Григорий СМОЛИЦКИЙ
В охранных зонах Нового Иерусалима в Истринском районе началось высотное строительство, в связи с чем местная администрация выступила с инициативой пересмотреть режим использования охранных зон. Об этом рассказал заместитель председатель Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников Евгений Соседов.
— Охранные зоны вокруг монастыря действовали еще с дореволюционных времен. Однако в постсоветской истории утвердить их никак не удавалось, что давало возможность застраивать прилежащую территорию, — объяснил Соседов. — Лишь поле создания Попечительского совета при президенте РФ по реставрации монастыря в 2008 году ситуация сдвинулась с мертвой точки.
В 2010 году проект охранных зон был подготовлен. Впрочем, регламент застройки нового района города Истра в нем прописан не был. Данный пункт был включен в проект только по настоянию членов ВООПИКа.
— Необходимо принимать во внимание, что Новый Иерусалим не только монастырь — это очень большая территория, — разъяснил Соседов. — Уже сейчас при взгляде на нее с холма открывается панорама с видом не только храмов, но и высоток, стоящих рядом.
В апреле 2011 года охранные зоны все-таки были утверждены. Впрочем, несмотря на это, практически сразу же здесь началось строительство. Например, котлован был вырыт под видом археологических работ. И это несмотря на режим, позволяющий строить здания не выше 12 м. Очевидно, что постройка инфраструктурных объектов для новых зданий также нанесет ущерб историческому ландшафту.
В результате члены собрания депутатов городского поселения Истра и городская администрация приняли решение обратиться в Росохранкультуру и правительство Московской области с прошением пересмотреть зоны регулируемой застройки и разрешить высотное строительство.
Что касается законности строительства уже возводящихся зданий, то в администрации Истринского района объяснили, что все разрешения были получены еще до утверждения охранных зон, а значит, эти два дома все-таки будут достроены. «Другого строительства в границах охраняемой территории не будет», — сообщили в администрации, добавив, что данные два дома не повлияют на внешний облик местности.
Несмотря на заверения администрации, состояние территории Нового Иерусалима продолжает обсуждаться. В воскресенье монастырь посетил патриарх московский и всея Руси Кирилл. По сообщению активиста ВООПИКа и депутата муниципального собрания истринского района Светланы Хохловой, патриарх высказал обеспокоенность в связи с появившейся вокруг монастыря застройкой.
Глава русской православной церкви отметил, что в России осталось куда меньше исторических построек и ландшафтов, чем, например, в Европе. И главы городских и районных администраций продолжают их уничтожение. Руководитель пресс-службы патриарха Владимир Вигилянский подтвердил «Известиям» тот факт, что патриарха беспокоит нынешняя ситуация.
Новоиерусалимский монастырь основан в 1656 году Никоном как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское (Сафатово), купленных Никоном у стольника Романа Боборыкина. По замыслу Никона, Новый Иерусалим должен был стать центром православного мира, русской Палестиной.
Источник: Известия
Комментарий RP: Удивление патриарха Кирилла посторонним строительством на территории, которую РПЦ МП намерена объявить своей "охранной зоной", понятно. В соответствии с "Концепцией по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря…" для РПЦ МП, оговаривается, что определение таких земель должно проходить в соответствии с "предложениями по инфраструктурным изменениям с учетом реституции монастырской собственности и локализации, с постепенным исключением форм хозяйствования, не свойственных традиционному монастырскому использованию, на территории, отведенной монастырю, а также по формам закрепления, сохранения и развития элементов сакральной топографии на территории Истринского района" (3.1). То есть, близлежащие от монастыря территории религиозная организация видит монастырскими, а не социальными.
Огульные застройки исторических зон, как известно, являются одним из традиционных парадоксов отечественного планирования и выглядит это, нередко, откровенным варварством. Однако, маловероятно, что беспокойство руководителя религиозной организации за сохранность исторического облика "зоны" имеет доминирующее значение: о том, как обыкновенно относятся в церкви к эксплуатируемым ею историческим памятникам, россиянам хорошо известно. Другое дело, что делить могущие оказаться в ее распоряжении земельные угодья с кем-либо еще, религиозной организации, конечно, крайне нежелательно.