Согласно сообщению официального интернет-ресурса РПЦ МП, 27 июля в процессе поездки главы Московской патриархии на Украину, в столице этого государства состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви. В результате проведенного зарубежом совещания 13-ти высших церковных иерархов, были обсуждены итоги прошедшего недавно собора УПЦ МП, где камнем преткновения на соборе стало предлагожение изменений в устав - в том числе, определяющих правомочность утверждения этого устава руководителем РПЦ МП. В результате обсуждения пришли к компромиссу: пока устав УПЦ принят в старой редакции 2007 года, тогда, как поправки к нему будут обсуждены позже специальной Межсоборной комиссией под управлением лояльного к РПЦ МП митрополита из Донецка Илариона.
Однако, среди других вопросов, рассмотренные Священным Синодом РПЦ МП - в том числе, сугубо церковных, касающихся образования новых епархий или использования в церковной практике молитвенного чина о самоубийцах, оказались темы, затрагивающие интересы светского общества России.
Членами Синода были рассмотрены, приняты и утверждены "типовой устав церковного музея и единые правила владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви", а также "Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ".
Как известно, решения Священного Синода религиозной организации, отделенной от светского государства Основным законом Российской Федерации (ст.14 Конституции РФ), могут быть действительны только для внутриконфессионального пространства, не распространяясь на светское общество. Кроме того, принимаемые внутри религиозной организации решения и устанавливаемые ею нормы не могут противоречить нормам действующего законодательства РФ, изменяя либо отменяя предписываемые ими условия. Одновременно, п.5 ст.13 Конституции РФ запрещает "деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности" РФ, а п.5 ст.4 Федерального Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", прямо указывает, что религиозное объединение "не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления".
В связи с этим возникает первый вопрос: каким образом церковный орган может рассматривать такие вопросы, как распоряжение особо ценным культурным достоянием народов России, которое церковь определяет, как "имущество" ? А далее и такие вопросы, как "имеет ли церковный орган основания для утверждения стандартов религиозных дисциплин "общего образования для учебных заведения РФ", если РПЦ МП, как и прочие религиозные организации от РФ отделена?" или "не является ли такой акт вмешательством религиозной организации в светский законотворческий процесс с внесением инициатив, противоречащих конкретным принципам государственного устройства РФ?".
Разумеется, гораздо корректнее предполагать, что члены Священного Синода РПЦ МП, заседавшие за пределами России, где Министерство юстиции, вероятно, зарегистрирует вскоре Устав этой религиозной организации с более, чем 10-летним опозданием, не намеревались давать повод для подозрений в пренебрежении ими нормами действующего законодательства РФ. Похоже, упомянутые вопросы, как и вынесение решений по ним, объясняются чисто популистским расчетом религиозной организации, остро нуждающейся в поддержании своего имиджа на Украине из чисто политических соображений.
PS. Впрочем, предположений о том, что акции на Украине становятся частью предвыборной операции в России, скрыть не удается. Как сообщает, например, украинское агентство Багнет, событие следует за событием: "Прибывший в Крым вроде бы по личным делам экс-президент АРК Юрий Мешков разражается призывами, которые официальный Киев расценил как экстремистские. Украина выслала мятежного политика, но вслед за этим, вроде бы безо всякой связи с инцидентом, но и без видимых причин, Москва озадачивает нас несогласованностью дат визита Дмитрия Медведева. Все это происходит на фоне непростых газовых переговоров, косвенно связанного с ними дела Тимошенко и торговой войны. Наконец, последний штрих – предложение президента РФ к Украине и Беларуси вместе отпраздновать в 2012 году круглую дату российской государственности. После чего в Киев приезжает Патриарх РПЦ Кирилл, чтобы принять участие в торжествах по случаю Крещения Руси. Причем одновременно в трех столицах: Москве, Киеве и Минске. Иерарх, помимо прочего, оговаривается о русском единстве. Что, естественно, вызывает резкую реакцию внутри Украины. Многое говорит в пользу версии, что Владимир Путин и Дмитрий Медведев, независимо от того, постановочное ли между ними соперничество или реальное, намерены вывести основные предвыборные сражения за пределы РФ".
ReligioPolis