В октябре текущего года информагентством Regions дважы публиковалась подборка мнений политиков, религиозных и общественных деятелей по вопросу о месте в общественной жизни националистических движений и групп. Доминирующими респондентами оказались священнослужители, что не удивляет. Поддержка националистических настроений, равно как и осуждение подобного наиболее радикально высказываются теми, кто апеллирует к конфессиональной морали, независимо от вероисповедания. Исключением среди опрошенных можно считать лишь одного раввина, одного представителя мигрантской организации и, отчего-то, представителя националистического органа ВРНС.
Последний опрос был приурочен к отказу столичных властей националистам в проведении ими так называемого "русского марша" – пропагандирующей национализм акции , которую они намереваются провести в Москве 4 ноября. "Правительство Москвы запрещает шествие по формальным основаниям. Волеизъявление 15 тысяч граждан запрещается из-за опечатки в уведомлении, которое мы подавали", - цитирует Regions заявление одного из лидеров русских наци Дмитрия Демушкина. Формальные обоснования своих запретов власть давно и традиционно использует практически во всех подобных случаях, когда речь идет о нежелательности для нее каких-либо определенных манифестаций.
Однако, глава Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ Константин Ромодановский недвусмысленно указал на вред пропаганды национализма, что вполне соответствует конституционному запрету, экстремистски нарушаемому отдельными государственными чиновниками и общественными группами. По словам Ромодановского, проведение в России националистическим мероприятий, то "абсолютно дремучая ситуация. Это какие-то попытки все передернуть".
Столичное ГУВД по обыкновению аргументирует свою нескрываемую симпатию к наци тем, что по их данным почти половина (48%) всех преступлений в Москве совершается мигрантами. Но заместитель Ромодановского Е.Егорова утверждает, что по ее данным приезжие ответственны в России всего за 3% правонарушений.
Большинство опрошенных православных священнослужителей придерживаются знакомой по истории позиции, что пока националистические движения не приступили к грубому нарушению закона, они должны иметь право высказывать свои взгляды. «Националисты должны иметь возможность проявить себя в открытом публичном пространстве, показать свое реальное лицо, чтобы людям стал понятен характер этого движения, - является ли оно нравственно здоровым, какие средства оно готово предложить для решения действительно серьезных проблем», - считает, например, преподаватель Московской духовной семинарии и академии иеромонах Тихон (Зимин). Вероятно, такие гуманитарные дисциплины, как новейшая история преподаются в МДА недостаточно квалифицированно или однобоко. Ознакомление преподавателей и слушателей в процессе обучения с политической ситуацией в Германии 30-х годов прошлого века вряд ли сподвигло бы иеромонаха на столь странную реплику.
Приблизительно той же степенью подлинной, либо деланной наивности отличаются мнения почти всех опрошенных священнослужителей, в противовес чему категорическая убежденность игумена Никона (Головко) в том, что наци следует создавать свою партию и быть активнее выглядит более определенно.
Впрочем, об этом вполне откровенно высказался один из опрошенных священников – протоиерей из Подмосковья и директор православной гимназии им. Иоанна Богослова Сергий Махонин. «Вопрос с «Русским маршем», конечно, по большей части политический, - считает он. - К духовной жизни он имеет отношение только в том смысле, что все мы, граждане государства Российского, очень разные. Есть среди нас и националистически настроенные, и протестно настроенные, и никак не настроенные. Но все наше общество, как единый инструмент, будет звучать хорошо или плохо в зависимости от настройки. И какая при этом будет тональность?... Очень хотелось бы надеяться, что мы настроимся внутренне сердечно и умственно на мирный лад, то есть так, как просит человека Господь Бог".
Нетрудно предположить, что демонстрации церковной властью посредством своих функционеров симпатии к экстремистски настроенным социальным группам русских "национал-патриотов" обязаны были наложить отпечаток на корпоративную позицию православных священнослужителей в целом. В поисках поддержки клерикальная структура, так же, как отдельные государственные чиновники в нынешней ситуации кризиса не может позволить себе быть брезгливой. Поэтому наблюдаемая на примере религиозной организации невнятность позиции способна оказаться более определенной лишь в том случае, если в среде ее кадров возобладает позиция гражданская.
ReligioPolis