Небезынтересный "сигнал" был получен российской общественностью в результате состоявшегося в Ярославле Мирового политического форума. Один из его участников – президент Турции Абдуллах Гюль сделал достаточно откровенное заявление, которое могла быть воспринято российской властью, как замечание по существу. По мнению турецкого президента, причиной напряженности в обществе с риском его раскола могут стать этнические, культурные и религиозные различия, что требует от государственной власти умения этого избежать.
Вероятно, такой тезис можно было бы воспринимать и как апологетику монорелигиозной культуры, если бы не уточнение, в котором, собственно, в деликатной форме и заключался упрек гостя в адрес государственно-религиозной политики России. Абдуллах Гюль заметил, что для обеспечения внутригосударственного социально-политического комфорта, власти в первую очередь требовалось бы обеспечить своих граждан, независимо от их вероисповедание, языка и расы, равными гарантиями соблюдения их конституционных прав. Это касается как предоставления им равных возможностей, так и справедливого распределения их доходов.
"Государство должно быть таким механизмом, который признает человека важнейшим элементом индивидуальной и общественной жизни и объявляет приоритетной задачу расширения свобод граждан, обеспечивая при этом его безопасность", - отметил президент Турции.
Быть может, кто-то и намеревался бы объяснить отчетливый упрек в адрес российской власти особыми "переживаниями" Абдуллах Гюля лишь за мусульманское сообществе в России, отдельные представители которого, как известно, подвергаются серьезным соблазнам со стороны коррумпированного чиновничества. Однако, судя по реакции президента РФ Дмитрия Медведева, российская власть хорошо понимает, о чем идет речь.
Вопрос сосуществования различных народов на территории России, по мнению президента Медведева – вопрос внутренней гармонии, достижение которой в государстве с большим количеством народов и конфессий дело крайне сложное. Напомнив, что былая советская идеологема о "принципиально новой общности – едином советском народе" была все же более теоретизированием, президент заметил: "Но это не значит, что мы должны уходить от этой проблемы и от этой идеи. Мы действительно должны создать общество внутренней гармонии, где люди толерантны друг к другу и в то же время люди уважительно относятся к традициям, составляющим сердцевину того или иного этноса".
По словам российского президента, категоричная критика большинством европейских политиков ценностей мультикультурализма, не может быть примером для слепого подражания со стороны российских политиков, так как "у России к этому вопросу более сложное отношение", где требуется и внимательное осмысление, и формулирование практических рецептов.
Подобные прецеденты свидетельствуют о возникновении понимания российскими политиками рисков, которые представляет собой огульная клерикализация светского пространства страны. Навязывание идеологемы о "кризисе мультикутурализма", как известно, активно поддерживается клерикальными политиками крупнейшей в стране религиозно-политической корпорации РПЦ МП. Но в данном случае, пусть и формально, но президентом выражены серьезные сомнения в ее безопасности для России и россиян.
ReligioPolis