись ВСЕ. Вот такие вот пироги...
ЗЫ а к СИ ни один пункт не подходит. (Хотя вероятно выдумали новые, специально для них, так что уже не знаю.)