Инна ЗАГРЕБИНАМне кажется, всякому должно быть понятно,
что нужно уничтожить безграмотность
М. Горький
Тема религии всегда была, да пожалуй, и останется интригующей и таинственно интересной. В этой связи общество сталкивается с многочисленными публикациями, теле- и радиопередачами на религиозную тематику. При этом количество откровенно провокационного материала, несущего в себе религиозную нетерпимость и фальсифицирующего жизнь религиозных объединений, возрастает, что не может не вызывать беспокойства. Между тем, ни для кого не секрет, что СМИ принадлежит особая роль по воздействию на мышление среднестатистического обывателя.
Материалы, выдаваемые масс-медиа и содержащие недостоверную информацию, критически не осмысливаются и воспринимаются как изложение авторитетного, компетентного мнения, достойного доверия. И, как следствие, находят положительный отклик у значительной части населения. В связи с этим общество все более заражается ксенофобией и религиозной нетерпимостью.
Однако не только журналисты, но и порой высокопоставленные чиновники позволяют себе некорректные, оскорбительные высказывания в адрес религиозных организаций, что наносит еще более серьезный вред.
Так, например, 3 августа 2011 г. в г. Хабаровске, выступая на выездном заседании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в России, министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев призвал следить за деятельностью сект и предотвращать противоправные действия их адептов. При этом министр отметил, что "На территории страны действуют около десяти крупных религиозных сект. Это вызывает особую тревогу, ведь члены сект зачастую уходят из семей, разрывают социальные связи, отдают свое имущество, а иной раз совершают тяжкие и особо тяжкие преступления". Кроме того, по его словам, в ряде сект процветает насилие, члены некоторых сект совершают поджоги храмов и даже убийства.
В своей речи министр не указал ни одной из десяти так называемых крупных "сект", что дает повод для произвольного толкования его слов в адрес законопослушных религиозных объединений, несущих на себе клеймо "сектантов", под которое, как правило, попадают практически все неправославные религиозные организации.
Между тем, Хабаровский край на сегодняшний день является одним из самых неблагополучных регионов в области государственно-конфессиональных отношений в России. Напомним читателю, что именно там разгорелась судебная эпопея с признанием опасными катехизических программ "Альфа-курс", "Трес диас", "Инкаунтер", проводимых в большинстве христианских конфессий, включая православную, римско-католическую и протестантскую Церкви различных деноминаций, а также распространенных в христианстве религиозных практик: возложения рук, молитв на иных языках и сошествия Святого Духа, также присущих не только пятидесятникам.
Более того, именно специалисты хабаровской краевой психиатрической больницы своими так называемыми экспертными исследованиями возрождают забытый с советских времен институт "карательной психиатрии". Речь идет об использовании психиатрии против групп людей, объединенных общими ценностями и интересами, в данном случае религиозными. В этой связи трудно не согласиться с мнением президента Независимой психиатрической ассоциации России Юрия Савенко, отметившего, что психиатрия в Российской Федерации используется для преследования религиозных меньшинств.
Между тем, по мнению ряда правозащитников и ученых, "карательная психиатрия — это явление, возникающее в тоталитарных странах, которые вынуждены обслуживать нередко преступный режим" [1].
На этом фоне высказывание министра выглядит отнюдь не безобидным и не безопасным и наводит на мысль о поддержке борьбы с инакомыслящими в данном регионе.
Более того, использование ненаучной и неправовой терминологии в устах столь высокопоставленного чиновника, по меньшей мере, приводит в недоумение. Следует отметить, что в социальных сетях данное высказывание министра не осталось незамеченным и вызвало возмущение жителей Хабаровского и Приморского краев.
Однако уже 8 августа 2011 года, выступая в Нижнем Новгороде на заседании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, глава МВД РФ Рашид Нургалиев отметил, что СМИ не должны создавать "фон, который породил серьезную проблему между исламом и православием и другими конфессиями" [2]. По мнению министра, "слово должно быть выверено, информация должна быть объективной, она должна быть доведена до людей без двусмыслия и тех элементов, которые могли бы заострить проблему".
Тут невольно задаешься вопросом, почему же данная позиция не прозвучала в Хабаровске? У нас в разных регионах России действуют разные законы и проводится прямо противоположная религиозная политика?
В условиях нынешней действительности, когда экстремизм и терроризм носит зачастую религиозный характер, а тема борьбы с "сектами", под которые подпадают в том числе и законопослушные религиозные объединения, приводит к усилению ксенофобии и дискриминации по религиозному признаку, было бы целесообразным ввести для должностных лиц исполнительной власти, которые тем или иным образом соприкасаются с вопросами свободы совести и свободы вероисповедания, а также на факультетах журналистики и юриспруденции курс под условным названием "Юридическое религиоведение", дающий основы религиоведения, религиозного права и права на свободу религии.
В противном случае будет возрастать ксенофобия в обществе, что в дальнейшем может привести к повторению сценария, аналогичного развернувшемуся на Манежной площади, только уже по религиозному признаку.
[1] Савенко Ю.С. (2005). ""Карательная психиатрия в России" Рецензия". Независимый психиатрический журнал (№ 1).
[2] http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=41782
Автор: Инна Владимировна ЗАГРЕБИНА – заместитель директора Института религии и права
Источник: газета "Протестант"
Комментарии
вот, вроде бы претендующий на интеллегентность мужчина, а позволяете себе такую некорректность, бестактность в отношении женщины...
Видимо безграмотность у нас и в толерантности к чужому мнению...