Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ИМУШЕСТВЕННАЯ БУЛИМИЯ

Печать

Александр КЛЮЧНИКОВ

 

Военно-исторический музей, АксайВ Аксае разгорается скандал: местная церковь требует от музея отдать принадлежащее ему здание.

Верующие ссылаются на недавно вышедший федеральный закон о возвращении церковного имущества, музейщики - на здравый смысл. Уступит ли храм культуры своё место храму Божьему?

- А ведь когда-то мы жили дружно, - сокрушённо вздыхает директор Аксайского военно-исторического музея Ирина Панченко. - Как иначе - всё же соседи.

От приземистого здания музея «Почтовая станция» до белокаменной Свято-Одигитриевской церкви подать рукой. Со стороны, да ещё и не зная, сразу не разберёшь, что это - большое приходское подворье или музейный комплекс, в состав которого входит храм. Впрочем, до поры никто особо этим вопросом и не задавался. Верующие ходили через музейную территорию на службы, гиды рассказывали экскурсантам об истории храма и чудесном обретении Одигитриевской иконы, в начале 18-го века спасшей Дон от холеры. Так что на появление закона о реституции церковного имущества аксайские музейщики даже не обратили внимания. Как оказалось, зря.

 

Музей раздора

- В начале года настоятель храма отец Александр невзначай обронил, что здание музея скоро перейдёт приходу, так как исторически оно являлось церковной собственностью, а новый закон позволяет религиозным организациям требовать бывшее имущество обратно, - рассказывает Ирина Панченко. - Мы удивились: с какой стати, если в этом здании исстари располагалась почтовая контора, не имевшая никакого отношения к храму? В ответ представители прихода рассказали, что они нашли документы, подтверждающие их правоту. Да, когда-то на этом месте действительно находилось имение казачьего полковника Лотошникова, один из наследников которого пожертвовал деньги и участок земли на строительство часовни. Но конкретных данных о том, является ли наше здание тем самым, которое когда-то принадлежало церкви, нет. Не знают об этом и в приходе.

Мне сказали, что они нашли в архивах только чертежи, поэтому теперь будут обмерять наше здание, и, если размеры совпадут, музею придётся съехать - вместо него тут будет церковно-приходская школа.

Попытки верующих обойти с рулеткой музейное здание Панченко пресекла на корню. Правда, заметила, что полтора века назад в России мерили аршинами, а не метрами, так что разыскивать своё имущество лучше со старинным инструментом. Заодно посоветовала обмерять все древние дома, стоящие вокруг музея: а ну как искомым окажется один из них?

- Мне ответили: мол, вы что, там люди живут, кто нас туда пустит, а вы государственная структура, вам взамен дадут другое здание, - негодует директор музея. - Может, и дадут, но в том и беда, что это будет именно другое здание. А не место, где останавливались Лермонтов, Грибоедов, Толстой, Чайковский, где, наконец, трижды бывал Пушкин, в память о котором на станции уже двадцать восемь лет проводятся поэтические чтения. Как же можно всё это отдать?

 

Культура или культ?

- Наша позиция однозначна: в отсутствие чётких доказательств прав церкви на музейное здание речь о реституции идти не может, - отрезал начальник отдела областного министерства культуры Геннадий Неуструев. - Тем более, что в отношении областных музеев у нас уже есть один опыт негативного сотрудничества с епархией.

Чиновник приводит в пример Старочеркасск. Когда в середине девяностых в древней столице донского казачества появились священники, музейщики приняли батюшек с миром. Ни у кого не возникло сомнений, что в старинных намоленных храмах должны проходить богослужения. Однако вскоре представители церкви начали всё чаще заводить речь о том, что очагам культуры следует потесниться. Областное министерство культуры, как рассказывает Неуструев, не раз возражало против передачи музейных объектов епархии, однако церковь ещё до принятия закона о реституции сумела выйти на Москву и добиться решения в свою пользу.

- В результате мы потеряли уже три объекта, - говорит он. - В конце 2008 года музейщики ушли из Воскресенского Войскового собора, в 2010-м епархия получила никогда не принадлежавший церкви дом торговых казаков Жученковых, который местный монастырь стал использовать под общежитие, а в январе состоялась передача Преображенской ратницкой церкви, чья реконструкция обошлась бюджету в 26 миллионов рублей.

- И к чему это привело? - спрашивает директор старочеркасского музея Николай Калашников. - После того как мы отдали Воскресенский собор, в нём отключили отопление. Сейчас там регулярно идут богослужения, но для сохранения уникального деревянного иконостаса зажигать свечи крайне нежелательно. А ведь Старочеркасский музей-заповедник - это объект культурного наследия федерального значения, это достояние всего народа!

Однако, как поясняют в минкульте, конструктивного диалога с настоятелем Старочеркасского монастыря пока не получается. Более того, в ближайшее время музейные работники опасаются лишиться всего ефремовского Атаманского подворья, на которое претендует монастырь.

- По какой-то причине наладить отношения между музеями и церковью пока не удаётся, - констатирует председатель Ростовского отделения Общества охраны памятников Александр Кожин. - Пять лет назад епархии передали совершенно гражданский объект - обветшавший домик Врангеля - он до сих пор так и стоит заброшенный, продолжая разрушаться. То же самое со старым зданием Театра музкомедии. Епархия собиралась сделать там православный центр, но вместо этого в здании отключили отопление, оно пришло в негодность, и в результате церковь от него отказалась. Хотя, с другой стороны, епархии предлагают взять исторический храм в Мало-Мишкине, имении графа Платова. Там за бюджетные деньги был сделан ремонт, Новочеркасский музей продолжает оплачивать коммунальные расходы, но никаких экспозиций в помещении церкви нет, она используется только для богослужений.

Письмо настоятеля аксайского храма с претензиями на музейное здание сейчас изучается в министерстве культуры. Его представители заявляют, что готовы отстаивать свою позицию до конца. Тем более что в отличие от старочеркасского заповедника, «Почтовая станция» является областной, а не федеральной собственностью. Однако уверенности у чиновников нет: всё-таки человек предполагает, а Бог располагает.

 

«Диалог будет налажен»

Священник Даниил Азизов, руководитель отдела по культуре Ростовской епархии:

- Церковь всегда говорила большое спасибо музейным работникам за сохранение храмов в годы Советской власти. Как мы будем теперь выстраивать отношения? Сейчас я только-только вхожу в эту тему. Уверен, что диалог будет налажен. Этот вопрос назревал достаточно долгое время, его нельзя разрешить разом. Думаю, что нужен здравый рассудок. Надо по возможности исключить эмоции и пересмотреть все документы по проблемным объектам. Ведь есть пример совместной работы музеев и церкви. Например, в Третьяковской галерее действует храм, в котором находятся уникальные произведения искусства. Там ведутся богослужения, но там не ставят свечей.

Новый митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в корне меняет вектор деятельности, он смотрит в будущее. Уверен, что владыка использует весь свой опыт, чтобы диалог с работниками культуры оказался конструктивным.

 

« Музеям и церкви делить нечего»

Татьяна Абрамова, учёный секретарь Ростовского областного музея краеведения:

- На следующий год будет сорок лет, как я работаю в музеях. Ни я, ни кто другой из моих коллег ни разу не пожалел, что в годы тотального царствования атеизма спасал храмы от разрушения. В 1972 году я начинала работать в Старочеркасске. Тогда там была страшная разруха. Помню, как переносила иконы из собора в хранилище, чтобы их сохранить. Теперь, когда всё в Старочеркасске выглядит как конфетка, пусть всё принадлежит церкви? А где же разумные пределы? Давайте найдём точки соприкосновения. Ведь если говорить о культуре, духовности и воспитании подрастающего поколения, то музеям и церкви делить нечего.

 

Источник: АиФ на Дону

 

Комментарий RP: Количество примеров обострения конфликта религиозной организации с отечественной культурой увеличивается. При этом, все более откровенно обозначается позиция клерикального участника, выступающего в качестве приватизатора общенационального достояния. Она представляется так, что культурная общественность уберегла от антирелигиозного варварства памятники истории и культуры, якобы, лишь для того, чтобы предоставить их в распоряжение отделенной от государства организации. То есть, не для сохранения культурно-исторических ценностей, а для их демузеефикации – иначе говоря, для использования по первоначальному назначению на правах собственника, либо употребление в иных утилитарных целях. В том, что это "варварство", аналогичное дикости былых "борцов с пережитками прошлого", которые уничтожали памятники или использовали их также для утилитарных нужд, сомнений остается все меньше. Разница наблюдается лишь в самоназваниях приватизаторов.


Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100